Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Семинар - площадка для обмена опытом

16 марта 2010 19 просмотров

Семинар - площадка для обмена опытом.

Прежде чем проверять, сначала надо научить

– Татьяна Николаевна, вы когда-нибудь задумывались о том, почему стали работать в Фонде социального страхования и к тому же вести семинары? Не каждый чиновник возьмется за то, чтобы читать лекции. Что скрывать, для этого нужны определенные качества: умение убеждать и внушать доверие аудитории.

– Я абсолютно согласна с тем, что успешный лектор должен иметь особые черты характера. Как минимум желание отдать другим то, что сам заработал нелегким трудом: в нашем случае – знания. Нужно быть открытым для общения человеком, что ли… Может быть, это врожденные качества. Но все-таки я не скажу, что с детства знала, что окажусь на своем месте, да и еще семинары буду вести. Как и многое в жизни, для меня и это оказалось стечением обстоятельств.

– Обстоятельств удачных?

– Безусловно. Я рада, что судьба привела меня к нынешней работе. Путь к ней был достаточно длинным, но, правда, не очень извилистым. Еще в советские времена я работала в системе социального страхования. Как и многие теперешние сотрудники ФСС, я выходец из обкома профсоюза. И в 1991 году, когда образовался ФСС России, меня, как человека уже не первый год занимающегося соцстрахом медицинских работников, пригласили туда работать. Начинала работу в фонде я с должности рядового ревизора. И уже потом, поднявшись немного по службе, я сама начала обучать ревизоров. Это всегда было приятным занятием: старалась вложить в это весь полученный не только на работе, но и в жизни опыт.

– У вас есть опыт преподавания?

– Небольшой, но для меня очень ценный. Я из семьи морского офицера, и мне в юности из-за постоянных переездов по Советскому Союзу пришлось сменить несколько занятий. На Дальнем Востоке даже преподавала в школе. Этот опыт помог мне укрепиться в мысли, что в любой работе главное уметь найти подход к людям. Иногда к каждому человеку – особый. Этому я всегда и учила ревизоров. К бухгалтерам, которых приходишь проверять, надо подходить с пониманием. Знание психологии в моем понимании едва ли не главное качество людей, которые приходят в компанию с ревизиями.

– А как же точное знание предмета?

– Без него никуда, спорить не буду. В нашей работе чрезвычайно важно разбираться во всех тонкостях часто меняющегося законодательства. Но посудите сами: приходит на предприятие проверяющий, пусть и очень компетентный, но абсолютно не умеющий общаться с людьми. В таких случаях проверка, вероятнее всего, закончится конфликтом. И компания даже может пойти судиться – а это, поверьте, никому не надо. Нам в том числе. А когда ревизор сдержанно и, как говорится, по-человечески ведет себя при проверке, то и работа идет лучше. Я понимаю, что никто не любит, когда его проверяют. Сама, будучи ревизором, говорила бухгалтерам проверяемых предприятий: «Мы понимаем, что проверка – не очень приятная процедура. Ведь нас самих проверяют». После этого многие меняли конфликтное отношение к нашему визиту на конструктивный и даже дружелюбный подход. Хотя кто-то так и оставался настроенным враждебно.

– Наверное, такая работа требует определенной стрессоустойчивости?

– Я скажу, что скорее простого терпения. Конечно, без стресса никуда, и это главный минус в работе ревизоров ФСС. Но надо уметь побороть в себе раздражение. Хотя иногда это очень сложно. Вспоминаю сейчас, как однажды пыталась найти предприятие, на которое ехала с проверкой. Оказалось, что оно находилось в лесу. А там, сами понимаете, указателей нет. Благо хоть тропинку нашла. Зато после таких экстремальных ситуаций чувствуешь себя закаленным работником. Вот я уже 15 лет руковожу коллективом и считаю, что мы сумели добиться слаженности в работе. Рада слышать от бухгалтеров, что ревизоры, прежде чем начать допытываться, сначала разъяснят бухгалтерам новое в законодательстве. Я всегда пытаюсь донести до подчиненных: прежде чем требовать что-то от людей, надо сначала выслушать их и научить.

На семинаре учатся не только слушатели, но и лектор

– Такое умение слушать бухгалтеров при ведении семинаров должно находить положительный отклик у аудитории. А как вы вообще стараетесь выстраивать общение со слушателями во время чтения семинаров?

– Семинар - площадка для обмена опытом.В первую очередь я стараюсь не давать людям информацию, с которой они сами уже должны быть хорошо знакомы. У лектора всегда есть соблазн пуститься в цитирование законов. Но я этого никогда не делаю. Предпочитаю лучше нарисовать на доске схему действий в различных ситуациях. Стараюсь подготовить какую-нибудь удобную формулу расчета. Я понимаю, что читаю семинар не первоклассникам, а профессионалам.

Им нужно унести с семинара то, что сможет облегчить и улучшить работу. Поэтому за примеры расчетов и схем бухгалтеры обычно всегда мне благодарны. У бухгалтеров сейчас вообще очень сложная работа: им надо быть одновременно и юристами, и кадровиками, и экономистами. Не умаляя достоинств других специалистов, я считаю профессию бухгалтера самой важной в компании. Именно поэтому ничего не утаиваю от тех, кто приходит на семинар. Все, что знаю сама, рассказываю. Может быть, из-за этого на семинарах почти всегда складывается теплая атмосфера.

– А вы готовитесь к семинарам или полагаетесь на то, что такой контакт с аудиторией сам направит лекцию в нужное русло?

– Я готовлюсь и всегда нервничаю перед семинаром. Даже вспоминаю актеров, которые рассказывают, что каждый раз мандражируют перед выходом на сцену. Я могу перед семинаром и полночи не спать, в очередной раз углубляясь в тонкости, которые законодатели вложили в нормативный документ. И только если я абсолютно уверена в том, что ничего при подготовке к семинару не упустила, могу создать атмосферу непринужденного общения. И вот тогда волнение улетучивается, я вхожу в обычный ритм, и чтение семинара приносит мне радость. Особенно если вижу, что бухгалтеры задают интересные вопросы или одобрительно кивают, когда я привожу очередной пример.

– То есть вопросы, заданные прямо по ходу семинара, вас не отвлекают?

– Я очень люблю, когда мне задают вопросы. Это значит, что люди следят за ходом лекции и критически подходят к материалу. Иногда бухгалтеры просят рассказать об ошибках, которые мы чаще всего находим у страхователей. Поэтому перед походом на семинар, я часто опрашиваю своих ревизоров, чтобы составить своеобразный дайджест самых распространенных недочетов работы бухгалтеров с социальным страхованием.

Но бывают и вопросы, на которые я не могу ответить с ходу. Поэтому иногда прошу у бухгалтеров тайм-аут, чтобы обсудить вопрос со своими юристами в фонде. Меньше всего я хочу дезинформировать слушателей, направить их работу по неправильному или неудобному пути. Не важно, к какой стороне, проверяемых или проверяющих, принадлежит человек. Все мы люди, которым необходимы грамотные советы. Семинар как раз удобная площадка, чтобы ими обменяться.

– То есть вопросы от бухгалтеров помогают и вам что-то улучшить в работе?

– Не без этого. Из-за изменяющегося законодательства мы можем что-то и упустить в точной трактовке закона. Бывает, что благодаря вопросам из зала я понимаю, что мы не очень точно прочитали ту или иную статью. Особенно это актуально сейчас из-за отмены ЕСН и введения страховых взносов. Бухгалтер, который первый сталкивается с каким-то неоднозначным вопросом, обращает наше внимание на проблемы, требующие особого внимания. Поэтому вопросы от бухгалтеров для меня особенно ценны – это своеобразные сигналы к действию.

– Про новшества со страховыми взносами сейчас у бухгалтеров много вопросов? Или пока они относятся к прощанию с ЕСН спокойно?

– Ну что вы, какое спокойствие. Еще летом прошлого года, как только стало понятно, что возвращают систему страховых взносов, вопросы посыпались на семинарах градом. Некоторые моменты закона до сих пор нелегко объяснять. В первую очередь это касается вопроса, какие выплаты облагаются страховыми взносами, а какие нет. Иногда я бы и сама согласилась с бухгалтерами, которые убеждают, что некоторые выплаты не должны попадать в расчет больничных. Но если закон говорит по-другому, ничего с этим не поделаешь. Я успокаиваю бухгалтеров тем, что их замечания не останутся без внимания. Когда нам приносят в фонд законопроект на рассмотрение, мы всегда стараемся учесть в своих предложениях и критику от бухгалтеров. Если законодательство по страховым взносам тоже захотят корректировать, думаю, вопросы, полученные на семинарах, помогут составить более объективное заключение на законопроект.

Беседовала Светлана Петрова

Забавный случай с семинара

Часть семинара провели сами же бухгалтеры. Вот как это было

Недавно читала семинар. Как обычно, с большим количеством расчетов. По ходу упоминала формулу для расчета страхового стажа, по которой определяется размер пособия по временной нетрудоспособности. Мне даже в голову не пришло эту формулу объяснять: она стандартная и бухгалтерам хорошо знакома. И тут прямо посреди семинара несколько слушателей заявляют, что совершенно не понимают, про какую формулу идет речь. Выясняется, что они – кадровики и не в курсе формулы. Я, если честно, немного растерялась и замялась. Но не успела и рта открыть, как мои слушатели-бухгалтеры кинулись объяснять кадровикам, что за формула такая. В общем, часть моей лекции провели они. И мне было на самом деле приятно, что бухгалтеры не только спасли положение, но и показали себя профессионалами и отзывчивыми людьми.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка