Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Чему научат техники по развитию памяти

21 сентября 2010 33 просмотра

Бухгалтеры особенно подвержены информационному стрессу

Профессия бухгалтера характеризуется тем, что связана со сферой, которая постоянно и зачастую радикально меняется. Бухгалтерам приходится держать руку на пульсе и быть в центре информационного потока, который проходит через компанию. Только так можно ничего не упустить. Как результат – информационный стресс. Непрекращающийся поток информации вызывает сильные эмоциональные перегрузки. Человек не справляется с текущими рабочими задачами и не успевает принимать решения, хоть и ответственен за их последствия.

Даже записи в ежедневниках и напоминания в мобильных телефонах или компьютерах перестают помогать вовремя выполнять намеченное. Традиционные методики тайм-менеджмента тоже становятся неэффективны в ситуации, когда психика уже перегружена информацией. Мозг фильтрует информацию и в результате запоминается лишь небольшая ее часть. Бухгалтерам приходится постоянно перепроверять себя в справочно-правовых системах, у коллег или в своих записях. А на это уходит время, которое можно было бы потратить более эффективно.

Методики по развитию памяти учат запоминать информацию быстро и без потерь. Поначалу может показаться, что эти техники больше походят на игры. Но не стоит относиться к ним с недоверием. Мой многолетний опыт преподавания показал их действенность. Главное, действительно захотеть распределять свое время эффективнее. Мало того, что эти способы помогают не задерживаться на работе, они вдобавок делают человека увереннее в работе.

Быстро читать мешают пять основных причин

Мы читаем в несколько раз медленнее, чем могли бы. Причем совершенно не обязательно обладать исключительными способностями для того, чтобы научиться быстрочтению. Взрослые люди читают со скоростью примерно 600 знаков в минуту. При этом усваивается только 50 процентов информации. Чтение со скоростью 3600 знаков в минуту не нанесет никакого ущерба восприятию текста средней смысловой нагруженности. Конечно, я не советую читать по методике быстрочтения Налоговый кодекс или другие нормативные акты. Но для текстов, которые не требуют стопроцентной сосредоточенности, например профессиональных новостей в интернете, на форумах в бухгалтерских СМИ, такая методика – идеальный вариант.

Я выделяю пять основных барьеров, которые замедляют скорость чтения. Первое препятствие принято называть регрессией, то есть возвратом взгляда к уже прочитанному. Наши глаза неосознанно пробегают ту часть текста, которая, по сути, уже усвоена. Бороться с регрессией несложно с помощью простых упражнений. Тренироваться лучше на бумажном тексте, но потом эти же навыки будут работать и при чтении на компьютерном экране.

В руки берется «шторка» – какой-то предмет, которым можно закрыть несколько строк текста. Например, небольшой отрывок бумаги или непрозрачная линейка. Надо взять любой текст, лучше даже потруднее, со специальными терминами или множеством другой специфической информации. Чем сложнее тренироваться, тем скорее будет освоена методика. Дело в том, что человеческий мозг обучается тем лучше и быстрее, чем в более сложные условия его ставят. «Шторку» кладут на верхнюю часть страницы и как можно быстрее двигают при чтении вниз. Естественно, вначале текст вообще будет практически не восприниматься. Но уже через несколько тренировок глаза привыкнут к тому, что возвращаться к прочитанному не надо.

Второй барьер для быстрочтения – это артикуляция. Когда я говорю взрослым людям, что они все равно прочитывают текст вслух, пусть даже и про себя, мне многие не верят. Но это действительно так. Выделить отдельные методы по преодолению непроизвольной артикуляции сложно и в общем не требуется. После того как техника скорочтения будет освоена, артикуляция пропадет сама по себе.

Следующее, что мешает быстро воспринимать текст – это узконаправленное зрение. Если читать так, как принято большинством людей, то глаза воспринимают только 20 процентов пространства страницы или экрана. Если развить навыки периферического зрения, можно добиться того, что при одном взгляде на страницу глаза будут усваивать 80 процентов напечатанного на ней.

Для развития периферического зрения можно воспользоваться так называемой таблицей Шульте. Она специально разработана профессором психиатрии, давшим имя таблице, для развития навыков «широкоугольного» зрения. Этот метод применяют не только при освоении методов быстрого чтения, но и для подготовки специалистов, которым надо быть особенно внимательными в работе, – например, авиадиспетчеров или водителей.

Таблицу Шульте очень просто найти с помощью любого поискового сайта в интернете. Она представляет собой квадрат, расчерченный на секторы, в каждый из которых в беспорядочном порядке вписаны числа от 1 до 25. Тренировка заключается в том, чтобы за ограниченное время – обычно 30 секунд – найти все числа от 1 до 25 или наоборот. Причем главное – не бегать глазами по таблице, а охватывать взглядом как бы всю ее площадь.

Если найти в сети таблицу Шульте не получается, то можно просто расчертить на бумаге аналогичную матрицу и заполнить ее числами. Лучше, чтобы это сделал кто-то другой. Иначе можно запомнить расположение чисел во время подготовки таблицы.

Четвертый барьер, препятствующий быстрочтению, – это отсутствие внимания. Эта проблема связана по большей части не с тем, что читающий в принципе не умеет концентрироваться на чем-либо, а с огромным количеством раздражающих факторов. Особенно если мы говорим о чтении на работе: мешают просьбы коллег, звонки, смс, звуковые оповещения о сообщениях в интернете.

Научиться собирать внимание помогут специальные упражнения. Одно из них называется «мысленные перерывы». На стол перед собой надо положить небольшой предмет: карандаш, монету, мобильный телефон. В течение нескольких минут внимание удерживается именно на этом предмете. Надо сосчитать, сколько раз мысли или взгляд отвлекались на что-то другое. Со временем это количество будет уменьшаться. Можно воспользоваться методом «спокойное сидение». В течение хотя бы 5 минут надо спокойно, без движений и перемены позы сидеть на месте. Упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, поначалу дается с трудом, зато эффективно учит вниманию.

И последний барьер, присущий практически всем, кого я обучал технике быстрочтения, – психологический. Поначалу тем, кто решил освоить технику быстрочтения, может казаться, что она доступна только людям с выдающимися способностями. Такое мнение – классический пример психологического барьера. Вот обычный довод скептиков: «Я не смогу, потому что при быстром чтении буду пропускать самое важное из текста». На это я отвечаю, что быстрочтение – не просто скоростное пробегание текста, а его усвоение, запоминание нужного. Еще часто приводят следующую псевдопричину: «Я вдумчивый человек и привык все делать медленно и основательно». Чаще всего так говорят те, кто боится не справиться с новой методикой. Но со временем, когда человек начинает видеть, насколько повышается скорость его чтения, к нему приходит уверенность, а сомнения уходят.

Быстрочтению можно научиться за месяц

Теперь непосредственно про то, как овладеть быстрочтением. Я уже рассказывал про методы «шторки» и периферического зрения. Кроме этих методов одним основным правилом скорочтения становится правильное движение глаз. Мы привыкли читать, постепенно двигая взгляд слева направо, не пропуская ни одного слова. На одной строке при обычной технике чтения глаз останавливается примерно 15 раз. Можно сократить это количество до двух-четырех раз.

Эффективное чтение строится на принципе движения глаз по траектории зигзага. Эту технику принято называть «скольжением». Надо взять карандаш и водить по листу с текстом зигзагообразными движениями с левого верхнего края на правый край нижерасположенных строчек. При этом надо успевать читать вместе с движением карандаша. Поначалу будет казаться, что из текста ничего не понятно. Это абсолютно нормально. Со временем и при регулярных тренировках будет усваиваться все больше и больше информации.

В среднем, как показывает моя практика, скорость чтения можно увеличить в несколько раз уже за месяц. Главное, тренироваться в течение этого времени хотя бы по несколько минут пять-семь раз в неделю.

Определить, насколько растет скорость чтения, несложно. Из интернета можно брать любые тексты и копировать в Word. Файл сохранять, а сами тексты распечатать, чтобы по ним было удобнее водить «шторкой» и тренироваться по технике «скольжения». Перед тем как читать тексты, лучше попросить кого-то составить к ним по 10 вопросов на понимание содержащейся информации.

С первым текстом надо работать по привычной технике, то есть читать так, как привычно. После этого подсчитывается, сколько знаков в минуту прочитано. Количество знаков в тексте несложно определить в файле Word. Для этого надо зайти в меню «Сервис», подраздел «Статистика». Лучше ориентироваться на показатель с учетом пробелов. После прочтения текста даются ответы на вопросы. Естественно, заглядывать в текст, чтобы что-то вспомнить, нельзя. Количество правильных ответов надо записать.

Далее определяют скорость запоминания текста. Количество знаков в минуту приводится в соответствие с эффективностью освоения материала. Например, если было прочитано 700 знаков в минуту, а правильных ответов после прочтения текста дано 6, то 700 умножают на 0,6.

Для фиксирования результатов я советую завести специальный график. По оси «y» располагаются значения скорости запоминания, а по оси «x» – порядковые номера текстов, которые отработаны.

Со временем при регулярных тренировках кривая графика будет расти все выше и выше. Уже после первого опыта с техникой быстрочтения большинство людей улучшают скорость запоминания в среднем в полтора раза.

Что делать, если сотрудники постоянно опаздывают

Умение не опаздывать – один из главных навыков в грамотном управлении информацией и временем. По большей части люди опаздывают из-за того, что у них внутренний психологический конфликт. И даже пресловутые пробки и сломанные автобусы – обычно лишь оправдание того, что опаздывающим требуется повышенное внимание со стороны окружающих. Или, наоборот, работа сложная, а из-за этого человек подсознательно пытается оградить себя от проблем, которые приходится решать каждый день. Часто опоздания связаны с неврозом цели. К примеру, бухгалтер наметил на день слишком много дел: и отчеты подготовить, и в банк съездить, и новые договоры проинспектировать. Ожидание повышенной рабочей нагрузки заставляет излишне задерживаться дома. Если разобраться, что же является причиной опозданий, бороться с ними будет легче.

Зачастую руководители подразделений борются с опозданиями сотрудников методом кнута и пряника. Например, поощряют тех, кто не задерживается, премией, а систематически опаздывающих просят выходить сверхурочно или дают самые сложные задания. Но такие методы зачастую не работают. В таких случаях помогают приемы «от обратного»: опоздание разрешается. А когда сотрудник придет не вовремя, встречать его с излишним вниманием – например, громко поприветствовать всем отделом и поблагодарить, что он все-таки пришел. Или можно сделать трудным процесс «награды» за опоздание. Например, на одном крупном металлургическом предприятии сделали следующее. За опоздание руководитель не ругал, но требовал, чтобы задержавшийся сотрудник клал в копилку 50 руб. мелочью. К работе человек не мог приступить, пока не собирал все монеты.

Запомнить имена главбухов контрагентов несложно

Для многих к серьезным затруднениям приводят ситуации, когда надо запомнить имена сразу нескольких человек. Например, в новом коллективе, при визите к чиновникам или на деловых переговорах. Если переспрашивать имя кажется неудобным, человек начинает чувствовать себя неуверенно, первое общение получается скомканным и результаты коммуникации могут оказаться не такими, какими ожидались.

Я люблю повторять, что искусство запоминания – это искусство ассоциаций. То есть с информацией, которую надо точно запомнить, будь то имя или название компании, легче работать, создавая яркие образы. Расскажу о нескольких способах, которые помогут запоминать имена собственные, какими бы необычными они ни были. Для легкости сгенерируем ситуацию. Допустим, надо запомнить имя нового финансового директора, с которым только что познакомил генеральный. Зовут финансового директора Инессой Варфоломеевной.

Есть способ запоминания по привязке со значением имени. Но в примере с финансовым директором использовать его смогут немногие: Инесса и Варфоломей – редкие имена. Если бы финансового директора звали Лариса Андреевна, все было бы проще. Многие знают, что имя Лариса переводится как «чайка», а Андрей – как «мужчина». Ассоциацию придумать несложно. Например, представить мужчину, который держит в руках чайку.

Можно придумывать созвучия. В случае с именем Инесса Варфоломеевна может подойти звуковая ассоциация «Носит Варю и лом». Чем необычнее и смешнее будет ассоциация, тем прочнее она запомнится.

Я сам часто использую метод размещения первой буквы имени на человеке. В нашем случае нам надо «прикрепить» к образу финансового директора буквы «И» и «В». Например, у Инессы Варфоломеевны рисунок на свитере в виде зигзага, который напоминает букву «и», и очень красиво уложены волосы – отсюда привязка к букве «в». Только на первый взгляд этот метод кажется трудным. На одном из недавних крупных семинаров таким образом я запомнил имена 100 слушателей, просто услышав их один раз.

Если же все эти методики по развитию памяти кажутся слишком сложными, то можно просто постараться называть человека по имени в первые минуты знакомства как можно чаще. Не стоит бояться, что это обидит собеседника. Наоборот, на подсознательном уровне человек будет расположен дружелюбно.

Можно действовать хитростью. Например, если человека представили без отчества, то подойдет фраза: «Как вас лучше называть? К сожалению, не назвали вашего отчества». И наконец, надо разрешить себе ошибку. Ничего страшного не произойдет, если имя поначалу будет названо неправильно. Главное, извиниться и не заострять на этом внимание. Неплохо, если получится загодя самортизировать будущую возможную неудачу. После того как человек назвал свое имя, в ответ можно сказать: «Заранее прошу прощения, если поначалу буду путать ваше имя, у меня руководителя зовут так же, но с другим отчеством».

Есть интересный метод запоминания имен, авторство которого приписывают Наполеону Бонапарту. Якобы французский император, встречаясь с какой-либо важной персоной впервые, отходил в другую часть помещения, чтобы записать его имя на листок бумаги. Так имя запоминалось легче. Можно трансформировать этот метод под современные условия. Например, никуда не отходить, а достать свой мобильный телефон и, извинившись, якобы ответить на смс. Вместо смс можно записать в телефон имя человека. Этого будет достаточно для того, чтобы техника сработала и запомнилось имя.

При запоминании названий компаний подойдет так называемый метод аббревиатур. Он близок к методу звуковых ассоциаций с той основной разницей, что при запоминании по аббревиатурам слово обязательно разделяется на части – по слогам, к примеру. Зачастую названия компаний больше напоминают беспорядочный набор букв. Например, организация названа «Алоспаш». В голову сразу приходит или «Алло, спасайте школу!», или «Александр Сергеевич Пушкин».

Некоторые почему-то считают, что у них нет способностей к иностранным языкам, а для владения зарубежной лексикой не обойтись без зубрежки. Я могу смело заявить, что это не так. Снова пригодится метод ассоциаций. Приведу пример. Например, словосочетание «основные средства» в переводе на английский язык – asset, читается как «эссет». Запомнить можно следующим образом: предположим, бухгалтер заносит данные по инвентаризации основных средств в 1С. И тут пропадает связь с сервером. Бухгалтер звонит IT-специалистам и спрашивает: «Э-э, сеть где?».

Лектор:

Игорь Юрьевич Матюгин,

доктор педагогических наук, практикующий психотерапевт.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка