Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Отличия в проверках налоговых и внебюджетных фондов

18 мая 2010 57 просмотров

Отчетность по пенсионным взносам за 2009 год налоговики будут только «камералить»

Первую отчетность в Фонд социального страхования и ПФР компании уже сдали. Теперь остается ждать контроля со стороны фондов. Многие думают, что раз ЕСН просто заменили страховыми взносами, то проверки ФСС и Пенсионного фонда не будут отличаться от налоговых ревизий. На самом деле это не так. В проверках внебюджетных фондов будут свои нюансы, к которым лучше уже сейчас подготовиться. И регулируются такие проверки Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Отмечу, что в Налоговом кодексе нет норм о проверках страховых взносов в переходный период. Поэтому не нужно проводить параллелей с налоговыми проверками. Еще три года инспекции будут проверять уплату единого социального налога в рамках выездных проверок, но это не касается страховых взносов.

Декларацию по взносам на обязательное пенсионное страхование за прошлый год, которую компании сдали в ИФНС, будут проверять налоговики. А вот результаты этих камеральных проверок они передадут в ПФР. И если у компании до 2010 года образовалась недоимка по пенсионным взносам, то взыскивать ее будет уже Пенсионный фонд по правилам закона № 212-ФЗ. Они закреплены в статьях 19–22. Соответственно с выездной проверкой по пенсионным взносам, уплаченным до 2010 года, в компанию придут не налоговики, а инспекторы ПФР.

Новых методических рекомендаций по проверкам пока нет

Не могу сказать, что в законе № 212-ФЗ проверки подробно описаны. До сих пор действуют еще и Методические рекомендации по проверкам, которые были утверждены постановлением ФСС РФ от 7 апреля 2008 г. № 81. Даже несмотря на то, что их не исправляли в соответствии с законом № 212-ФЗ. И вероятнее всего, ФСС РФ пока будет пользоваться именно этими рекомендациями до выхода новых.

За несколько лет существования ЕСН накопилась достаточно серьезная база с разъяснениями. Прежними разъяснениями Минфина и ФНС нельзя будет напрямую воспользоваться даже по аналогичным вопросам про расчет страховых взносов. Но на них можно будет сослаться как на дополнительный аргумент, подтверждающий правильность точки зрения компании в случае споров.

Но Минздравсоцразвития России издало приказ от 7 декабря 2009 г. № 957н, в котором привело все формы документов, которыми будут пользоваться контролеры при проверках. В нем можно посмотреть, как должны выглядеть решения о проведении проверки, акты проверок, требования об уплате недоимки по страховым взносам. Еще хотелось бы обратить внимание на то, что в законе № 212-ФЗ не предусмотрены такие контрольные мероприятия, как выемка документов, встречная проверка, приостановление операций по счетам, проверка уточненного расчета, запрет на истребование дополнительных документов при камеральной проверке. Но на практике фондам и не нужно будет требовать эти дополнительные бумаги.

Камеральные проверки могут провести по всем поданным расчетам

Встречных проверок по страховым взносам не будет. Предусмотрены только камеральные и выездные ревизии.

В статье 34 закона № 212-ФЗ, касающейся «камералок», нет критериев, по которым можно определить, какие компании будут проверять. Нет соответственно и разъяснений по стороны Минздравсоцразвития или внебюджетных фондов. И из этого, к сожалению, напрашивается вывод, что «прокамералить» могут всех. И я думаю, из-за того, что у фондов нагрузка меньше, чем у налоговиков, то поначалу всех и проверят. Как минимум для того, чтобы отладить механизм работы по новому закону.

Закон № 212-ФЗ говорит, что камеральная проверка проводится не только по уплаченным, но и по начисленным страховым взносам. Это важно. Сам законодатель делает акцент на то, что контролируются и уплаченные, и начисленные страховые взносы. В статье 18 закона № 212-ФЗ говорится, что обязанность по уплате страховых взносов считается невыполненной, если в платежном поручении неправильно указаны КБК, номер счета казначейства или наименование банка получателя. То есть даже если расчет был подан, а обязанность считается неисполненной, то все равно проведут «камералку».

Компании не обязаны представлять дополнительные документы сразу с расчетами по взносам. Их сдают по письменному требованию фондов.

Раньше компании, которые пользовались льготами по ЕСН, обязаны были представлять вместе с декларациями дополнительные документы, которые подтверждали эти налоговые привилегии. Теперь такого нет. Даже если компания пользуется льготами по страховым взносам, она не обязана сдавать вместе с расчетом дополнительные документы.

В пункте 1 статьи 34 закона № 212-ФЗ говорится, что «камералка» проводится не только на основании документов, представленных плательщиками страховых взносов, но и по тем бумагам, которые уже есть в фонде. Пока в информационных системах фондов они не накопились. Но в будущем и ПФР, и ФСС РФ обязательно будут пользоваться документами, полученными при предыдущих проверках. И вероятнее всего, будут ими обмениваться между собой.

На камеральную проверку у фондов есть три месяца после того, как компания представит расчет. Об этом говорится в пункте 2 статьи 34 закона № 212-ФЗ. То есть трехмесячный срок будет отсчитываться не с крайней даты, до которой компания должна отчитаться, а с того момента, как расчет фактически поступил в фонд. Не важно, раньше или позже крайнего срока. Есть надежда, что фонды не будут затягивать сроки «камералок» так, как это делали налоговики.

Конечно, никакого специального решения со стороны фондов о том, что будет проведена «камералка», компании ждать не стоит. Фонды не обязаны извещать компанию о такой ревизии.

Комментарий редакции

Уточненный расчет может затянуть камеральную проверку

Если сразу же после первоначального отчета компания представит «уточненку», то срок камеральной проверки может быть увеличен. В законе № 212-ФЗ нет ссылки на то, что при подаче уточненного расчета проверка первоначального заканчивается и начинается проверка «уточненки». Поэтому вполне вероятно, что сначала три месяца фонды будут проверять первоначальный расчет, вынесут по нему решение и только потом приступят к «камералке» по уточненному расчету.

Заявление поможет увеличить срок на представление документов

Если фонды решили запросить у компании дополнительные документы при проверке, то они должны направить письменное требование. Пункт 5 статьи 37 закона № 212-ФЗ обязывает плательщика взносов представить запрошенные бумаги в течение 10 рабочих дней. Получается, что на подготовку дополнительных документов по требованию у компании есть две рабочие недели. Документы надо представлять в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя компании.

– Что делать, если компания не успевает представить в течение 10 дней документы по запросу внебюджетного фонда? – Если компания понимает, что в любом случае в десятидневный срок она не успеет все подготовить, то необходимо написать заявление с просьбой о продлении сроков. Сегодня получено требование о представлении документов – уже завтра лучше всего направить в фонд заявление. Причем лучше не рисковать и отнести его туда лично или доставить курьером. В заявлении нужно прописать уважительные причины, по которым документы не могут быть представлены компанией. Кстати, в законе не сказано, какие причины считать уважительными. Маловероятно, что таковой в фонде посчитают болезнь главного бухгалтера. Поэтому надо максимально убедительно, лучше с приложением документов, обосновать просьбу о продлении сроков. Если документов запрошено слишком много, чтобы физически успеть их представить, то можно даже приложить к заявлению расчет, из которого видно, что принтер и ксерокс, принадлежащие компании, не печатают столько бумаг в минуту. Если документы утрачены или повреждены из-за затопления или пожара, то к заявлению надо приложить справки соответствующих служб. Ждать, пока фонд вынесет решение о продлении срока, не стоит. Там могут посчитать причины, приведенные компанией в заявлении, неуважительными и вовсе не удовлетворять просьбу о продлении сроков. Чтобы не рисковать и по максимуму избавить компанию от штрафов, лучше представить в десятидневный срок хотя бы часть документов. Штраф за один непредставленный документ – 50 руб. по статье 48 закона № 212-ФЗ.

С подлинниками документов фонды могут ознакомиться и при «камералке»

В закон о страховых взносах внесена очень интересная норма, которая, по сути, позволяет фондам затребовать подлинники документов при любой проверке без объяснения причин. Пункт 4 статьи 37 закона № 212 говорит, что «в случае необходимости» фонды вправе ознакомиться с подлинниками документов. Совершенно не ясно, о какой необходимости идет речь, что значит «ознакомиться» и при каких проверках фонды могут этим правом воспользоваться. Если ФСС РФ и ПФР поймут этот пункт слишком буквально, то может получиться, что компаниям придется представлять подлинники документов даже при «камералках». Ведь при выездных проверках и так представляются подлинники.

Камеральная проверка может автоматически превратиться в выездную

Если при камеральной проверке фонды выявили какие-то ошибки или несоответствия расчетов с представленными документами, то компании выставят требование дать пояснения по найденным противоречиям. Подготовить объяснения плательщику надо в течение пяти рабочих дней. Лучше не игнорировать это требование. Ведь если компания просто «промолчит», то все выявленные недостатки фонды скорее всего автоматически засчитают как нарушения. Причем пояснения можно давать не только в письменной форме, но и в устной. Закон не запрещает компании исполнить требование о представлении объяснений, просто пояснив все лично в своем отделении ПФР или Фонда социального страхования. Туда же можно принести выписки из регистров бухучета и другие документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным взносам.

Если пояснения фонды приняли, то по итогам «камералки» не будет акта. И только если объяснения компании сотрудников ПФР или ФСС РФ не устроят, будет составлен акт, в котором пропишут выявленные нарушения по страховым взносам.

Самый удивительный пункт закона № 212-ФЗ – это пункт 7 статьи 34. В нем говорится о том, что при проведении камеральной проверки по уплате взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ вправе одновременно проводить «камералку» правильности расходов на выплату страхового обеспечения. Что это означает на практике? По сути, проверка расходования средств проводится при выездной ревизии. Но получается, что ФСС РФ может вообще не назначать выездные проверки, а в рамках камеральных истребовать все нужные им документы и проверять их. Компания же не вправе отказать при «камералках» в представлении документов по расходованию средств.

В этом году в компаниях могут пройти внеплановые выездные проверки

Выездные проверки внебюджетные фонды будут проводить совместно. Правда, так до сих пор и непонятно, будут ли сотрудники фондов приходить на проверки одновременно или по очереди и в разное время. Не исключен вариант, что непосредственно в компанию придут с проверкой сотрудники одного фонда, но будут передавать полученные сведения в другой.

Критерии отбора для выездных проверок приведены в Методических указаниях № 81. Вполне вероятно, что этими критериями будут пользоваться фонды и в будущем. Так, в документе говорится, что компании назначат выездную ревизию, если при «камералке» в расчетах выявили ошибки. Ждать выездную проверку придется и тем организациям, которые произвели значительные расходы за счет средств ФСС РФ или несколько раз подряд получали большие суммы от фонда. О каких конкретно суммах идет речь, в методичке не говорится.

Но в 2010 году, как заявили внебюджетные фонды, плановых выездных проверок не будет. Зато вполне могут быть внеплановые. Об этом говорит Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. Основанием для такой внеплановой проверки может стать жалоба работника. Если компания, у которой сумма уплаченных страховых взносов меньше, чем сумма выплаченных пособий, обратилась в Фонд социального страхования с просьбой о возмещении израсходованных средств, то тоже можно ждать внеплановую проверку.

Фонды могут проводить выездные проверки на своей территории

В законе 212-ФЗ говорится, что выездная проверка может проводиться не только на территории компании, но и на территории самих внебюджетных фондов. Это произойдет, если у компании «отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки». Казалось бы, с этой нормой все понятно. Но ведь возможно и такое, что сотрудники Пенсионного фонда или Фонда социального страхования сами захотят перенести проверку с территории компании в свой офис. Они могут заявить, что их не устраивает выделенное помещение и что оно непригодно для полноценной работы. А при переносе проверки в фонд у компании меньше возможности контролировать процесс проверки. К тому же при выездных проверках нужны подлинники документов, а значит, их будут увозить из офиса компании в фонды. И не ясно, в какой из двух – в отделение Пенсионного фонда или Фонда социального страхования.

Для того чтобы такой неприятной ситуации не возникло, лучше подстраховаться и сделать все возможное, чтобы проверяющие не смогли сослаться на то, что якобы у компании нет пригодного помещения. Еще до того, как компания узнала, что к ней придет проверка, руководство компании может подготовить специальный приказ. В нем лучше прописать, что на время выездной проверки сотрудникам фондов выделяется отдельное помещение. Этот приказ будет доказательством того, что помещение хотя бы существует.

Но если представители внебюджетных фондов все-таки будут настаивать на том, что провести выездную проверку можно только на их территории, то все документы лучше отдавать строго по описи. В ней нужно максимально подробно описать, какие конкретно документы представляются фондам. Не будет лишним даже прописать, какого цвета папка, в которой находятся бумаги, а уж тем более основные реквизиты всех документов. Все эти осторожности нужны из-за того, что у фондов нет никакой ответственности за утерянные документы, даже за подлинники. Причем у сотрудников фондов в отличие от налоговых инспекторов есть право истребовать при проверках документы повторно. И даже если сами они потеряли бумаги, ответственной за отказ в их представлении все равно окажется компания.

Вопросы после лекции

–Ярослав Викторович, а за какой период будет проводиться камеральная проверка по страховым взносам?

– Дело в том, что закон № 212-ФЗ не дает подобного уточнения. И по сути дела, у внебюджетных фондов есть право охватить камеральной проверкой не только тот период, за который подается расчет, но и более ранние. Но, конечно, в первую очередь интересовать проверяющих будет именно тот период, за который подается отчетность.

–Может ли компания обжаловать решение отделения фонда в вышестоящей инстанции или придется сразу идти в суд?

– У плательщиков страховых взносов есть право обжаловать решение по проверке в вышестоящей инстанции. Это прописано в статье 54 закона № 212-ФЗ. Подавать апелляцию надо в региональные отделения ФСС РФ или ПФР в письменной форме. На подачу жалобу есть три месяца с той даты, как компания получила решение по проверке. Само отделение ФСС РФ или ПФР вынесет решение по жалобе в течение месяца. Но апелляционное обжалование – это именно право, а не обязанность компаний. Так что если хочется сразу идти в суд, закон этого не запрещает. Причем можно одновременно подать и жалобу, и иск в суд.

–Если компания не успеет представить письменные возражения на стадии рассмотрения материалов проверки, свою позицию уже обосновать не получится?

– Как раз наоборот. В отличие от Налогового кодекса закон № 212-ФЗ дает плательщикам взносов возможность представлять свои возражения уже на стадии непосредственного рассмотрения материалов проверки в фондах. То есть туда можно будет принести любые только что подготовленные возражения. А можно и вовсе «выступить» устно. Понятно, что такие устные возражения, без представления документов, мало убедят сотрудников фонда. Но тем не менее закон этого не запрещает.

– Ярослав Викторович, в законе говорится, что на выездную проверку у внебюджетных фондов есть два месяца. Но с какого момента отсчитывается этот срок, если в решении о проведении проверки, которое принесли проверяющие, дата не проставлена?

– Двухмесячный срок на выездную проверку должен отсчитываться именно с этой даты, стоящей на решении о проверке. Но если проверяющие пришли в компанию с решением, на котором даты нет, то надо обязательно убедить их, чтобы дата была проставлена именно в этот день. Иначе потом будет непонятно, как считать срок на проверку. И ревизия может затянуться.

О лекторе

Калинин Ярослав Викторович окончил Тверской государственный университет по специальности «юриспруденция». Пять лет работал в Министерстве юстиции РФ. В настоящее время работает юристом-консультантом и ведущим преподавателем Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт». Специализируется на тематике защиты прав налогоплательщиков при проведении налоговых и иных проверок, проверок ККТ и правомерности привлечения к налоговой и административной ответственности.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка