Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проверка обособленных подразделений

1 февраля 2012 280 просмотров

В своем докладе я бы хотел рассмотреть некоторые вопросы работы налогоплательщиков, в состав которых входят обособленные подразделения. Я коснусь тех моментов, которые претерпели в последнее время изменения и на которые инспекторы будут обращать внимание при проверках как головных организаций, так и их обособленных подразделений.

Как правильно создавать обособленные подразделения

Со 2 сентября 2010 года обязанности компании по постановке на учет различаются в зависимости от того, какое обособленное подразделение создается. Поправки предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Проверка обособленных подразделений. Для начала про филиалы и представительства. Если организация принимает решение о создании обособленного подразделения и оформляет его в качестве филиала и представительства, то ни сообщений о создании такого обособленного подразделения, ни заявлений о постановке на учет подавать в налоговую инспекцию не требуется. Постановка на учет будет осуществлена на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. То есть с момента регистрации изменений в уставе организации о создании филиала или представительства налоговая инспекция сама в течение пяти дней направит компании уведомление о постановке на учет по местонахождению обособленного подразделения в качестве филиала или представительства. Постановка на учет производится автоматически.

Создание филиала или представительства несет в себе и другие особенности. Например, организация не будет иметь права применять упрощенную систему налогообложения.

Переходим к ситуации, когда организация создает обособленное подразделение, но не оформляет его в качестве филиала или представительства. Возникает обязанность подачи в налоговую инспекцию сообщения о его создании. Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. ММВ-7-6/362@. Согласно статье 23 НК РФ, налогоплательщики должны направлять сообщения о создании обособленного подразделения по установленным ФНС России формам. Но обратите внимание, что ответственность за несоблюдение форм сообщения не установлена. Установлена ответственность только за сам факт несообщения по статье 126 НК РФ. Кроме того, согласно статье 116 НК РФ, за ведение деятельности без постановки на учет минимальный штраф составляет 40 тыс. руб. Штраф может быть и в большем размере, если налоговая инспекция докажет факт получения компанией дохода по месту ведения деятельности без постановки на учет. Санкция составляет 10 процентов от такого дохода. Под доходом в данном случае понимается выручка от реализации.

Признаки обособленного подразделения

Признаки обособленного подразделения содержатся в статье 11 НК РФ. Должна быть территориальная обособленность. То есть обособленное подразделение должно находиться по иному, чем у головной организации, адресу. Также по местонахождению такого обособленного подразделения должны быть созданы либо эксплуатироваться стационарные рабочие места. Рабочее место – это место осуществления работником организации своей трудовой функции, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Понятие стационарного рабочего места содержится в статье 209 ТК РФ. Третий признак – временной. Такое стационарное рабочее место организацией должно быть создано на срок более чем 30 дней. Наличие этих трех признаков в совокупности означает, что у компании есть обособленное подразделение.

Если работа сотрудника носит разъездной характер, такая деятельность не приводит к созданию стационарного рабочего места. Соответственно, у компании отсутствует признак, необходимый для обособленного подразделения.

Бывают ситуации, когда организация арендует какое-то помещение на длительный срок, но работники там появляются временно, периодически. Особое внимание хочу обратить на то, что не важно, сколько времени работник компании фактически проводит в этом обособленном подразделении, главное, чтобы само такое рабочее место было создано на срок более чем 30 дней. В этом случае признак обособленного подразделения присутствует.

– Является ли обособленным подразделением пост охраны на территории заказчика? Договор аренды помещений не заключен. – Если местонахождение охранника прописано в его трудовом договоре и срок оказания таких услуг на территории заказчика превышает 30 дней, то это считается стационарным рабочим местом. Значит, возникают признаки обособленного подразделения.

Если местонахождение организации, прописанное в ее учредительных документах, не совпадает с фактическим адресом, компания должна либо внести изменения в документы, либо подать в налоговую инспекцию сообщение о создании обособленного подразделения.

Если впоследствии адрес обособленного подразделения поменяется, то нужно подать соответствующее сообщение. Налоговая инспекция учтет изменения и при необходимости направит компании новое уведомление о постановке на учет.

Ранее при смене адреса организация должна была снять обособленное подразделение с учета по старому адресу и поставить по новому адресу. С учетом поправок, внесенных в статьи 23 и 83 НК РФ, процедура изменения местонахождения обособленного подразделения значительно упрощена.

Предположим, компания создает несколько обособленных подразделений в Москве. В этом случае можно направить в одну налоговую инспекцию сообщение о том, что все подразделения будут стоять на учете в ней. Это же относится и к компаниям из Санкт-Петербурга.

Форма уведомления о выборе инспекции для постановки на учет содержится в приказе ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@. Но организация в любом случае будет учтена дважды: и по местонахождению самой организации, и по местонахождению подразделения.

Выездные проверки филиалов и представительств

Переходим к вопросам, связанным с выездными проверками. Для начала я коснусь общих вопросов их проведения. А потом расскажу про особенности проверок обособленных подразделений.

Статистическая налоговая отчетность показывает, что количество выездных налоговых проверок неуклонно сокращается. Безусловно, выездная налоговая проверка – это наиболее конфликтная сторона взаимоотношений налогоплательщика и инспекции.

Предметом выездной проверки является обнаружение фактов уклонения от уплаты налогов. Поэтому в ее рамках инспекторам предоставляется максимально возможный арсенал средств для фиксации фактов правонарушения.

Формальным отличием выездной налоговой проверки от камеральной является вынесение решения о ее проведении. В этом решении отражается прежде всего, какая налоговая инспекция проверяет компанию. По общему правилу – та ИФНС, в которой налогоплательщик поставлен на учет по местонахождению. Крупнейшего налогоплательщика проверяет инспекция, в которой налогоплательщик учтен в качестве крупнейшего.

Инспекция может провести самостоятельную выездную проверку филиалов или представительств по региональным и местным налогам. В этом случае решение может быть принято налоговой инспекцией, где организация поставлена на учет по местонахождению филиала или представительства. Но обратите внимание, что проверяться могут только региональные и местные налоги. Неправомерна проверка по филиалам и представительствам по федеральному налогу. В том числе по федеральным налогам, которые уплачиваются в рамках специальных режимов.

Если уже была проведена общая проверка организации вместе с филиалом или представительством, то инспекция не может проверять отдельно эти обособленные подразделения по тем же налогам и периодам.

Если же в рамках проверки организации были проверены только федеральные налоги, то инспекция может отдельно проверить филиал или представительство по местным или региональным налогам. Такая проверка не может считаться повторной.

По общему правилу инспекция не вправе проверять налогоплательщика за уже проверенный период по проверенным налогам.

Для назначения повторных налоговых проверок есть три основания. Два из них могут быть вызваны действиями самого налогоплательщика. Это принятие решения о реорганизации или ликвидации. Вторая ситуация – представление налогоплательщиком уточненной декларации за истекший период к уменьшению. Здесь выездная налоговая проверка может охватывать весь период, за который представлена такая «уточненка». Причем речь идет как о первоначальной выездной проверке, так и о повторной.

Наиболее распространенный случай – это назначение повторных выездных налоговых проверок вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, которая провела первоначальную проверку. Чаще всего под вышестоящим органом понимается УФНС.

Выездные проверки иных обособленных подразделений

Проверка обособленных подразделений. Хочу подчеркнуть, что не может быть принято решение о самостоятельной выездной налоговой проверке обособленных подразделений, не оформленных в качестве филиалов или представительств. На эту тему можно посмотреть письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327.

В решение о проведении проверки также должно быть отражено, кто проверяется – налогоплательщик с учетом его обособленных подразделений либо только его филиалы и представительства.

Не важно, проверяется ли головная организация или ее филиалы, глубина налоговой проверки составляет три года, предшествующих году принятия решения.

Поясню на примере. Если решение о проведении налоговой проверки принимается инспекцией, скажем, в 2012 году, то проверкой могут быть охвачены 2011, 2010 и 2009 годы. По общему правилу 2008 год для проведения налоговой проверки в этом случае закрыт.

В то же время судебная практика показывает, что инспекция имеет право проводить проверку за месяцы календарного года принятия решения о проведении проверки. Например, в июле 2012 года принято решение о проведении выездной налоговой проверки в 2012 году. В период включены 2011, 2010, 2009 годы и январь–июнь 2012-го.

В решении будут отражены налоги, которые инспекция собирается проверить. Это важно для определения прав и обязанностей как налогоплательщика, так и инспекции. Только по этим налогам и по отраженным в решении периодам инспекторы будут вправе истребовать документы.

Если инспекция обнаруживает правонарушения по налогам за период, который не отражен в решении о проведении проверки, такие нарушения не могут быть отражены в акте проверки. Инспекторы могут только принять новое решение о проведении выездной налоговой проверки и включить в него новые налоги за иные периоды.

– Нашей компании от налоговой инспекции пришло требование о представлении документов, касающихся деятельности обособленного подразделения, которое функционирует на Дальнем Востоке. Многие документы представить очень сложно из-за территориальной удаленности подразделения. Является ли непредставление документов по требованию основанием для принятия решения о выездной налоговой проверке? – Само по себе непредставление документов, конечно, не может являться основанием для назначения выездной налоговой проверки. Но документы все равно надо представить. При этом надо заявить ходатайство о продлении срока представления документов. Если у налоговой инспекции есть основания подозревать, что компания не уплатила налоги или неправомерно применила вычеты, и эти нарушения могут быть обнаружены только в рамках проведения выездной налоговой проверки, то она вправе включить организацию в план проведения налоговой проверки и такую проверку провести.

О лекторе

Сергей Викторович Разгулин. Действительный государственный советник РФ 3-го класса. 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка