Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Психологически комфортная работа

25 января 2011 63 просмотра

Я очень надеюсь, что после этого семинара-тренинга слушатели смогут хотя бы немного изменить отношение к своей работе. Это совершенно не значит, что я попытаюсь научить относиться к своему делу спустя рукава. Просто я расскажу, как не пропускать рабочие проблемы через себя, как не переживать по пустякам и в результате сберечь свои нервы.

Психологически комфортная работа. Думаю, никто не будет спорить, что если человек не переживает, то работа идет значительно лучше. Особенно важен психологический комфорт для бухгалтеров, каждая ошибка которых может привести к серьезным проблемам для них самих и для компании. В ходе тренинга мы будем касаться нескольких аспектов, которые влияют на психологическое состояние бухгалтеров: общение с чиновниками и начальством, постоянное умственное напряжение и периодическая монотонность в совершаемых операциях, а также серьезная ответственность за свои действия.

Защита от психологического давления

Судя по моему опыту проведения тренингов для бухгалтеров, одним из основных раздражающих факторов для них становится давление со стороны руководителя компании. Для многих также психологически очень сложно общаться с налоговыми инспекторами, аудиторами, другими ревизорами и проблемными контрагентами.

Сразу хочу успокоить тех, кто сталкивается с такими проблемами: чаще всего дело не в том, что бухгалтерия плохо справляется со своей работой. Причина может крыться в желании руководителя или чиновника разрядить собственное психологическое напряжение.

Как ни крути, но именно с главбухом или другими сотрудниками бухгалтерии директору приходится работать плотнее всего. А зачастую и доверять информацию, о которой никто другой знать не должен. От собственной ответственности, страха за бизнес, а как следствие – и лично за себя многие руководители становятся (или являются таковыми всю жизнь) психологическими вампирами. На одном из прошлых семинаров я рассказывал про конфликтеров. На первый взгляд они ничем не отличаются от психологических вампиров. Но различия есть, и серьезные: практически каждый из нас относится к одному из конфликтных типов. Психологические вампиры видят основную цель общения с людьми в достижении внутренней гармонии, борьбы с собственными комплексами.

Я выделяю несколько форм поведения, с помощью которых психологические вампиры общаются с подчиненными или теми, кто как-то от них зависит. Самая распространенная форма – прямое негативное отношение. Проявления такого поведения: приказ, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм. Как правило, с такого рода давлением психологически тяжелее справляться. Тем не менее я не советую отвечать агрессией на агрессию. Первая цель вампира – вызвать в человеке ответную реакцию. И директор, который на работе формально обладает большей властью, сможет из-за услышанного отпора применить дальнейшие «санкции»: как психологические, так и формальные, по работе.

Многие делают ошибку, пытаясь критикой воздействовать на разбушевавшегося руководителя. Понятно, что главбух, который в большинстве случаев обладает большими финансовыми знаниями, чем директор, может обратить его внимание на какие-то неправильные шаги. Но я говорю именно про психологический момент в общении бухгалтерии и руководителя компании. Не стоит забывать, что речь идет не просто о начальнике, а о начальнике – психологическом вампире. Поэтому угрожать руководителю не стоит.

Также не стоит разряжаться, рассказывая коллегам или подчиненным о том, в каком плохом настроении сегодня руководитель. Если хочется каким-то образом образумить человека, то можно действовать от обратного. А именно хвалить его. Причем желательно не только в глаза, но и другим сотрудникам компании, наиболее приближенным к директору по должности. Не путайте похвалу с лестью. Последняя может вызвать негативную реакцию.

Психологически комфортная работа. Объясню на примере, что я имею в виду. Предположим, налоговая инспекция отказала компании в возмещении крупной суммы НДС. А руководство как раз надеялось на эти деньги для того, чтобы вложить их в развивающийся проект. В итоге директор устроил главному бухгалтеру выговор: мол, можно было представить больше подтверждающих вычет по НДС документов или лично поговорить с налоговиками. Никакие объяснения бухгалтерии руководитель компании как будто слушать не хочет. Главбуху становится понятно, что основная цель собрания для директора – не выяснить причины отказа и возможные дальнейшие шаги компании, а покритиковать работу подчиненных. В ответ он ждет или глубокого раскаяния или эмоционального отпора. Если же в ответ сказать о том, что его ценные советы очень пригодятся на стадии судебного разбирательства с налоговой, то руководитель может прекратить свою агрессивную тактику.

Кроме прямого негативного отношения психологические вампиры часто пользуются тактикой снисходительного отношения. Утешают, но унизительно. Хвалят, но словно подшучивают. Может проявляться менторское отношение: категорические оценки, навязывание советов, напоминание о неприятном, нравоучения. Далее я расскажу, как бороться со всеми этими проявлениями, определив, к какому типу психологического вампира относится собеседник. Напомню, что мы говорим в первую очередь о рабочих ситуациях: общении с руководством компании, коллегами, чиновниками из налоговых инспекций, внебюджетных фондов, контрагентами.

Комментарий редакции

Есть цвета, которые придают уверенности и дарят психологический комфорт

Психологи уверены, что цвета могут повлиять на поведение человека. Есть цвета, которые помогут справиться с депрессией, повысить настроение, поверить в свои силы. А есть, наоборот, цвета, которые создают при определенных условиях психологический прессинг. Красный цвет – помощник для тех, кому надо успешно провести переговоры или просто убедить в чем-то собеседника. Причем необязательно надевать красный костюм. По утверждению психологов, достаточно повязать красный шарфик, надеть украшения этого цвета или даже взять красную ручку. Конструктивное, деловое настроение может создать серый цвет. Успокаивающе действуют зеленый и бежевый цвета. А вот синий цвет вызывает тревогу и способен вызвать деструктивное настроение.

Виды психологических вампиров

Психологические вампиры, как я уже рассказал, используют разную технику. Такие личности принято делить на несколько типов. Названия у них достаточно забавные, зато хорошо отражают сущность непростых личностей, с которыми приходится сталкиваться.

Первый тип, о котором пойдет речь, – так называемая «беспомощная личность». Это человек, который постоянно просит помочь ему в чем-то, посоветовать, как действовать. Так он не только защищается, пытаясь снять с себя часть ответственности, но и получает эмоциональное удовлетворение от того, что люди начинают решать его проблемы. Как вести себя с такого рода психологическими вампирами, особенно если от них в какой-то мере приходится зависеть? Ни в коем случае не давать советы. Так есть шанс избежать манипуляций со стороны начальника.

Следующий тип – «сладкозвучная сирена». Такие люди любят захваливать, говорить массу комплиментов. Опасность общения с ними по работе заключается в том, что очень сложно понять, что у них на самом деле на уме. Таких манипуляторов надо останавливать. Не стоит бояться попасть в их «черный список». Все равно эти личности мало к кому искренне относятся хорошо.

Распространенный тип психологических вампиров – «больной». Это люди, постоянно жалующиеся на то, что происходит у них в жизни, в особенности по работе. Они ищут себе «доктора», который сможет избавить их от всех проблем. С «больными» надо акцентировать внимание на моменте выздоровления, на возможном и скором исправлении сложившейся ситуации.

Как это может выглядеть на примере. В бухгалтерию постоянно приходит жаловаться начальник отдела продаж. Найденные с трудом клиенты не соглашаются подписывать договоры, которые бухгалтерия постаралась составить с минимальными налоговыми рисками. Вроде директор по продажам и не обвиняет главбуха, понимая, что он действует на благо компании. Но, с другой стороны, создает своими постоянными жалобами сложную психологическую обстановку. Надо постепенно внушать «больному», что все наладится: клиент, которого не устраивает в общем стандартный договор, может оказаться ненадежным. Если возникнут проблемы с вычетами по НДС, все равно руководство компании будет недовольно и его работой тоже. Начальник отдела продаж начнет постепенно успокаиваться. Ему главное, чтобы люди напоминали ему: проблемы пройдут, все будет хорошо.

Сложно общаться с психологическими вампирами типа «анекдотчик». Они очень часто встречаются среди мужчин среднего возраста, руководителей среднего звена. Им нужно, чтобы над их приколами люди постоянно смеялись, оценивали их колкий юмор и находчивость. Поначалу может показаться, что с такими людьми намного приятнее работать, чем с формалистами, которые никогда не улыбаются. Но это обманчивое впечатление. Шутки постепенно начинают надоедать, в особенности если они направлены на то, чтобы задеть собеседника. Можно использовать технику рефреминга. Не поддаваться на манипуляции: в ответ на очередной прикол сказать, что попасть на язык такого остроумного человека – одно удовольствие. Психологический вампир может опешить от такого необычного ответа и перестать действовать на нервы.

Как научиться лишний раз не нервничать

Безусловно, умение без необходимости не тратить свои драгоценные нервы – это навык, которого не так-то просто достичь. И уж точно нельзя полностью его постигнуть в рамках одного психологического тренинга. Но я расскажу о некоторых приемах, которые облегчат психологическую атмосферу в бухгалтерии. Секрет прост: сотрудники научатся легче справляться с раздражением, которое копится из-за напряжения, обусловленного работой.

Многие участники моих тренингов и семинаров начинают спорить со мной, когда я говорю, что надо научиться прощать. И жизнь, в том числе работа, станут легче и приятнее. Почему-то принято считать, что прощение – это признак слабости или смирения. Это не так. Когда психологи учат правильно прощать, они прививают умение отпускать ситуацию, не пропускать ее через себя.

Возьмем возможную рабочую ситуацию. Коллега из бухгалтерии серьезно ошиблась при вводе документов в 1С, и из-за этого компания может понести налоговые последствия. Причина в том, что бухгалтер слишком много времени проводила в общении в Интернете и часто отвлекалась. На других бухгалтеров сваливается лишняя работа и недовольство руководства. Не стоит обсуждать эту ситуацию с сочувствующими коллегами больше чем один день. Не надо долго рассказывать о неприятности дома родным. Лучше просто о ней забыть, каким бы сложным это не казалось. Есть вещи, которые не зависят от человека, и ошибки других, даже если они являются подчиненными сотрудниками, не всегда можно предотвратить. Ситуацию надо исправить и исключить ее из сферы своих эмоций и переживаний.

Рекомендация лектора

Как создать имидж сотрудника, на которого не хочется психологически давить

Есть люди, на которых даже не привыкший к любезному общению налоговый инспектор не захочет психологически давить. Такие люди умеют создать правильный имидж. Они умеют опередить негативную реакцию собеседника. Например, в общении со сложным руководителем можно заранее предупреждать о возможных негативных последствиях. Так, во-первых, будет создаваться образ дальновидного и не слишком амбициозного сотрудника. А во-вторых, происшедшая вдруг неприятность уже не будет казаться начальнику такой большой трагедией. Руководителю или налоговому инспектору надо помочь увидеть в результатах работы положительное. Добиться этого помогут глаголы, которые обозначают законченное действие. К примеру, «сегодня мы подготовили все документы, которые запросила налоговая инспекция».

Что поможет не уставать от монотонной работы

Я не буду рассказывать о приемах мышечной релаксации, которые тоже действенны в борьбе с психологической усталостью при цикличной и монотонной работе. На этот раз я расскажу о специальных психологических приемах – аутотренингах.

Себя надо попытаться убедить в том, что любая работа, какой бы творческой она не казалась со стороны, по своей сути тоже монотонна. Нет деятельности, которая постоянно и кардинально меняется. В работе бухгалтера очень много новинок. Взять те же постоянные изменения в законодательстве. И можно чувствовать моральное удовлетворение от того, что все новинки изучены и ничего не упущено.

Любая позиция в компании – незаменимая. Тем более если она предполагает работу с финансовыми документами. Не стоит бояться хвалить себя за то, что с такими непростыми вещами приходится справляться каждый день.

Когда усталость накопилась, надо подумать о чем-то приятном и не связанном с работой. Можно хотя бы на несколько секунд закрыть глаза и представить морской прибой или летящую большую белую птицу. Волны спокойно бьются о берег, а птица парит в небе. Светит солнце. После такого отвлечения полезно выпить хотя бы несколько глотков теплого чая. Попробуйте – это действительно помогает.

О лекторе

Игорь Юрьевич Матюгин, доктор педагогических наук, практикующий психотерапевт, профессор Российской академии энциклопедий.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка