Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учет основных средств

25 января 2011 173 просмотра

Учет основных средств. В ходе семинара я расскажу о тех ошибках, которые часто возникают в учете компаний и не сразу видны. Как правило, они обнаруживаются в ходе аудиторских проверок. А наиболее типичных из них можно запросто избежать.

Не учитываются разные моменты начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Компания ставит на учет основное средство и начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете. И зачастую возникает расхождение в двух видах учета, о котором компании забывают. Для целей налогового учета амортизацию можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, а в бухгалтерском учете – за месяцем принятия к учету. Конечно, в 90 процентах случаев эти две даты совпадают. Но бывает, что основное средство закуплено, но не подключено. В бухгалтерском учете оно принимается на дебет счета 01. Но в налоговом учете начислять амортизацию по нему нельзя до тех пор, пока оборудование не начнет работать.

Не учитываются основные средства до момента регистрации

Нередко компании покупают основные средства, которые требуют дополнительной регистрации. Например, медицинское оборудование, строительная техника, автотранспорт. И до тех пор, пока техника не будет зарегистрирована в надлежащих инстанциях, ее не принимают к учету. Но это неверно. Принятие на учет данных ОС никак не связано с моментом их государственной регистрации. Единственное исключение – недвижимость. Принятие ее к учету действительно зависит от этого момента. Что же касается остальных основных средств, то они принимаются к учету с начала их фактического использования.

Неверно оформляются документы, связанные с приобретением ОС

До сих пор налоговики настаивают на том, что если компания производит какие-то расходы, связанные с приобретением основных средств, то эти затраты должны формировать стоимость купленных объектов. Причем инспекторы притягивают сюда любые расходы – командировочные, расходы на обучение работе с основным средством и т. д. Конечно, такой подход налоговиков достаточно предвзятый. Но компании сами могут обезопасить себя от подобных претензий. Достаточно повнимательнее составлять документы, связанные с приобретением основных средств. Например, снабженец компании направляется в командировку на закупку оборудования. Командировочное задание в этом случае лучше сформулировать не узко – «направляется для приобретения и доставки основного средства», а более широко. Скажем, добавить еще переговоры с поставщиками.

Выбирается максимальный срок полезного использования

Учет основных средств. Часто компании подстраховываются и выбирают максимальный срок полезного использования основных средств из возможных. Например, по группе установлен срок от двух до трех лет, выбирают три года, по группе от трех до пяти лет – пять лет соответственно. Но на самом деле компания вправе применить любой срок. Никаких вопросов или претензий со стороны налоговиков к ней не будет. А выбрав минимальный срок, компания получит преимущества – сможет быстрее самортизировать основное средство, быстрее учесть расходы.

Неверно применяется амортизационная премия

Как правило, проблемы с амортизационной премией возникают тогда, когда она применяется там, где не должна. Например, нельзя применять амортизационную премию по основным средствам, которые получены безвозмездно. Бывает, что учредитель отдает в компанию какое-либо оборудование. Амортизировать его можно, а применить премию – нет. То же касается и неотделимых улучшений, произведенных на арендованных объектах. Налоговики возражают против применения амортизационной премии, так как они не являются собственностью налогоплательщика. Та же негативная позиция у инспекторов и в отношении имущества, полученного в лизинг, и в отношении вклада в уставный капитал в виде основного средства.

В расходы включается стоимость выведенных из эксплуатации, но не ликвидированных ОС

Для исчисления налога на прибыль компании включают во внереализационные расходы остаточную стоимость ликвидируемого основного средства. И часто компании списывают в расходы ОС на момент выведения его из эксплуатации еще до составления акта ликвидации. Это ошибка. Затраты на ликвидацию и остаточную стоимость можно учесть в расходах после составления акта по форме № ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Чиновники Минфина России напомнили об этом в письме от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726. Несмотря на то, что в этой форме не отведено место под запись о том, каким образом уничтожено основное средство, я рекомендую внести ее туда. То есть вносится фраза о том, что ОС, например, разобрано. Ведь если в акте будет просто написано, что ОС выбыло и акт подпишет бухгалтер, то такой документ не удостоверит факт ликвидации ОС. И ИФНС просто снимет эти расходы и доначислит налог на прибыль.

Формируется резерв только под одно дорогостоящее основное средство

Статья 324 НК РФ позволяет создавать резерв на ремонт основных средств. Многие компании ошибочно выбирают какое-то одно дорогостоящее основное средство и формируют резерв на его ремонт. На самом деле отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех основных средств и нормативов отчислений. Нормативы утверждаются в учетной политике. А совокупная стоимость ОС определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором создается резерв. При расчете не учитывается стоимость арендованных и полученных в безвозмездное пользование ОС.

О лекторе

Татьяна Александровна Новикова имеет большой опыт работы в области аудита и консультирования по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка