Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Решение проблем «упрощенки»

1 сентября 2009 77 просмотров

Налоговики признали позицию Президиума ВАС РФ: коэффициенты-дефляторы надо перемножать.

Решение проблем «упрощенки». Организация не может перейти на «упрощенку», если ее доход за 9 месяцев предшествующего года превышает 15 млн руб. При этом «упрощенец», чей доход по итогам текущего года превысит 20 млн руб., потеряет право на спецрежим. Такие ограничения предусмотрены в пункте 2 статьи 346.12 и пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Эти величины – 15 и 20 млн руб. – необходимо перемножать на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно. Так вот, долгое время существовал спор, какой коэффициент нужно применять – только установленный на текущий год или все коэффициенты, ежегодно устанавливаемые начиная с 2006 года.

Дело в том, что в пункте 2 статьи 346.12 и пункте 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ четко сказано, что величины подлежат индексации на ежегодно устанавливаемые коэффициенты-дефляторы, а также на все ранее применяемые коэффициенты. Однако чиновники разъясняли, что буквально трактовать эти нормы Налогового кодекса РФ не следует. Для определения предельных величин организации должны пользоваться лишь одним коэффициентом, который установлен на текущий год. Прошлогодние коэффициенты использовать в расчете не надо, поскольку каждый последующий коэффициент, который устанавливается на год, уже рассчитан с учетом прошлогодних дефляторов. Данная позиция нашла отражение в письмах Минфина России от 7 мая 2009 г. № 03-11-06/2/82, от 10 марта 2009 г. № 03-11-09/93, от 3 марта 2009 г. № 03-11-06/2/33, от 30 декабря 2008 г. № 03-11-05/322 и др.

Отдельные организации не пожелали мириться с такой трактовкой законодательства. Ведь если четко следовать кодексу и использовать все коэффициенты, то выходит, что перейти на «упрощенку», скажем в 2009 году, могла та компания, чей доход за 9 месяцев 2008 года не превысил 28 236 721 руб. (15 000 000 ? 1,34 ? 1,241 ? 1,132). То есть предел дохода с учетом коэффициентов 2006, 2007, 2008 годов соответственно.

Если же следовать разъяснениям Минфина России и использовать только один текущий коэффициент, то компания, получившая доход за 9 месяцев 2008 года в размере 28 млн руб., уже не могла перейти на «упрощенку». Поскольку, по расчетам чиновников, предельный доход для перехода на спецрежим в 2009 году составлял лишь 20 100 000 руб. (15 000 000 ? 1,34).

Аналогичная ситуация и с потерей права на «упрощенку». Если применять коэффициенты за три года, то предельный порог будет значительно выше, нежели чем рассчитанный по методике Минфина России.

Учитывая цену вопроса, «упрощенцы», естественно, обращались в суды. Но окончательно ситуация разрешилась недавно. Президиум ВАС РФ признал, что пороговые суммы доходов должны индексироваться не только на коэффициенты-дефляторы текущего года, но и на коэффициенты, применявшиеся ранее, – постановление от 12 мая 2009 г. № 12010/08.

Аргументы судей такие: из текста приказов Минэкономразвития, в которых и установлены значения ежегодных коэффициентов, вовсе не следует, что значения текущих коэффициентов рассчитаны с учетом прошлогодних. Вместе с тем требования статьи 346.12 Налогового кодекса РФ четко предусматривают индексирование предельных доходов в 15 и 20 млн руб. не только на текущий коэффициент-дефлятор, но и на коэффициенты, используемые в прошлые годы. Данная норма является императивной, то есть предполагает четкое следование ей, и никаких вольных трактовок не допускает.

С такой трактовкой судей пришлось согласиться и чиновникам – письмо ФНС России от 3 июля 2009 г. № ШС-22-3/539 @ . Что немаловажно: это письмо согласовано с Минфином России.

Подведем итоги и отметим значимость постановления ВАС РФ. В первую очередь оно пригодится тем компаниям, которые за период с 2007 по 2009 год подавали заявление о переходе на «упрощенку», но получили отказ из инспекции из-за неверного, как это выяснилось сейчас, расчета. Во-вторых, данное решение будет полезно тем компаниям, которые в 2007-м или 2008 году были вынуждены вернуться на общий режим налогообложения также из-за неверного расчета предельного уровня дохода по рекомендациям Минфина России. Указанные организации вправе подать уточненные декларации по «упрощенке» и потребовать зачета либо возврата налогов, излишне уплаченных по общему режиму налогообложения, а при отказе со стороны инспекции в таком перерасчете – обратиться в арбитражный суд.

Также выводы Президиума ВАС РФ, возможно, пригодятся компаниям и в будущем, но только не в ближайшие три года. Дело в том, что Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения. А именно установлены новые пределы доходов в целях применения спецрежима на период с 2010 по 2012 год. Итак, чтобы перейти на «упрощенку» с 2010 года, необходимо, чтобы доходы организации за 9 месяцев 2009 года были не больше 45 млн руб. Тем компаниям, которые уже применяют спецрежим, надо проследить, чтобы их доходы по итогам 2009 года не превысили 60 млн руб., только с соблюдением этого условия организация с полным правом сможет применять спецрежим и дальше. ( Пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2009 г № 204-ФЗ, пункт 21 статьи 34612 и пункт 41 статьи 34613 Налогового кодекса РФ)

Еще раз обращу внимание, что эти пределы доходов установлены временно и будут действовать в следующем порядке. Положение про предел в 45 млн руб. компании будут применять до 30 сентября 2012 года включительно, положение про предел в 60 млн руб. – до 31 декабря 2012 года включительно. ( Пункты 2, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2009 г № 204-ФЗ)

Еще один нюанс: новые временные пределы в 45 и 60 млн руб. не будут индексироваться. Это четко следует из части 3 статьи 2 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ.

Отдельным «упрощенцам» вести бухучет все-таки придется, а вот сдавать бухгалтерскую отчетность – нет.

Решение проблем «упрощенки». С одной стороны, «упрощенцы» освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Об этом говорится в статье 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

С другой – для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые в том числе могут применять и «упрощенку», существуют специальные нормы гражданского права, согласно которым вести учет таким обществам в большинстве случаев придется.

Так, например, все акционерные общества обязаны вести бухучет и составлять отчетность. Никаких исключений для обществ-«упрощенцев» в них не предусмотрено. ( Статья 97 Гражданского кодекса РФ, статьи 88, 90, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г № 208ФЗ)

Обязанность вести бухучет в данном случае возникает в первую очередь оттого, что все акционерные общества без исключения обязаны ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовую бухгалтерскую отчетность, представлять ее своим акционерам, определять чистую прибыль и стоимость чистых активов при выплате дивидендов.

В законодательстве об ООО не прописано единой нормы об обязанности вести бухучет, как для акционерных обществ. Вместе с тем там предусмотрен ряд случаев, в которых и ООО обязаны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Надо отметить, что такие случаи нередко возникают в деятельности организаций. Это, например, принятие решения об увеличении уставного капитала общества – абзац 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Если у компании возникает необходимость рассчитать действительную стоимость доли участника общества, например при выходе участника из этого общества, то без составления бухотчетности также не обойтись – пункты 2, 4, 6.1 статьи 23 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, есть бухгалтерское законодательство, которое разрешает «упрощенцам» отказаться от бухгалтерского учета. Но с другой стороны, есть специальные нормы гражданского законодательства, которые в ряде случаев предполагают ведение бухучета и никаких исключений для «упрощенцев» не делают. Какими же нормами следует руководствоваться?

Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, специальные нормы законодательства всегда имеют приоритет над общими – постановление от 14 мая 2003 г. № 8-П.

Отсюда все акционерные общества и ООО на «упрощенке» в перечисленных случаях обязаны следовать специальным нормам гражданского права. Иными словами, вести бухучет в полном объеме и составлять бухгалтерскую отчетность. На это не так давно внимание организаций обратили и чиновники, выпустив подряд сразу несколько писем. ( Письма Минфина России от 20 апреля 2009 г № 03-11-06/2/67, от 13 апреля 2009 г № 07-05-08/156, от 9 апреля 2009 г № 03-11-06/2/63)

Аналогичного мнения придерживается Конституционный суд – определение от 1 июня 2006 г. № 319-О.

Раз отдельные «упрощенцы» все-таки обязаны вести бухучет и составлять отчетность, возникает следующий вопрос: а обязаны ли эти компании сдавать отчетность в налоговую инспекцию?

В подпункте 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ четко сказано, что бухгалтерскую отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Таким образом, несмотря на то, что отдельным организациям-«упрощенцам» вести бухучет и составлять отчетность придется, сдавать эти отчеты в инспекцию им не нужно. Это подтвердили и чиновники в письме ФНС России от 15 июля 2009 г. № ШС-22-3/566 @ . Аналогичный подход и у судей – постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2008 г. № А56-42654/2005, ФАС Московского округа от 2 апреля 2008 г. № КГ-А40/1266-08.

Обратите внимание: если компания помимо «упрощенки» применяет какой-либо другой режим налогообложения, который не освобожден от ведения бухучета, то такая организация обязана вести учет, составлять бухгалтерскую отчетность и сдавать ее в инспекцию в целом по всей организации. То есть вести учет и составлять отчетность придется и в части той деятельности, в отношении которой компания применяет «упрощенку», – письмо Минфина России от 13 февраля 2009 г. № 03-11-09/51.

Рекомендация лектора

Не забудьте утвердить бухгалтерскую учетную политику

Несмотря на то что по общему правилу «упрощенцы» бухучет не ведут, как мы выяснили, это общее правило касается далеко не всех организаций. Соответственно те компании-»упрощенцы», которые обязаны вести учет в полном объеме, например, акционерные общества, или частично, например, «упрощенцы», имеющие в своем активе основные средства, должны сформировать бухгалтерскую учетную политику. Именно она сделает возможным ведение бухгалтерского учета в той части, в которой это необходимо «упрощенцу». Тем, кому учет вести не нужно, даже в части учета основных средств и нематериальных активов, составлять учетную политику для целей бухучета не придется. Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008.

При дифференцированных ставках единого налога «упрощенец» имеет право воспользоваться наименьшей

Решение проблем «упрощенки». С 2009 года у организаций-«упрощенцев» появился еще один повод для сомнений. Дело в том, что общая ставка единого налога составляет 15 процентов при объекте налогообложения «доходы минус расходы». ( Пункт 2 статьи 34620 Налогового кодекса РФ)

Однако с 2009 года субъекты Российской Федерации получили возможность снизить данную ставку до 5 процентов и установить разные значения налоговой ставки для разных категорий налогоплательщиков – пункт 2 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.

Следует отметить, что многие субъекты РФ поспешили воспользоваться такой возможностью. Так, например, все «упрощенцы» Липецкой области получили право применять минимальную ставку единого налога – всего 5 процентов. ( Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 г № 233-ОЗ)

В Ростовской области ставку единого налога тоже снизили, но только до 10 процентов, более того, пониженную ставку может применять только одна категория «упрощенцев» – субъекты малого предпринимательства. ( Статья 121 Закона Ростовской области от 2 ноября 2001 г № 186-ЗС)

А вот в Кировской области местные органы власти установили дифференцированные ставки единого налога в размере 9, 10, 11 и 12 процентов для разных категорий «упрощенцев». ( Статья 1 Закона Кировской области от 30 апреля 2009 г № 366-ЗО)

Вот при таких дифференцированных ставках у организаций и появился вопрос: какую ставку налога применять, если «упрощенец» подпадает сразу под несколько категорий? В Налоговом кодексе РФ про это ничего не сказано.

По мнению финансистов, действующее налоговое законодательство не предусматривает использование одной организацией нескольких налоговых ставок. В связи с этим чиновники разрешили тем «упрощенцам», которые подпадают сразу под несколько категорий, в отношении которых субъектом РФ установлены разные ставки единого налога, использовать наименьшую – письмо Минфина России от 2 июня 2009 г. № 03-11-11/96.

Для наглядности приведу простой пример. В Законе Еврейской автономной области от 24 декабря 2008 г. № 501-ОЗ для «упрощенцев», которые предоставляют социальные услуги, установлена ставка единого налога в размере 5 процентов. Для тех организаций, которые занимаются трудоустройством и подбором персонала, ставка налога – 10 процентов. Если «упрощенец» ведет сразу два этих вида деятельности, то он вправе исчислять налог по единой наименьшей ставке, то есть по ставке 5 процентов.

Рекомендация лектора

Какие субъекты РФ снизили ставки единого налога

Организациям-»упрощенцам» с 2009 года следует более внимательно относиться к законам местных органов власти. Велика вероятность, что и в вашем регионе действует пониженная ставка единого налога. Льготные ставки «упрощенного» налога на 2009 год установлены в Республике Адыгея, Амурской и Архангельской областях, Республике Бурятия, Брянской, Волгоградской, Вологодской областях, Республике Дагестан, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатском крае, Калужской, Кемеровской, Кировской, Липецкой областях, Югре, Республике Мордовия, Московской, Мурманской, Новгородской областях, Ненецком автономном округе, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Ростовской областях, Якутии, Ставропольском крае, Сахалинской и Смоленской областях, Республике Татарстан, Тамбовской, Томской, Тюменской и Ульяновской областях, Хабаровском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Челябинской и Ярославской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка