Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Результаты выездной налоговой проверки

1 октября 2009 19 просмотров

Готовим возражения по акту выездной проверки.

Итак, результаты выездной налоговой вас не устроили. Первое, что нужно сделать, – подготовить письменные возражения. Такое право дает пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Подать возражения нужно до того, как инспекторы примут решение по результатам проверки. На это специально отводится 15 рабочих дней со дня получения акта. Возражения вы подаете на имя руководителя своей налоговой инспекции.

Всегда нужно конкретно указывать официальные названия, наименования организации, фамилии и должности. Поэтому, составляя протокол разногласий, обязательно укажите номер акта, кем и какого числа была проведена проверка, перечислите фамилии и должности инспекторов. Дальше советую переписать из акта те положения, с которыми вы не согласны. При этом по каждому эпизоду приведите свои аргументы, ссылаясь на нормы законодательства. Рекомендую также сделать ссылку на судебную практику. Разумеется, если она подтверждает вашу позицию. Сами постановления судов лучше распечатать и оформить в качестве приложения. Не исключено, что они сыграют решающую роль. Вряд ли инспекторам захочется судиться, если у них будут основания считать дело проигрышным.

В конце документа не забудьте сформулировать просьбу учесть ваши возражения перед тем, как будет вынесено решение по результатам проверки.

Если вы оспариваете акт частично, рекомендую сделать перерасчет итоговых сумм налога и штрафа за инспекторов. Иногда это также помогает получить положительное решение. Поскольку самим налоговикам лень этим заниматься. И еще. Учтите, что все ваши доводы должны быть подкреплены документально. Если, к примеру, речь идет о вычете НДС, то к протоколу разногласий нужно приложить копии соответствующих счетов-фактур и книги продаж. Обратите внимание, что если вы прикладываете не унифицированный документ, то в нем должны быть указаны все необходимые реквизиты согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

– Допустим, возражения уже поданы в инспекцию. Но оказалось, что нужно представить по ним еще дополнения. Можно ли это сделать? – Можно, если только не истекли 15 рабочих дней, которые установлены на подачу возражений. Ведь компания может использовать весь этот срок до последнего дня по своему усмотрению.

Инспекция рассматривает акт и материалы налоговой проверки, представленные возражения и выносит свое решение. Этим решением инспекторы могут освободить или, наоборот, привлечь компанию к налоговой ответственности. Для того чтобы вынести решение, инспекции отводится 10 дней. Затем принятое решение вручается компании под расписку. Замечу, что раньше срок вручения решения в законодательстве не был установлен. Но с 1 января 2009 года этот вопрос решен. Инспекция должна вручить решение компании в течение пяти дней после его вынесения. Такова норма пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Одновременно с решением компании вручается требование об уплате налога, пеней и штрафа. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на норму пункта 11 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ. Она предусмотрена на случай, если компания уклоняется от получения решения и требования. Так вот инспекция имеет полное право направить эти документы заказным письмом по почте. Тогда они считаются полученными по истечении шести рабочих дней после отправки.

Комментарий редакции

Когда к вам может прийти налоговая проверка

Налоговики подбирают кандидатов на выездную проверку по определенным критериям. И компаниям полезно их знать. Критериев двенадцать. Они приведены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 @:1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли.2. В бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.3. В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.6. Величины показателей, предоставляющие право применять специальные налоговые режимы, неоднократно приближались к предельному значению.7. Сумма расхода, отраженная индивидуальным предпринимателем, максимально приближена к сумме его дохода, полученного за календарный год.8. Финансово-хозяйственная деятельность строится на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») при отсутствии разумных экономических или иных причин (деловой цели).9. Налогоплательщик не представил пояснения на уведомление налогового органа о несоответствии показателей деятельности.10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения («миграция» между налоговыми органами).11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Подаем апелляционную жалобу.

Если налоговики не учли ваши возражения по акту и вынесли решение не в вашу пользу, его можно обжаловать. С 2009 года действует новый порядок – досудебное урегулирование налогового спора. Иными словами, компания сначала должна подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган. И только потом, в случае неудачи, она вправе обратиться в суд. ( Пункт 5 статьи 1012 Налогового кодекса РФ)

Досудебное обжалование обязательно только по тем решениям налоговых инспекторов, которые вынесены по результатам проверки. Если у компании есть претензии по другим документам, например по решению об отказе в зачете или возврате налогов, то по-прежнему можно обойтись без досудебных процедур. То есть можно сразу обращаться в суд.

Общий порядок такой. Решение по результатам налоговой проверки вступает в силу через 10 рабочих дней после вручения налогоплательщику. ( Пункт 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ)

Если за эти 10 дней компания успеет подать жалобу, то в данном случае компания будет обжаловать решение, не вступившее в законную силу. Апелляцию в этом случае надо подавать в территориальную налоговую инспекцию. То есть в ту инспекцию, которая проводила проверку и вынесла спорное решение. Инспекторы в течение трех рабочих дней должны передать жалобу в свой вышестоящий налоговый орган, например в Управление ФНС России по области или региону. При этом действие решения по результатам проверки будет приостановлено до тех пор, пока вышестоящий налоговый орган не вынесет свой вердикт. На это отводится месяц. В исключительных случаях этот срок продлевается еще на 15 дней. Если вас не устроит решение вышестоящего органа, тогда можно обращаться в суд.

Если компания опоздает и подаст жалобу по истечении 10 рабочих дней, тогда она будет обжаловать решение, уже вступившее в законную силу. Имейте в виду, обжаловать его можно в течение года с той даты, когда было вынесено решение. ( Пункт 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ)

Жалобу нужно подавать напрямую в вышестоящий налоговый орган, то есть в УФНС. При этом действие решения инспекции по результатам проверки не приостанавливается. А это значит, что компании придется заплатить штраф и пени, начисленные по результатам проверки. УФНС, чтобы рассмотреть жалобу, отведен также месяц. В исключительных случаях он может увеличиться на 15 дней, если управлению понадобятся дополнительные разъяснения и документы. Со своим решением УФНС должно ознакомить организацию в течение трех дней. ( Пункт 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ)

Если решение УФНС не устроит компанию, она имеет полное право обратиться в суд.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС может вынести одно из следующих решений: оставить жалобу компании без удовлетворения, отменить акт инспекции, отменить решение инспекции и прекратить производство по делу или изменить решение, в том числе и вынести новое.

Срок для обращения в суд – три месяца.

Если компания пропустит трехмесячный срок для подачи иска в суд, то шанс обжаловать решение инспекции в судебном порядке все равно остается. На это указывает часть 4 статьи 198 АПК РФ. Помимо иска в суд организация должна будет подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. При наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства. ( Постановление Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г № 8815/07)

– Как правильно считать трехмесячный срок для подачи иска в суд? – Исчислять этот срок нужно так. Если вы обжаловали решение, не вступившее в законную силу, то три месяца начинают течь с того момента, когда УФНС подтвердит решение инспекции. Это следует из части 4 статьи 198 АПК РФ. А вот если компания будет обжаловать решение, вступившее в силу, то трехмесячный срок исчисляется с момента вступления его в силу. Это следует из пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. А теперь давайте считать. Предположим, вы обжалуете решение, вступившее в силу. То есть ваша компания не успела подать жалобу в десятидневный срок. Стало быть, 10 дней из трех месяцев, что даются на подачу иска в суд, уже истекли. Управление может рассматривать жалобу месяц или даже полтора. В результате получается, что на подготовку к суду у вас остается всего чуть больше месяца. Так что имеет смысл не опаздывать с апелляцией, а уложиться в срок и передать жалобу в инспекцию в течение 10 дней после вручения решения по результатам проверки.

Находим смягчающие обстоятельства.

В процессе налогового спора компании нередко забывают о смягчающих ответственность обстоятельствах. И напрасно. Ведь это шанс если не избавится от штрафа, то хотя бы его снизить. По закону при наличии даже одного смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается не меньше чем в два раза. Так гласит пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Подать соответствующее ходатайство можно в налоговую инспекцию или в суд. Но если вы подаете ходатайство в суд, учтите, что делать это нужно в судах первой или апелляционной инстанций. Если вы подаете ходатайство уже в третью – кассационную – инстанцию, то суд может его отклонить. Поскольку кассационная инстанция не вправе давать оценку фактическим обстоятельствам дела, которые не исследовались судами первой и апелляционной инстанций. Это следует из положений статей 286 и 287 АПК РФ.

Теперь давайте разберемся, что относится к смягчающим обстоятельствам. Они перечислены в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Прежде всего это тяжелые личные обстоятельства, а также действия под влиянием угрозы или принуждения. Надо сказать, что кодекс не ограничивает перечень смягчающих обстоятельств.

И сейчас мы с вами посмотрим, какие обстоятельства дополнительно учитывают суды на практике. Так, судьи обычно идут навстречу организациям, которые совершили налоговое правонарушение впервые.

Пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2007 г. № А66-9108/2006. Налоговая инспекция приняла решение взыскать с завода штрафные санкции в сумме 426 174 руб. за неполную уплату НДС. Дело в том, что предприятие начислило НДС в бюджет с опозданием. Судьи приняли во внимание добросовестность налогоплательщика и то, что нарушений до этого он не совершал. Поэтому штраф был снижен до 40 000 руб.

Суды также могут уменьшить размер штрафа, если фирма самостоятельно выявила ошибки*. ( Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 декабря 2006 г № А44-1479/2006-09)

Еще один пример – постановление ФАС Московского округа от 16 октября 2006 г., 20 октября 2006 г. № КА-А41/10100-06. Здесь судьи к смягчающим обстоятельствам отнесли не только то, что организация сама обнаружила ошибки и подала уточненные декларации, но и ее тяжелое финансовое положение.

Аналогичный подход и к тем организациям, которые имеют большое социальное значение для города. Яркий пример тому – постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2007 г. № А42-3129/2005. На суде рассматривалось заявление инспекции о взыскании с МУП «Мурманлифт» 2 406 294 руб. штрафных санкций за неуплату НДС. Однако предприятие подало ходатайство, в котором указало на тяжелое финансовое положение в связи с наличием постоянной задолженности населения и организаций. Поскольку предприятие имеет большое значение в системе жилищно-коммунального хозяйства, судьи смягчили наказание. В результате размер штрафа МУП «Мурманлифт» был снижен до 100 000 руб.

Фиксируем нарушения налоговых инспекторов.

Результаты выездной налоговой проверки могут не соответствовать действительности из-зи того, что налоговые инспекторы часто допускают ошибки при оформлении акта и решения по результатам проверки. Ваша задача – обнаружить эти нарушения и поставить в известность вышестоящий налоговый орган или суд. Документ, в котором содержится ошибка, скорее всего будет признан недействительным. Замечу, что о простых опечатках речь не идет.

Результаты выездной налоговой проверки зависят также от компетентности проверяющих органов. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки инспекторов. Прежде всего это отсутствие в акте ссылок на подтверждающие документы. Причина, вероятно, в обычной невнимательности инспекторов. Но для организации такая оплошность может оказаться на руку. Приведу пример – постановление ФАС Московского округа от 22 мая 2007 г., 28 мая 2007 г. № КА-А41/3537-07. Суд поддержал компанию. А все потому, что в акте выездной проверки и решении о привлечении к ответственности инспекторы не сделали ссылки на первичные бухгалтерские документы, а также не привели расчеты сумм доначисленных налогов.

Аналогичное решение приняли судьи того же ФАС Московского округа в постановлении от 14 мая 2007 г. № КА-А41/4094-07-П. По результатам выездной проверки компании были доначислены налоги, штрафы, пени на общую сумму 2 740 754 руб. Однако в итоге компания заплатила штраф лишь в сумме 273 руб. А причина – неправильно составленный акт проверки. В нем отсутствовали ссылки на первичные бухгалтерские документы, не были указаны вид налогового правонарушения, обстоятельства его совершения, а также сумма налога, которую требовалось перечислить. Судьи подчеркнули, что в акте должны быть приведены документально подтвержденные факты нарушений. На это прямо указывает норма подпункта 12 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Возможна и такого рода ошибка: в акте и решении по результатам проверки различаются суммы налоговых санкций. В этом случае есть большая вероятность того, что судьи признают все нестыкующиеся документы недействительными. ( Постановление ФАС Московского округа от 27 июня 2006 г № КА-А41/5702-06)

Иногда инспекторы игнорируют подтверждающие документы, которые им представляют организации при подаче возражений по акту. Суды в подобных случаях также встают на сторону компаний. ( Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2006 г № А56-7008/2005)

Нередко налоговики нарушают порядок привлечения организации к ответственности, установленный статьей 101 Налогового кодекса РФ. В таком случае решение по результатам проверки может быть отменено вышестоящей налоговой инспекцией или судом. ( Пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ)

Пример – постановление ФАС Московского округа от 6 марта 2007 г., 13 марта 2007 г. № КА-А40/1321-07. Налоговики не известили организацию заранее о том, когда и где будут рассмотрены материалы налоговой проверки. Благодаря этому обстоятельству ей не пришлось платить штраф.

Комментарий редакции

Налоговые инспекторы не имеют права проводить больше двух выездных проверок в год

ВАС РФ в определении от 22 июня 2009 г. № ВАС-7239/09 подчеркнул, что налоговые инспекции не имеют права проводить более двух выездных проверок в течение календарного года. Таково правило пункта 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ. При этом судьи уточнили, как следует понимать эту норму кодекса.Дело в том, что налоговики трактуют ее по-своему. Они считают, что главное, чтобы решения о проведении проверок не принимались чаще двух раз в год. При этом не берут в расчет тот факт, что в текущем году может закончиться проверка, начатая в предыдущем году. Тогда в общей сложности может получиться, что в течение года компанию проверят три раза. Именно такой случай и рассмотрел ВАС РФ. Налоговая инспекция в 2007 году приняла решение провести в компании выездную проверку по налоговым платежам 2006 года. Эта проверка завершилась в январе 2008 года. В следующем месяце, в феврале, инспекция решила провести выездную проверку по НДС за 2007 год. А в апреле инспекторы назначили выездную проверку по остальным налоговым платежам 2007 года. Фактически получилось, что компания в 2008 году попала под три выездные проверки. В результате лимит проверок за год был превышен. Однако инспекция так не считала. Она не брала в расчет проверку, которая началась в 2007 году, а закончилась в 2008-м.ВАС РФ указал, что такой подход в корне неверен. Применяя правила пункта 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, инспекция должна определять, сколько выездных проверок в течение года проведены в компании фактически.

Вопросы после лекции

– Когда в организацию приходят проверяющие, они должны предъявить решение о назначении проверки. Скажите, что должно быть указано в этом решении?

– В решении о назначении выездной налоговой проверки указываются полное и сокращенное наименование налогоплательщика, предмет проверки, то есть налоги, которые будут проверять, период проверки, а также должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручается проведение проверки.

– В решении было написано, что проверять будут НДС и налог на прибыль. А в ходе проверки начали проверять еще и НДФЛ. Это правомерно?

– Да. Налоговое законодательство не запрещает изменять в ходе выездной налоговой проверки состав проверяемых налогов. По желанию проверяющих состав налогов может быть как расширен, так и сужен. Но если инспекторы проверяют больше налогов, чем указано в решении о назначении проверки, это должно быть оформлено соответствующим образом. Они должны либо внести изменение в решение либо принять дополнительное решение.

– К нам пришли проверять наличие игровых автоматов, и инспекторы на наших глазах вписали в решение название нашей компании и ИНН. Имеют ли они такое право?

– Инспекторы должны были предъявить уже полностью оформленное решение об осмотре помещения, подписанное руководством инспекции. Если решение не оформлено должным образом, вы вправе протестовать против начала проведения проверки. В вашем случае я бы в присутствии понятых составил документ о том, что решение было не заполнено.

– Мы подали декларацию, где заявили право на возмещение НДС. Три месяца прошло. Решения из налоговой до сих пор нет. Получается, что инспекция нарушила сроки проведения проверки. Означает ли это, что решение, которое она вынесет, будет незаконным?

– Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ, на «камералку» отводится три месяца с момента подачи декларации. Но на
практике инспекторы часто затягивают сроки. Дело в том, что три месяца – это технический, организационный срок. Он не является
пресекательным. Даже если инспекция нарушит сроки проведения камеральной проверки, решение по проверке будет иметь законную силу. Это подтверждает и Президиум ВАС РФ в пункте 9 информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71. Можно попытаться обжаловать решение по проверке за пределами срока, но надеяться на положительное решение суда сложно.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка