Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Готовимся и встречаем проверку ККТ во всеоружии

1 декабря 2009 96 просмотров

Статьи по теме

Кто проверит

Прийти с кассовой проверкой в организацию инспектор может только при наличии поручения.

Основной надзор за использованием контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы. Об этом сказано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ». Из статьи 23.5 КоАП РФ также следует, что дела об административных правонарушениях, связанных с применением кассовых аппаратов, относятся к компетенции налоговиков.

Кроме того, в целях проверки правильности применения ККТ может быть проведен и совместный контроль налоговиков с органами внутренних дел – пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Но такие проверки встречаются гораздо реже. Как правило, они проходят не когда надо просто выявить, есть ли у компании нарушения в использовании кассовых аппаратов, а когда есть реальные основания подозревать организацию в совершении преступлений, в частности экономических.

Органы исполнительной власти полномочий по проведению самостоятельных проверок применения ККТ не имеют. Однако при необходимости и они могут участвовать в проверках совместно с инспекцией.

Очень часто организации волнует вопрос: с какой периодичностью налоговики имеют право проверять кассу? Мой ответ не порадует компании, поскольку никаких ограничений по частоте проверок ККТ ни в одном нормативном акте не предусмотрено. Обратите внимание: несмотря на то, что обязанность контроля за использование ККТ возложена на сотрудников инспекции, кассовая проверка не подпадает под понятие налоговой проверки. Ведь нарушения, связанные с применением ККТ, прописаны в КоАП РФ. Таким образом, сроки и порядок проведения налоговых проверок, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, на проверки касс не распространяются.

Как видите, налоговики имеют достаточно большую свободу в части осуществления кассового контроля и его периодичности. Согласовывать порядок проведения данных мероприятий с органами прокуратуры или какими-нибудь другими ведомствами инспекторам не требуется. Об этом говорится в статье 7 Федерального закона «О применении ККТ». Чиновники также обратили на это внимание в письме ФНС России от 7 июля 2009 г. № ШТ-17-2/128.

Таким образом, налоговики могут проводить кассовые проверки сколь угодно часто, в том числе и по жалобам покупателей, обиженных на невыдачу чека. Кроме того, инспекторы любят устраивать повторный контроль, если во время предыдущей проверки у организации были выявлены существенные нарушения. Так что ожидать представителей из инспекции можно в любое время. И если в организации уже прошла проверка, это вовсе не означает, что налоговики не смогут заглянуть с повторным визитом уже через пару недель.

Обратите внимание: прийти в организацию с проверкой инспектор вправе только при наличии поручения о проведении кассового контроля. Форма этого документа есть в приложении к письму ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/458 @ . В поручении о проверке обязательно должны быть указаны должности и фамилии контролеров, лицо, ответственное за проверку, а также объект проверки и его местонахождение. Поручение действительно только при предъявлении инспекторами своих служебных удостоверений. Понятно, что фамилии и наименования должностей в удостоверениях должны совпадать с информацией в поручении.

Как проверят

Четкий порядок проведения проверки законодательством не предусмотрен.

Теперь поговорим о том, как именно проходит проверка кассы и какими полномочиями обладают инспекторы во время ее проведения. В статье 7 Федерального закона «О применении ККТ» сказано, что налоговики осуществляют контроль за соблюдением требований данного закона. В частности, они проводят проверки выдачи кассовых чеков, проверяют полноту учета выручки, а также проверяют документы, связанные с применением ККТ. Как видите, проверка ККТ достаточно разноплановая: она предусматривает и проверку документов, и процесс выдачи чеков. Но в каком именно порядке она должна происходить, ни в законе «О применении ККТ», ни в каком-либо ином нормативном документе не сказано. Поэтому попытаемся разобраться самостоятельно, что могут, а что не могут позволить себе проверяющие на всех этапах проверки.

Начнем с проверки выдачи чеков. Чаще всего именно с этой процедуры начинается любая проверка ККТ. Как я уже упомянул, четкий порядок проверки нигде не прописан, поэтому инспекторы используют все доступные им методы.

Так, например, проверяющие могут просто понаблюдать за торговым процессом со стороны и посмотреть, на все ли покупки кассир пробивает чеки. Если продавец одному из покупателей не пробьет чек, то инспектор тут же попытается зафиксировать нарушение и составит соответствующий протокол. Обратите внимание: протокол в такой ситуации будет действителен только в том случае, если покупатель, которому продавец не выбил чек, согласится выступить свидетелем и дать показания. Поскольку составление протокола и его подписание занимает немало времени, то покупатели чаще всего отказываются давать свидетельские показания. В таком случае у инспектора уже не будет оснований фиксировать нарушение и он не сможет привлечь компанию к ответственности.

Чтобы избежать таких ситуаций, когда нарушение есть, но из-за отказа покупателя стать свидетелем привлечь организацию к ответственности невозможно, инспекторы предпочитают действовать наверняка и сами становятся покупателями. Имейте в виду, что для компании очень важно, как именно инспектор станет приобретать товар: в свое собственное пользование или в форме контрольной закупки. Разница заключается в том, что при покупке в собственное пользование инспектор не сможет вернуть товар продавцу, а контрольная закупка автоматически предполагает возврат товара в магазин после совершения покупки. Зная об этой разнице, становится очевидно, что инспекторы предпочитают делать именно контрольные закупки. Однако такое стремление может подвести налоговиков и сыграть в пользу компании. Поясню, о чем речь.

Если в ходе проверки инспектор будет покупать товар в собственность и кассир не пробьет ему чек, то избежать ответственности торговой компании вряд ли удастся. Нарушение налицо.

Другое дело, если кассир не пробьет чек, но при этом инспектор будет совершать контрольную закупку. Нарушение со стороны продавца будет и в этом случае, однако привлечь к ответственности компанию в такой ситуации налоговикам вряд ли удастся. Дело в том, что контрольная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям, – подпункт 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ. Поэтому такую процедуру могут осуществлять должностные лица, наделенные правом оперативного розыска. Налоговики такого права не имеют. Это следует из статьи 13 того же закона.

Таким образом, инспекторы вправе проводить контрольные закупки только с привлечением оперативных работников уполномоченных ведомств. Если же инспектор проводит рядовую проверку ККТ без привлечения оперативников, то устраивать контрольную закупку он не вправе. И если налоговик это право нарушит, то полученные им доказательства во время проведения контрольной закупки не смогут подтвердить наличие правонарушения. Иными словами, непробитый чек в такой ситуации не станет свидетельством нарушения при использовании ККТ, поскольку данное свидетельство получено инспектором в обход законодательства. Суды такую позицию полностью поддерживают и освобождают компании от ответственности за непробитый чек, если это нарушение было выявлено инспектором в ходе контрольной закупки без участия оперативников. Обратите внимание, что на стороне организаций в этом вопросе не только федеральные арбитражные суды, но и ВАС РФ. (Постановления Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г № 1000/09, от 2 сентября 2008 г № 3125/08, определения ВАС РФ от 30 июня 2009 г № ВАС-7199/09, от 27 мая 2009 г № ВАС-5837/09, постановления ФАС Московского округа от 24 июня 2009 г № КА-А40/556709, от 30 апреля 2009 г № КА-А41/3300-09, ФАС Северо-Западного округа от 17 июня 2009 г № А56-2076/2009, от 12 февраля 2009 г № А05-10141/2008 и др)

Таким образом, если налоговики привлекут компанию к ответственности за неприменение ККТ, основываясь на результатах проведенной ими контрольной закупки, то такое решение организация может смело оспорить в суде, сославшись на то, что налоговики использовали доказательства, полученные с нарушением закона. Привлекать в ответственности на основе таких доказательств недопустимо – часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ.

Кстати, проверка выдачи чека заключается не только в том, пробил кассир чек или нет, особое внимание инспекторы уделят и самому чеку. Прежде всего они проверят, все ли обязательные реквизиты присутствуют в нем и четко ли они пропечатаны. Напомню, что в чеке в обязательном порядке должны быть указаны наименование организации-продавца, ее ИНН, заводской номер ККТ, порядковый номер чека, дата и время покупки, ее стоимость. Также в чеке должен присутствовать признак фискального режима, обычно это буква F или Ф либо слова «Фискальный режим», «Фискальный чек». Перечень обязательных реквизитов дан в Положении по применению ККМ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.

Не менее пристальное внимание налоговики обратят и на сам порядок выдачи кассового чека. Вручать его покупателю нужно одновременно со сдачей: ни до, ни после. (Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением от 30 августа 1993 г № 104) Иногда инспекторы специально провоцируют продавцов на проступок: дают крупную купюру в расчете на то, что сдачи в кассе сразу не найдется. И пока продавец, отдав чек, будет искать сдачу, контролеры отметят в протоколе, что уплаченная сумма во время покупки больше той, чем указана в чеке. Такая уловка дает инспектору возможность начислить компании штраф за неприменение ККТ.

Идем дальше. Теперь посмотрим, в каком порядке налоговики проверяют полноту учета выручки. О том, что компания полностью учитывает свою выручку, свидетельствуют два факта. Первый факт: на все покупки пробивается чек – проверку выдачи чеков мы уже рассмотрели. Второй факт: показатели счетчиков кассового аппарата достоверны. Их достоверность обеспечивает наличие фискальной памяти в ККТ. Поэтому инспектор в ходе проверки непременно пожелает убедиться, есть ли в кассе организации эта память, используется ли аппарат в фискальном режиме и есть ли пломба на кассе.

Отсутствие пломбы или ее повреждение свидетельствует о том, что компания, возможно, имеет доступ к фискальной памяти ККТ. Таким образом, у инспектора появится повод усомниться в достоверности показателей счетчиков, а значит, и в полноте выручки, которую компания отражает в учете. В связи с этим обо всех случайных фактах повреждения пломбы рекомендую незамедлительно сообщать в центры технического обслуживания своих кассовых аппаратов. Проверки ККТ со стороны налоговой достаточно неожиданны, и компании не стоит лишний раз давать повод налоговикам усомниться в правильном применении кассового аппарата.

– Имеет ли право инспектор проверить текущую выручку в кассе? – Да, такое право он имеет. И в рамках проверки полноты оприходования выручки инспектор может запросить промежуточный X-отчет и сопоставить данные из него с суммой наличной выручки в кассе. Обнаруженный недостаток или излишек инспектор непременно зафиксирует в акте проверки. Имейте в виду, что любое несоответствие само по себе еще недостаточно для того, чтобы привлечь компанию к ответственности, однако оно станет лишним поводом для более пристального внимания и контроля. Напомню, что организация обязана оприходовать наличность в день ее получения. И если в течение дня сумма налички в кассе с показателями отчета разойдется, то это еще не является нарушением. Показатели отчета непременно должны совпадать с данными журнала кассира-операциониста на начало и конец дня. И только если в этом случае инспектор выявит расхождение, тогда организации грозят санкции за нарушение работы с наличностью по статье 15.1 КоАП РФ.

Следующей неотъемлемой частью проверки ККТ является проверка документов, связанных с применением кассы. Опять же конкретного перечня документов, которые налоговики вправе запросить во время проверки, ни в одном нормативном документе нет. Это значит, что инспекторы в этом вопросе имеют относительную свободу действий, главное, чтобы запрашиваемые ими документы так или иначе имели отношение к кассе.

Как показывает практика, в первую очередь инспекторы проверяют паспорт ККМ, карточку регистрации кассового аппарата и журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4. Еще один документ, который часто просят представить проверяющие, – это справка-отчет кассира-операциониста по форме № КМ-6.

Далее может последовать просьба представить договор с центром технического обслуживания, поэтому сам договор или хотя бы его копию всегда держите в магазине. Нелишним будет, чтобы в торговой точке присутствовали и журнал вызова технических специалистов по форме № КМ-8, и акт по форме № КМ-1, который составляется при вводе кассы в эксплуатацию.

Иногда инспекторы просят показать им договор, в соответствии с которым кассир работает в организации. Напоминаю, что это может быть только трудовой договор. Ведь только со штатным кассиром компания сможет подписать договор о полной материальной ответственности, наличие которого также обязательно. Порой инспекторы просят показать и его во время проверки.

– Если тот или иной документ будет отсутствовать во время проверки, это может стать основанием для штрафа? – Оштрафовать за это инспектор не сможет, однако факт отсутствия документов он непременно отразит в своем проверочном акте. Окончательное решение по акту: привлекать компанию к ответственности или нет, будет принято на основании всех выявленных инспектором нарушений и сделанных им замечаний.

Что оформят

Акт налоговик оформляет на месте, а окончательное решение по нему принимает руководитель инспекции в течение 15 дней.

По итогам проверки инспектор составит акт. В нем он укажет, какие документы ему были представлены во время проверки, тут же подробно опишет все выявленные нарушения и установит штрафные санкции, которые могут быть предъявлены организации. Помимо акта на все выявленные в ходе проверки нарушения инспектор составит протоколы – пункт 1 статьи 28.1 и пункт 1 статьи 23.5 КоАП РФ. Формы указанных документов можно найти в приложении к письму ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/458 @ .

Акт и протоколы инспектор передаст своему руководителю. И тот уже решит, нужно привлекать организацию к ответственности или нет и какое наказание ей установить. Напомню, что наказание за нарушения правил ведения кассовых операций и применение ККТ предусмотрено в виде штрафов. Максимальный штраф за неправильную работу с ККТ составит 40 000 руб., а с денежной наличностью – 50 000 руб. (Статьи 145 и151 КоАП РФ)

Все дела о правонарушениях, выявленных в ходе проверки ККТ, рассматриваются руководителем инспекции в пятнадцатидневный срок – пункт 1 статьи 29.6 КоАП РФ. Обратите внимание, что каждая организация имеет право присутствовать при рассмотрении дела, давать руководителю инспекции объяснения, знакомиться со всеми материалами, а также пользоваться при этом защитой адвоката – статья 25.1 КоАП РФ. Время и место рассмотрения дела проверяющий укажет в акте проверки, копия которого останется в организации.

По результатам рассмотрения дела руководитель инспекции может вынести постановление о привлечении организации к административной ответственности. Копия этого постановления либо лично вручается законному представителю организации, либо высылается по почте в течение трех дней с того дня, как руководитель инспекции вынес соответствующее постановление, – пункт 2 статьи 29.11 КоАП РФ.

Обратите внимание, что привлечь организацию к ответственности за административное правонарушение инспекция может только в течение двух месяцев с того дня, когда было совершено нарушение, – часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Если инспекция вынесет постановление уже после того, как истекут два месяца, то привлечь к ответственности организацию не удастся. Пропущенный срок давности восстановлению не подлежит. Это подтверждает и Пленум ВАС РФ. (Пункт 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г № 2)

Если компания с решением инспекции согласна, то ей придется уплатить штраф. Обратите внимание, что в пункте 1 статьи 30.3 КоАП РФ установлен предельный срок для уплаты административных штрафов – погасить задолженность организация должна не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. Если компания пропустит срок, то ее ждут дополнительные санкции: в виде еще одного штрафа или административного ареста руководителя на срок до 15 суток. (Часть 1 статьи 2025 КоАП РФ)

Если же организация не согласна с решением инспекции, то она может обжаловать постановление о привлечении к ответственности. Сделать это нужно в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления – пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ.

Согласитесь, чтобы обжалование имело смысл, организация должна четко понимать, за какие нарушения при использовании ККТ она может быть оштрафована, а за какие нет. Разобраться в непростой ситуации и установить, когда состав кассового правонарушения присутствует, а когда его нет, поможет очередная статья про ККТ, которая будет опубликована в следующем выпуске журнала «Семинар для бухгалтера» – № 1 за 2010 год.

Вопросы после лекции

– Ярослав Викторович, насколько я знаю, инспекторы перед началом проверки в обязательном порядке должны предъявить свое удостоверение и поручение из налоговой о проведении проверки. Но на практике все получается иначе. Сначала инспекторы под видом обычных покупателей делают покупку и только потом предъявляют свои документы, поручение и продолжают проверку. Но ведь покупка - это уже часть проверки. Разве в таком порядке уже нет нарушения со стороны налоговиков?

– Нарушения в этом нет. Сейчас объясню почему. Вы были абсолютно правы, сказав, что предъявить свои документы проверяющие должны еще до начала проверки. Вместе с тем, как вам известно, нарушения связанные с использованием ККТ, в частности невыдача чеков, относятся к административным правонарушениям. В подпункте 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ сказано, что если должностное лицо обнаружит данные, указывающие на наличие правонарушения, то этого уже будет достаточно для возбуждения дела об административном правонарушении. Протокол о нарушении должен быть составлен немедленно: сразу после того, как был выявлен факт нарушения - пункт 1 статьи 28.5 КоАП РФ. Таким образом, инспектор, имеющий соответствующие поручение о проверке ККТ в организации, имеет полное право сначала зафиксировать правонарушение, а потом продолжить проверку: осмотреть кассовый аппарат, запросить документы и т.п.

– Если в организации проводится совместная проверка налоговых органов и милиции, то кто из них будет штрафовать нарушителя?

– Штраф всегда налагает налоговая служба. Такой порядок предусмотрен в статье 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ».

– Ярослав Викторович, в конце прошлого года был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля». В частности, он ввел запрет на проведение дублирующих проверок. Разве этот закон нельзя применять в отношении кассовых проверок, чтобы исключить возможность многократной проверки кассы одной и той же организации?

– Нет, кассовые проверки под действие этого закона не подпадают. Дело в том, что проверка ККТ относится к финансовому
контролю, а положения названного вами закона на этот вид контроля не распространяются. Аналогичные разъяснения
можно найти в письме ФНС России от 7 июля 2009 г. № ШТ-17-2/128@.

О семинаре

Место проведения: г. Москва

Тема: «Контрольно-кассовая техника. Порядок. Нарушения. Контроль»

Длительность: 4 часа

Стоимость: 3186 рублей

Компания-организатор: Первый Дом Консалтинга «Что Делать Консалт»,
тел. (495) 784-73-75.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 15:00 Тарифная оплата труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка