Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Неоднозначные вопросы в расчете пособий

21 июня 2011 54 просмотра

Как правильно учитывать доход сотрудника у других работодателей

После вступления в силу многочисленных законодательных изменений по пособиям на практике у бухгалтеров обнаружилось много нерешенных вопросов. Я постараюсь дать решения самых сложных и неоднозначных моментов. Неоднозначные вопросы в расчете пособий.

Давайте начнем с нормативной базы по расчету пособий, которая успела поменяться в этом году. После того как беременные женщины выразили открытое недовольство поправками, по поручению Президента РФ был оперативно разработан и принят Федеральный закон от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ. Важно также, что постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 было приведено в соответствие с множественными изменениями, которые претерпел Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Рекомендую посмотреть в Интернете разъяснения Фонда социального страхования, где рассказывается об изменениях по пособиям. Все-таки быть в курсе мнения самого фонда по поправкам очень важно. Это неофициальное письмо, конечно, но тем не менее. Разъяснения можно найти на сайте ФСС РФ в разделе «Новости» от 11 января 2011 года. Также проконсультироваться с ФСС РФ можно по телефону (номера всех «горячих линий» по пособиям см. в статье «». – Примеч. ред.).

Давайте для начала договоримся о терминах, которыми я буду пользоваться в ходе семинара. Для удобства словом «пособие» я буду называть все виды: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Это в ситуациях, когда их не надо различать для того, чтобы не искажался смысл сказанного. В некоторых ситуациях надо будет отделить пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Тогда я так и буду его называть.

Есть три варианта, как считать пособие, в зависимости от того, у скольких работодателей трудился сотрудник. Первый – на момент наступления страхового случая работник числится в тех же компаниях, что и в предыдущие два года. Второй – когда к наступлению страхового случая сотрудник работает в одних организациях, а в предыдущих двух годах – в других. И третий – когда в предыдущие два года сотрудник работал и в тех компаниях, в которых сейчас, и в других.

По второй ситуации хотелось бы отметить важный момент, который на практике оказался проблемным для многих компаний. При втором варианте для пособий по уходу за ребенком до полутора лет учитывается доход по всем местам работы, хотя пособие получает сотрудник только в одной организации (правильный ответ на вопрос № 1 теста – а). Дело в том, что в новой редакции закона № 255-ФЗ оговорен такой порядок для всех пособий; пособие по уходу за ребенком до полутора лет отдельно не выделено. И некоторые инспекторы ФСС РФ стали делать вывод, что в любой ситуации пособие до полутора лет считается только по доходам той компании, где сотрудник его получает. На самом деле это не так. Компания должна знать свое законное право начислять пособия еще и по доходам других организаций во второй ситуации.

В отношении третьего случая у меня есть подозрения, что в закон заложили серьезный подводный камень, который будет мешать компаниям. Скорее всего законодатели сделали это не специально, а просто по недосмотру. Если посмотреть на все три вторых части статьи 13 закона № 255-ФЗ (части 2, 2.1 и 2.2), то по смыслу там должно говориться о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком. Но в части 2.2 статьи 13 говорится про пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Получается, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет не упоминается. Исходя из закона, непонятно, что делать с такого рода пособиями. На мой взгляд, надо просто считать их так же, как и остальные пособия. А иначе никак не получается. Потому что первый и второй варианты не подходят по набору организаций, а в третьем пособия по уходу за ребенком до полутора лет просто не упомянуты.

Замена лет в расчетном периоде для декретниц

Хотелось бы остановиться на том, как правильно в расчетном периоде заменять годы сотрудницам, которые в предшествующих году наступления страхового случая двух годах были в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком. Для них предусмотрена возможность замены одного или двух лет на предшествующие. Надо помнить, что в результате замены расчетный период может состоять не только из следующих друг за другом календарных годов (правильный ответ на вопрос № 2 теста – б). Могут быть разрывы.

Приведу пример. Предположим, страховой случай начался в 2011 году. Отпуск по беременности и родам был в 2007 году. Отпуск по уходу начался в 2007 году и продолжился до середины 2010 года. При расчете пособия исходно берутся 2010-й и 2009 годы. Но сотрудница может написать заявление о замене этих лет на другие. В рассматриваемой нами ситуации недопустимо сочетание 2005-го и 2010 годов, потому что ближайший к 2010-му год без отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу – 2006-й.

В течение 2011 и 2012 годов женщина, уходящая в отпуск по беременности и родам или по уходу, может выбрать, по какому способу ей компания должна провести расчет: по редакции закона № 255-ФЗ, которая действовала до 2011 года, или по редакции, которая применяется с этого года. Теоретически ничто не запрещает декретнице написать заявление так: «Прошу рассчитать пособие двумя способами: по порядку, который действовал в 2010 году, и который применяется в 2011 году, и выбрать наибольшую сумму». Выбор сотрудница перекладывает на компанию, избавляя себя от необходимости рассчитать самой, какой порядок ей выгоднее.

Сложности со справками о предыдущем заработке

Весной произошло то, чего долго все ждали: приказом Минздравсоцразвития России от 17 января 2011 г. № 4н утверждена справка о доходах за два года. Форму справки долго не выпускали, хотя документ этот сейчас чрезвычайно важный для работодателей. Надо иметь в виду, что вступил в силу этот приказ только 29 марта 2011 года. Тогда, соответственно, и вступила в силу форма справки о доходах за два года.

Справка выдается за календарный год: то есть в 2011 году выдается за 2011 год и за два предыдущих года. Очередной подводный камень есть в этом вопросе. Я уже рассказал про возможность в определенных ситуациях заменять годы в расчетном периоде. Вопрос: как женщине подтвердить свой доход у прошлого работодателя, если в два предыдущих года она находилась в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком? Четкого ответа ни я, ни чиновники дать не могут. Конечно, компания может выдать справку не только за два предыдущих года, но и за другие. Но ведь вполне может и отказать, потому что ни в законе № 255-ФЗ, ни в порядке по заполнению справки обязанности заполнять ее за другие годы не предусмотрено. Пока ни ФСС РФ, ни Минздравсоцразвития России письменных разъяснений по этому поводу не дают.

Еще одна проблема со справкой. Аналогичная ситуация: пришла сотрудница, у которой на другой работе в двух предыдущих годах был и отпуск по беременности и родам, и отпуск по уходу. Как она докажет работодателю, что все эти события действительно имели место? В справке никакой информации об этом нет. Единственное, что она может принести, – это выписки из отчетности в Пенсионный фонд (СЗВ-4) за прошлые годы, где будет написано «декрет», «дети» и т. д. Но еще неизвестно, примет ли ФСС такие выписки. Так что только дальнейшая практика покажет, как в подобных ситуациях поступать. Но можно предположить, что некоторые инспекторы ФСС РФ заявят, что компания не имела права заменять годы декретнице. Ведь не было достоверной информации о том, что она была в отпуске по уходу, например.

Если прошлый работодатель ликвидирован или по каким-то причинам не может выдать справку, то сотрудник может письменно попросить своего нынешнего работодателя получить информацию в ПФР. Форму запроса можно найти в приказе Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. № 21н. Но и тут не так все просто. Складывается ощущение, что сам ПФР узнал об обязанности выдавать сведения о доходах работников после того, как вышли соответствующие поправки. Проблема ясна: работодатели раньше сдавали в ПФР отчетность, но она была не по доходам, а по страховым взносам. Только недавно появились формы СВЗ-6-3, АДВ-6-4, которые предполагают сдачу информации о доходах своих сотрудников. В Пенсионном фонде информации о доходах работников просто нет. Из приказа № 21н можно сделать вывод, что если информации о доходах нет, то в ответе на запрос так и должно быть написано.

Но есть и хорошая новость. По имеющейся у меня информации в ПФР появилась инструкция. Согласно ей, если компания не ликвидирована, фонд посылает туда работника самого за справкой. Если же компания ликвидирована и нет возможности получить информацию о доходах, то ПФР должен все-таки какую-то информацию из своей базы выдать. Получается, сотрудники фонда будут каким-то образом по суммам страховых взносов определять доходы. Остается надеяться, что она будет точной и представляться без опозданий и проволочек.

Расчет среднего заработка по МРОТ или пособие не больше МРОТ

В части 1.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ сказано, что если у работника не было заработка или средний заработок ниже МРОТ, то он принимается равным МРОТ, то есть 4330 руб. (до 1 июня 2011 года) и 4611 руб. (после 1 июня 2011 года). Речь идет именно о среднем заработке, а не о размере пособия. Об ограничении самого пособия говорится уже в других статьях. В части 6 статьи 7 закона № 255-ФЗ сказано, что если стаж меньше шести месяцев, то размер пособия не превышает за полный календарный месяц МРОТ. Обратите внимание: не равен МРОТ, а именно не превышает. Такая же формулировка предусмотрена и для пособий по беременности и родам для женщин, отработавших менее шести месяцев, – в части 3 статьи 11 того же закона; и для лиц, нарушивших режим, – в части 2 статьи 8 закона № 255-ФЗ.

Сначала бухгалтеру надо просто посчитать среднедневной заработок обычным способом. Если для оплаты пособия учитывается процент от стажа, то к полученному среднедневному заработку надо применить и этот процент от стажа. Получается некоторая сумма за один день. Например, работник заработал за расчетный период (два предыдущих года) 182 500 руб. Тогда среднедневной заработок равен: 182 500 руб. : 730 дн.= 250 руб. Стаж работника меньше шести месяцев, и у нас не пособие по беременности и родам. Надо учесть еще процент от стажа: 250 руб. х 60% = 150 руб. за 1 день. Таков размер оплаты одного дня больничного, если забыть про часть 6 статьи 7 закона № 255-ФЗ.

Так как у работника стаж меньше шести месяцев, значит, пособие ему выплачивается за полный месяц не больше МРОТ. Поэтому если бы он был на больничном целиком весь месяц (например, с 1 по 31 июля), то его пособие составило бы 4611 руб. Но так бывает редко. Поэтому мы месячное ограничение переводим в дневное: 4611 руб. : 31 дн.= 148,7419 руб. Нашу сумму среднего заработка (150 руб. за 1 день) мы сравниваем с суммой 148,7419 руб. Если сумма среднедневного заработка (150 руб.) оказалась меньше, то мы ее и используем. Если она вдруг оказалась больше (как раз наш случай), то тогда нам придется каждый день пособия оплачивать в размере 148,7419 руб., а не в размере среднедневного заработка.

Часто больничный переходит из одного месяца в другой. И тогда придется рассчитать ограничение среднедневного заработка для каждого месяца больничного свое. Так мы не нарушим правило о непревышении МРОТ за полный календарный месяц.

Например, тот же сотрудник взял больничный 27 июня, а вышел 4 июля. Поскольку в июне 30 дней, то ограничение среднедневного заработка составит 153,7 руб. (4611 руб. : 30 дн.). А в июле размер ограничения среднедневного заработка уменьшится и составит 148,74 руб. (4611 руб. : 31 дн.). Таким образом, в июле мы каждый день будем оплачивать в размере 148,7419 руб. (потому что 150 руб. больше 148,7419 руб.), а в июне каждый день оплачиваем в размере 150 руб. (потому что 150 меньше 153,7, и мы не нарушаем требований ч. 6 ст. 7). То есть часть пособия за июнь составит 614,80 руб. (4 дн. х 150 руб.), а часть пособия за июль составит 594,97 руб. (4 дн. х 148,7419 х руб.).

Обратите внимание, что, даже если средний заработок был посчитан исходя из МРОТ по формуле: МРОТ 24 : 730, использовать его без дополнительной проверки для оплаты больничного мы не можем. Иначе компания может нарушить условие о том, чтобы пособие не превышало МРОТ за полный календарный месяц. Посмотрим. По формуле получается, что минимальный среднедневной заработок составляет 151,59 руб. (4611 руб. х 24 : 730). Если оплата будет производиться в стопроцентном размере (стаж меньше 6 месяцев и пособие по беременности и родам или стаж больше 8 лет и пособие по временной нетрудоспособности с нарушением режима), тогда пособие за полный календарный месяц в июле получится 4699,43 руб. (151,59 руб. х 31 дн.), что превышает установленную в федеральном законодательстве норму – 4611 руб.

Комментарий редакции

ФСС РФ сам будет рассчитывать пособия

С 1 июля в двух регионах России – Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике начался эксперимент, в ходе которого Фонд социального страхования выплачивает пособия напрямую работникам всех компаний. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294. Документы, необходимые для назначения пособий, работодатели будут представлять в фонд. А его сотрудники самостоятельно будут рассчитывать пособия и перечислять средства работникам компаний на те счета, которые они сами сообщат фонду.

Вопросы после лекции

– Нужно ли прописывать сумму НДФЛ, которая уплачивается с пособия, на оборотной стороне больничного листа?

– Нет. Причем даже несмотря на то, что иногда подобные рекомендации дают сотрудники ФСС РФ. Фонд не имеет права требовать заполнения сведений о налоге в больничном. И возможности проверить сумму налога у Фонда социального страхования тоже нет. Если уж так сильно в фонде настаивают, напишите «0 руб.». Никаких санкций к компании они применить не смогут.

– Я слышала, что в фондах ориентируют на то, что надо облагать страховыми взносами выплаты за гособязанности, а также донорские выплаты. Действительно надо так поступать?

– Я считаю, что нет. Хотя возможны придирки со стороны фонда. Такие доводы сотрудников фондов появились из-за письма Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19. Непонятно, почему чиновники вдруг кардинально поменяли свою позицию. В течение 2010 года вышло несколько писем министерства, в которых говорилось, что на такие выплаты начислять взносы не нужно. Такое мнение, в частности, по поводу донорских высказано в письме Минздравосцразвития России от 27 мая 2010 г. № 1354-19. Там говорилось о том, что подобные выплаты не зависят от трудового договора и гарантируются Трудовым кодексом. Поэтому они в базу попадать не должны в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Но на самом деле исключать из базы эти выплаты надо на основании пункта 2 «и» части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ как компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей. Они поименованы как компенсации в статьях 170 и 186 ТК РФ. В новом письме № 784-19 свою позицию чиновники объясняют последними поправками, внесенными в статью 7 закона № 212-ФЗ. На самом деле изменения мизерные: «...в части 1 статьи 7 слова "по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам" заменить словами "в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров"». На практике смысл статьи 7 от внесенных поправок не изменился.

– Какой шифр плательщика ставить в форме – 4 ФСС в случае совмещения «упрощенки» и ЕНВД?

– Я советую уточнить это в своем отделении ФСС РФ. Нужно поставить 071 как основной шифр, а вот что в качестве дополнительного ставить – непонятно: то ли 01/02, то ли 01/00, то ли 02/00. Есть подозрение, что ФСС все равно: 071/01/00 или 071/02/00 (только не надо ставить 01/02, так как 02 в третьей части шифра не предусмотрен).

О лекторе

Вячеслав Владимирович Шинкарев. Занимает в настоящий момент должность руководителя группы разработки программы «Контур-Зарплата». Параллельно работает консультантом на портале «Бухгалтерия Онлайн».

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка