Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Изменились штрафы за бюджетные нарушения

8 октября 2013 469 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ (далее – Закон № 252-ФЗ ) внесены значительные поправки в законодательные акты, регламентирующие отношения в бюджетной сфере. Кроме того, усилена ответственность за нарушения в бюджетной сфере. Коррективы, внесенные Законом № 252-ФЗ, направлены на совершенствование государственного и муниципального финансового контроля, укрепление бюджетной дисциплины, усиление ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В частности, Бюджетный кодекс РФ дополнен следующими статьями:

  • статья 268.1 определяет полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • статья 269.1 регламентирует полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • статья 269.2 устанавливает полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению подобного контроля.

Отдельно выделим новую статью 270.2, определяющую порядок составления и направления представлений и предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Объекты финансового контроля

Статья 266 «Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований» Бюджетного кодекса РФ признана утратившей силу. Вместо нее введена статья 266.1, которая устанавливает объекты государственного (муниципального) финансового контроля. Перечислим их:

  • главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета;
  • финансовые органы;
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов – по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования);
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами;
  • государственные (муниципальные) учреждения.

Методы контроля

Новая статья 267.1 посвящена методам государственного (муниципального) финансового контроля. Определено, что ими являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Для целей применения норм Бюджетного кодекса РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В свою очередь ревизия – это комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Результаты проведения как проверки, так и ревизии оформляются актом. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Обследование представляет собой анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Его результаты оформляются заключением.

Что касается санкционирования, то это совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Бюджетные нарушения

Бюджетный кодекс РФ дополнен новой главой 29, посвященной общим положениям о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения.

Так, законодатель раскрывает содержание понятия «бюджетное нарушение». Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого новой главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Бюджетные меры принуждения

Новая глава 30 Бюджетного кодекса РФ в свою очередь определяет виды бюджетных нарушений, а также бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение. Перечислим данные нарушения.

Во-первых, это нецелевое использование бюджетных средств. Данному нарушению посвящена статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Во-вторых, это невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 Бюджетного кодекса РФ). В-третьих, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 Бюджетного кодекса РФ). В-четвертых, нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 Бюджетного кодекса РФ). Наконец, в-пятых, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, которому посвящена статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ.

Административные санкции

В Кодексе РФ об административных правонарушениях изменена редакция ряда статей, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в бюджетной сфере, а также введен целый ряд новых составов административных правонарушений.

Приведем ряд новых статей, призванных обеспечить повышение дисциплины в сфере бюджетных правоотношений:

  • статья 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом»;
  • статья 15.15.2 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита»;
  • статья 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий»;
  • статья 15.15.6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»;
  • статья 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания».

Особо необходимо отметить введенную в Кодекс РФ об административных правонарушениях ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля. Совершение такого деяния чревато наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Помимо включения в Кодекс РФ об административных правонарушениях новых составов административных правонарушений и определения административных наказаний за их совершение законодатель внес коррективы в уже известные составы правонарушений. Так, в частности, внесены изменения в редакцию статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Штрафы за бюджетные нарушения такого вида следующие: для должностных лиц – штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, а для учреждений – штраф от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению. Ранее за нецелевое использование бюджетных средств мерой ответственности были только штрафы: для должностных лиц – от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для учреждений – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.

Также скорректирована статья 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Так, согласно новой редакции статьи 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. Сумма санкций для юридических лиц составит от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, которая не перечислена в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Штрафы за бюджетные нарушения такие как несвоевременный возврат бюджетного кредита:

  • на должностных лиц (от 10 тыс. до 30 тыс. руб.);
  • на юридических лиц (от 2 до 12% суммы бюджетного кредита, которая не перечислена в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Это установлено частью 4 статьи 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Формирование госзадания

Остановимся отдельно на государственном (муниципальном) задании для госучреждений, так как Закон № 252-ФЗ уточняет нюансы его формирования. В частности, ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями таких услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней устанавливается Правительством РФ, исполнительными органами госвласти субъектов РФ и администрациями муниципальных образований. Это установлено новым пунктом 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, который вступит в силу 1 января 2014 года. Пункт 4 этой же статьи дополнен положениями о том, что объем финансового обеспечения выполнения госзадания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Также по решению органа госвласти (местного самоуправления), наделенного функциями и полномочиями учредителя учреждения, при определении объема финансового обеспечения выполнения госзадания используются нормативные затраты на выполнение работ (нормативные затраты на оказание госуслуг утверждаются с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти). А нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения госзадания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 15.15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Д. Звоненко,
юрист

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка