Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Подайте в инспекцию новое уведомление по взносам

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Отчет по сборам за загрязнение экологии

1 февраля 2009 86 просмотров

АВТОМОБИЛЬ. Если у фирмы есть расходы на топливо, то она обязана платить сборы за загрязнение

Редко какая организация обходится в своей деятельности без использования автомобилей. У одной фирмы может быть целый автопарк, у другой – лишь пара машин в собственности, а у третьей – единственный автомобиль, и то взятый в аренду. При этом все три фирмы должны вести отчет по сборам за загрязнение экологии и обязаны перечислять платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Любой автотранспорт, по мнению законодателей, является передвижным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. И если фирма использует в деятельности авто, то она обязана заплатить за вредный выброс.

При этом, как я уже отметила, не имеет значения, принадлежат транспортные средства фирме на праве собственности, арендуются ими или находятся в безвозмездном пользовании. Главное основание для взимания экологической платы – это факт расходования самой фирмой топлива при эксплуатации транспортного средства.

Фирма может использовать не только автомобили, но и различные передвижные транспортные средства и механизмы, например автопогрузчики. Так вот, если для их эксплуатации требуется топливо, то платить за загрязнение все равно придется.

Сам расчет платежа не представит никакой сложности. Для этого фирме понадобятся следующие данные:

– количество использованного топлива – определяем по данным бухгалтерского учета, например, по путевым листам;
– норматив платы за использованный вид топлива;
– районный коэффициент – он зависит от района, в котором находится фирма, так, например, коэффициент для Северо-Западного района равен 1,5, а для Центрального – 1,9;
– городской коэффициент – он равен 1,2, и его используют только те фирмы, которые расположены в черте города, для остальных фирм данный коэффициент равен 1;
– федеральный коэффициент, который ежегодно устанавливают в законе о федеральном бюджете.

Зная все эти величины, вы без труда определите сумму экологического платежа. Перемножьте все пять показателей и получите нужную сумму.

Для особо охраняемых природных территорий, например курортов, применяется дополнительный коэффициент, равный 2.

И еще один нюанс, забывая о котором многие бухгалтеры допускают ошибку в расчете. Количество использованного топлива надо брать не в литрах – обычно именно в этих единицах ведется учет топлива в организациях, – а в тоннах. Чтобы перевести известные литры в тонны, бухгалтеру понадобятся показатели плотности. Где их можно взять?

Во-первых, данные о плотности, как правило, указываются в накладных на отпуск топлива или в спецификациях. Во-вторых, отдельные показатели плотности можно найти в письме ФНС России от 24 марта 2005 г. № 03-3-09/0412/23@. А если вы не найдете плотность своего вида горючего и в письме, я рекомендую вам обратиться к ГОСТу 3900-85 (ГОСТ 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности», утвержденный Госстандартом СССР 20 декабря 1985 г).

Обратите внимание: согласовывать расчет экологического платежа по автотранспортным средствам с органами Ростехнадзора не надо. Каждая организация составляет расчет самостоятельно по факту израсходованного за отчетный период топлива. Подтверждают такой подход и контролирующие органы (Пункт 34 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626).

Значение всех районных коэффициентов, а также более подробные инструкции по расчету даны в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626.

У организаций есть законный способ избежать платы за негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду. Правда, подойдет он далеко не всем. Предположим, что фирма арендует только один автомобиль у своего сотрудника. Как мы выяснили, она обязана платить экоплатеж за использование транспортного средства, пусть даже и арендованного. В такой ситуации я бы посоветовала организации не заключать договор аренды, а выплачивать компенсацию работнику за использование личного автомобиля в служебных целях – тогда рассчитывать экологический платеж фирме уже не придется. Ведь фактически расходы топлива будет нести собственник автомобиля, а фирма будет только компенсировать их.

ОФИСНЫЙ МУСОР. Платить за загрязнение должен собственник мусора

В процессе деятельности абсолютно любой организации возникают отходы. Самое элементарное – бытовой мусор: бумага, пакеты и т. д. Как организации избавляются от мусора? Обычно они заключают договор со специализированной компанией, которая занимается вывозом и утилизацией отходов. Многие ошибочно полагают, что раз фирмы сами мусор не утилизируют, то никакого вреда экологии они не наносят. Следовательно, и перечислять экологические платежи не надо. Однако это совсем не так.

Вносить плату должен тот, кто размещает отходы, то есть первичный собственник мусора. О том, что размещение отходов является платным, сказано в статье 21 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Причем под платой в данном случае следует понимать не ту сумму, которую фирма ежемесячно перечисляет на счет вывозящей отходы компании, а именно экологический платеж. Аналогичные разъяснения дали и специалисты Ростехнадзора (Письмо Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001).

Для решения проблемы платить или не платить экологический платеж за бытовой мусор фирмы не раз обращались к судам. Но надо отметить, что арбитражная практика в большинстве случаев на стороне экологов. В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А арбитры подчеркнули, что наличие договора на вывоз отходов не освобождает от платы за загрязнение экологии. Примечательно, что данное дело возникло в результате спора между экологами и налоговой инспекцией, сотрудники которой полагали, что, заключив договор на вывоз отходов, они полностью исполнили свои экологические обязательства.

Однако не могу не отметить и положительную практику для организаций. Так, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2007 г. № А05-5798/2007 судьи в качестве основного аргумента использовали позицию Конституционного суда РФ, согласно которой платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Данные платежи должны быть дифференцированы и индивидуализированы в зависимости от степени негативного воздействия (Определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

Имея такой подход, арбитражный суд сделал вывод, что платить за вывоз бытового мусора фирма не обязана, так как реально своими действиями не оказывает никакого вредного воздействия на экологию. К сожалению, подобные судебные решения редкость. Поэтому из соображений безопасности экологические платежи лучше все-таки перечислять.

С перечислением проблем как раз и не возникает. Экологические сборы малых и средних предприятий обычно не превышают и 1000 рублей за квартал. Трудность представляет вот что. Помимо обязанности по внесению экологического платежа специалисты Ростехнадзора требуют от организаций разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Итак, чтобы иметь право размещать свои отходы, в том числе и бытовые, на законных основаниях, фирма должна получить от территориальных органов Ростехнадзора разрешение на такое размещение. Для получения данного разрешения фирме, во-первых, придется встать на учет в соответствующие органы, а во-вторых, составить проект нормативов и лимитов имеющихся в организации отходов (Статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов содержится в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461. Деятельность по их разработке не лицензируется. Поэтому фирма может разработать проект самостоятельно (Пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Если заниматься подготовкой проекта своими силами у фирмы желания нет, тогда она может обратиться за услугами к специализированной компании. Сразу скажу, что затраты на оплату таких услуг можно будет учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Минфин России возражать против такого учета не будет (Письмо Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133).

Когда проект нормативов и лимитов будет готов, его надо будет согласовать с Ростехнадзором. На основании согласованного проекта организация получит от органов долгожданное разрешение на размещение отходов.

Обратите внимание: разрабатывать проект каждый год фирме не придется. Его лимиты и нормативы будут действовать в течение пяти лет, конечно же, при условии, что основной производственный процесс в организации останется без изменений (Пункт 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461).

Проект необходим не только для получения от Ростехнадзора разрешения на размещение отходов. Он нужен фирме и для дальнейшей работы. Именно на его основе фирма будет рассчитывать величину экологического платежа.

Непосредственно к расчету и перейдем. Чтобы определить сумму экологического платежа за размещенные в отчетном периоде отходы, бухгалтер должен знать:

– фактическое количество отходов за отчетный период – на основе документов от вывозящих отходы организаций;

– норматив платы – его можно взять из проекта, этот показатель будет зависеть от класса опасности отхода: чем больше опасность, тем выше будет и его норматив;

– районный коэффициент – зависит от района, в котором находится фирма, так, например, коэффициент для Северо-Западного района равен 1,3, а для Центрального – 1,6 (аналогичный коэффициент нам встречался и при расчете экологического платежа за использование транспорта, однако значение коэффициентов, как видим, разное, не перепутайте их);

– федеральный коэффициент – устанавливается ежегодно, зависит от класса опасности отхода.

Чтобы найти окончательное значение экологического платежа, снова перемножаем все вышеуказанные показатели. Итоговая сумма найдена.

Кстати, если организация решит разрабатывать проект самостоятельно, то нормативы платы по классам отходов она может найти в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Всего существует пять классов опасности отходов: I класс – чрезвычайно опасные, V класс – практически неопасные. К какому именно классу относятся отходы вашей фирмы, можно определить по каталогу отходов (Федеральный квалификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786) .

Так, например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, – это IV класс опасности. А мусор от уборки территории и помещений относится к V классу опасности. Пищевые отходы кухонь и отработанные лампы накаливания также входят в V класс опасности.

Отчет по сборам за загрязнение экологии достаточно специфичен. Обычно отходы измеряют в кубических метрах, и, чтобы перевести их в тонны, бухгалтеру вновь понадобятся показатели плотности, только теперь уже плотности конкретных отходов. Такие данные можно найти из проектов лимитов или в специальной литературе.

И еще один нюанс. Если фирма не уложилась в лимит, указанный в проекте, и разместила больше отходов, то ей придется применить дополнительный коэффициент, который равен 5. Обратите внимание: если фирма не получила разрешение от Ростехнадзора на размещение отходов, то все ее отходы считаются сверхлимитными.

Мы можем по своему желанию перечислить экологический платеж в пятикратном размере, но при этом не мучиться и не составлять проект лимитов?
– Не можете. Дело в том, что составление проекта – это обязанность фирмы. Она установлена в статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. За отсутствие нормативов образования отходов фирме могут выписать штраф. Причем сумма штрафа составит от 10 000 до 100 000 рублей для юридических лиц и от 2000 до 5000 рублей – для индивидуальных предпринимателей – статья 8.2 КоАП РФ. То, что фирма перечислила экологический платеж в пятикратном размере, от административной ответственности фирму вовсе не освобождает. Кстати, статья 8.2 КоАП РФ за отсутствие проекта предусматривает даже приостановление деятельности организации. Правда, с учетом исключительного характера данной меры вероятность ее применения мала. Есть и еще один отрицательный момент. Платежи за сверхлимитные отходы в расчете налога на прибыль не участвуют. Это следует из пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса РФ.

Способ избавиться от хлопот с экологическими платежами за размещение отходов тоже существует. И даже не один. Первый способ – заключая договор на вывоз отходов со специализированной компанией, предусмотрите в нем пункт о переходе права собственности на отходы. В этом случае все обязательства по размещению отходов возникнут у собственника отходов, то есть у специализированной организации. А это значит, что уплачивать экологические платежи за отходы будет уже не ваша фирма, а та, к которой перешло право собственности на отходы. Подтверждает такую позицию и Ростехнадзор будет (Письма Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001 и от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455).

Второй способ: на размещение отходов фирма может заключить договор комиссии. Согласно этому договору, специализированная компания – комиссионер будет размещать отходы по поручению их собственника, то есть нашей фирмы, но от своего имени. В этом случае обязанность платить экологические платежи возникает у специализированной компании-комиссионера, а не у организации-комитента. Основанием служит пункт 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ. Ростехнадзор против такого варианта возражать не (Письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145).

Есть еще и третий способ. Но он будет интересен только для фирм-арендаторов. Если арендодатель позволит фирме-арендатору сбрасывать отходы в свой мусорный контейнер, то в этом случае брошенные отходы арендатора станут собственностью арендодателя. Это следует из пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Значит, платить за размещение отходов придется арендодателю, а арендатор освободит себя от экологических поборов. Ростехнадзор подтвердил такую позицию в письме от 2 августа 2007 г. № 04-18/1038.

Комментарий редакции

Когда ответственность за неуплату экологических сборов снимается?

Тем организациям, которые в течение определенного времени ни вносили в бюджет экологические платежи, советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные статьей 8.41 того же кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в пункте 14 постановления от 24 марта 2005 г. № 5, в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия – неуплаты в бюджет, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Таким образом, до 20 апреля 2009 года риск административной ответственности существует для тех организаций, которые не внесли в бюджет экологическую плату за I квартал 2008 года и более поздние периоды. Фирмы, не внесшие плату за более ранние периоды, привлечению к административной ответственности не подлежат.

Вопросы после лекции

Я индивидуальный предприниматель. Какая ответственность мне грозит за несвоевременное перечисление экологических платежей?

Пени на сумму недоимки по экологическим платежам не начисляются. На это указывает пункт 31 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626. Однако если просрочка экоплатежа в вашей организации будет выявлена в ходе проверки, тогда вас могут оштрафовать по статье 8.41 КоАП РФ. В ней предусмотрены штрафы в размере от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц и от 3000 до 6000 рублей – для должностных лиц. Напомню, что индивидуаль ные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица – статья 2.4 КоАП РФ.

Три года назад нам разработали проект нормативов и лимитов отходов. Расходы по разработке проекта я разделила на пять лет и равномерно списывала их в течение действия проекта. С этого года у нашей фирмы новый вид деятельности, поэтому мы заказали новый проект. Как быть с несписанными затратами по предыдущему проекту, ведь его мы использовали только три, а не пять лет, как планировали изначально?

По общему правилу организация затраты на разработку проекта нормативов и лимитов размещения отходов списывает равномерно в течение всего срока действия данного проекта. Но если фирма разрабатывает новые нормативы, а затраты на подготовку старых списаны еще не полностью, тогда эту неучтенную сумму можно отнести на расходы единовременно. Аналогичные разъяснения дали специалисты финансового ведомства в письме Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105.

За прошлый квартал мы платеж заплатили, а вот расчет сдать забыли. Предусмотрена ли ответственность за не вовремя сданный расчет?

Действительно, обязанность плательщиков представлять территориальным органам Ростехнадзора расчет экологической платы установлена в пункте 3 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Согласно этому пункту, организации обязаны сдать расчет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. То есть в тот же день, в который наступает крайний срок уплаты. Однако за неуплату в срок ответственность предусмотрена, а вот за несвоевременное представление расчетов подобной ответственности нет.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка