Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Работа с аудиторией

21 сентября 2010 42 просмотра

Для бухгалтера очень важна профессиональная эрудиция

– Леонид Шарапович, мы всегда задаем вопрос о том, как лектор или организатор семинаров попадает в профессию. Как вы оказались в сфере бизнес-образования для бухгалтеров, которая была в новинку еще лет 10-15 назад?

– Конечно, не сразу после института. Вы правильно заметили, что бизнес-семинары – относительно новая услуга на рынке. Сначала я работал в совершенно другой области, которая тем не менее все равно была связана с образованием. Свое первое высшее образование я получил в Московском авиационном институте. Потом учился в Государственном университете управления, позже получил степень доктора экономических наук. Если прикинуть, то я уже порядка 30 лет в образовании. Долгое время я читал лекции для студентов. До сих пор, кстати, являюсь профессором и членом Диссертационного совета вуза. Стараюсь не терять связей с высшей школой.

– А для бухгалтеров читать семинары не доводилось?

– Нет, несмотря на научные достижения в экономике и годы работы руководителем организации, которые дали мне возможность достаточно хорошо понять принципы бухгалтерской работы, я не решусь читать семинары по этой тематике. В бухгалтерии очень важно обладать опытом и практическими знаниями. Финансовому работнику в современных условиях не обойтись без профессиональной эрудиции.

– Но преподавать вам нравится?

– Работа с аудиторией. Да, для меня преподавание – это возможность не только передать знания, но и получить от студентов, слушателей заряд конструктивной, положительной энергии. Это помогает избавиться от ощущения рутины, которое так свойственно жителям крупных городов. Особенно мне нравилось учить школьников.

– У вас и опыт преподавания в школе есть?

– Да. Причем очень необычный. По субботам на базе одной из экспериментальных московских школ в течение пяти лет я преподавал старшеклассникам основы менеджмента. Это был первый опыт в городе. И уже потом на основе наших наработок появились программа и учебники по этой дисциплине. У нас с ребятами получались очень живые, интересные занятия. Я часто вспоминаю о том времени с теплотой. Ребята относились ко мне как к старшему товарищу, другу. И сейчас частенько пишут мне в «Одноклассниках».

Лектор не должен «жадничать» знаниями

– По каким качествам вы отбираете лекторов для семинаров своего Центра образования?

– Работа с аудиторией. Слушатели семинаров должны воспринимать лектора как своего коллегу, который обладает большим, чем они, практическим опытом. Они должны доверять лектору как специалисту, который в полной мере обладает знанием предмета. У меня три главных требования к лекторам. Первое – это полная компетентность в теме, по которой читаются семинары. Второе, не менее важное качество лектора – умение рассказывать. Навыки работы с аудиторией, коммуникативность, открытость и доброжелательность, – характеристики, без которых лектор не сможет стать востребованным.

И третье качество, которое для меня является основополагающим, – желание поделиться своими знаниями и опытом. Мне, как и многим организаторам, часто приходится встречаться с лекторами, которые все знают и умеют рассказать, но не хотят этого делать. Экономят себя что ли… Если лектор «жадничает», а это видно уже после нескольких вопросов слушателей семинара, то я, вероятнее всего, откажусь от работы с ним.

– Многие лекторы, наверное, вам возразят и скажут, что сложно и совсем не обязательно отвечать на все вопросы, заданные слушателями. Опыт и знания – это основной капитал лекторов, которые в большинстве своем еще работают и как консультанты.

– Безусловно. Но нужно понимать, что ответы на вопросы слушателей, пусть и те, которые немного выходят за рамки семинара, – это часть работы лектора. Несмотря на то что за тот же ответ как за индивидуальную консультацию лектор мог бы получить дополнительную плату. Мне важно, чтобы слушатели не уходили с семинара с вопросами, оставшимися без ответов. Я знаю, как им это важно. Наша компания уже 15 лет проводит семинары для бухгалтеров, юристов и специалистов кадровой службы, и я успел изучить потребности клиентов.

– И к чему сводятся потребности?

– Во-первых, получить материал по основной теме семинара в доступной и понятной форме. Во-вторых, услышать ответы на вопросы. И, конечно, не менее важно пообщаться на семинаре. Часто встречаются посетители, которые настолько живо общаются с коллегами, что мешают лектору.

– Считаете, что такого быть не должно?

– Ну почему же. Семинары, которые мы организовываем, – это все-таки не школьные уроки. И палочной дисциплине в бизнес-образовании не место. Хороший лектор понимает, что перешептывания на лекциях – это не проявление неуважения, а, наоборот, признак того, что слушатели по-настоящему заинтересованы. Бухгалтерам очень нужно общение с коллегами. Ведь, по сути, бухгалтерия – это клетка и не всегда золотая.

– Какое-то безрадостное определение…

– Нет, что вы! Я имею в виду, что бухгалтерам порой очень сложно оторваться от работы, даже если она и любимая.

Готовность бухгалтеров к общению с коллегами на семинаре даже спасала меня не раз. Например, когда лекторы застревали в московских пробках. Никто из клиентов в таком случае не скажет, что это недоработка лектора – все будут обвинять организатора. Я с пониманием к этому отношусь, и пока лектор добирается до нас, сам развлекаю аудиторию. В результате бухгалтеры без раздражения реагируют на такие форс-мажорные ситуации. Пока лектора нет, могут с интересом делиться последними новостями из своей практики. Утром слушатели рассказывают друг другу больше о работе. А вот к концу дня после нескольких часов нахождения вместе могут и о семьях поболтать.

Наша «раздатка» помогает и после семинара

– Слушателям важно унести с семинара не только новое интересное знакомство и полезные знания, но и хороший раздаточный материал. Как у вас в компании готовят «раздатку»?

– Обычно мы очень тщательно готовим раздаточный материал к семинару. Нашим участникам семинаров мы выдаем несколько видов «раздатки». Первый – это рабочая тетрадь, в которой приведены самые важные моменты лекции и есть блокнот для записей. В большинстве случаев весь материал формирует сам лектор. А мы готовим диск со свежими нормативными актами, разъяснениями и арбитражной практикой по справочно-правовой базе. Я как руководитель должен быть уверен, что «раздатка», которую мы выдаем, пригодится слушателю не только на самом семинаре, но и потом в течение какого-то времени на работе. Помимо диска и рабочей тетради очень часто мы дарим слушателям книги тех лекторов, которые читают семинар.

– А еще какими-то подарками балуете слушателей?

– Стараемся перед Новым годом, 8 марта или 23 февраля порадовать чем-то вкусным. Осенью выкатываем корзину с яблоками. Всегда отмечаем «кратного» участника наших программ. У нас их было уже больше 30 тысяч, и каждому двухтысячному обязательно дарим корпоративные сувениры. Еще мне очень нравится придумывать какие-то бонусы для слушателей. Одна из наших постоянных посетительниц, главный бухгалтер Театра на Таганке, помогла недавно такой подарок сделать. С ее помощью мы смогли в течение целого месяца преподносить двум слушателям каждого семинара по два билета на один из спектаклей театра.

Хобби может быть прибыльным

– Леонид Шарапович, а вам самому удается ходить в театр? Как проводите свободное время?

– Для меня организация семинаров – это не временное занятие, а дело жизни.

Но не ждите, что я скажу, будто до ночи нахожусь в офисе. Если есть возможность, всегда ухожу вовремя. И театр тоже очень люблю. Но большую часть свободного времени я стараюсь посвящать своему любимому хобби – написанию словарей. Изданы экономический и финансовый словари. Был даже интересный опыт написания словаря по интернет-терминологии.

– Обычно хобби занимает не только много времени, но и требует финансовых вложений. У вас получается, что оно приносит доход?

– Да, и это, что скрывать, приятно. Но основное, что меня привлекает в написании словарей, – необходимость формулировать свои мысли максимально четко и доступно. Такой навык очень помогает не только в работе, но и в общении с людьми. Но если мне хочется совсем от всего отвлечься, то я затеваю ремонт дома или на даче. Как известно, это процесс бесконечный, поэтому тоже могу назвать его своим хобби.

Беседовала Марина Коснова

Забавный случай с семинара

Почему отменять семинары опасно

Несколько лет назад мы запланировали проведение семинара по ценным бумагам. Придумали интересную программу и пригласили двух компетентных лекторов – Федора Гудкова и Альмина Рабиновича. Но буквально за пару дней до семинара оказалось, что записалось на него меньше десяти слушателей. Тогда я принял решение отменить семинар. И буквально на следующий день мне стали приходить грозные письма на фирменных бланках «Газпрома», «Лукойла», РАО «ЕЭС». Я как увидел их на моем столе – так и обомлел. Конечно, на такую специфическую тему, как ценные бумаги, в те годы и могли ходить в основном только такие гиганты. В общем, благодаря тому случаю я больше не отменяю семинар, даже если на него зарегистрировались двое-трое участников.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка