Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Решения ситуаций, возникающих при налоговых проверках

1 ноября 2012 39 просмотров

Камеральные проверки

Решения ситуаций, возникающих при налоговых проверках? Самый массовый вид налоговых проверок – это, конечно, камеральные. Они имеют обязательный характер, то есть, получив декларацию или расчет по авансовым платежам, инспекторы должны провести проверку. Но законодательством постепенно сокращаются основания для их проведения. Например, прямо предусмотрено, что представлять декларации нужно, только если есть объекты налогообложения. Тем самым уменьшен объем документов, представляемых компаниями, и затраты налоговой службы на администрирование.

Понятия «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам» содержатся в статье 80 НК РФ. А вот во второй части кодекса различие между ними не всегда выдерживается. Поэтому возникают споры.

Например, декларацию по налогу на прибыль нужно представлять как по итогам отчетного, так и по итогам налогового периода. Значит, если компания за любой из них не отчиталась – ей грозит штраф. Для исправления этой неточности в главу 25 кодекса должны быть внесены изменения, которыми будет предусмотрено представление по итогам отчетных периодов именно расчетов по авансовым платежам.

Теперь о самой проверке. Ее продолжительность три месяца. Но этот срок не является пресекательным. Это значит, что налоговые инспекторы вправе обнаружить нарушение и привлечь компанию к ответственности даже за пределами этого срока. Такой позиции придерживается и Высший арбитражный суд РФ. Подтверждение тому – информационное письмо от 17 марта 2003 г. № 71.

Кстати, при необходимости проведения розыскных мероприятий могут быть привлечены органы внутренних дел.

В ходе камеральной проверки инспекторы могут запросить пояснения и документы, подтверждающие применяемые льготы, заявленные вычеты. Документы компания должна представить в виде заверенных копий.

Из-за больших объемов организации часто обращаются с вопросом: можно ли заверять не каждую копию, а сшивку документов? По нашему мнению – нельзя. Копия документа считается заверенной, когда на нее нанесены реквизиты, придающие ей юридическую силу (ГОСТ Р 51141-98). То есть поставлена печать, подпись (живая), расшифровка подписи лица, который заверил этот документ.

А сшивка заверяется только на обратной стороне последней страницы. Соответственно, ни одна копия должным образом не заверена. Здесь инспекторы вправе оштрафовать компанию за непредоставление запрошенных документов.

Правда, иногда контролеры могут принимать и работать с документами в виде подшивки. Но для компании это определенный риск. Поскольку, во-первых, за это грозит штраф в размере 200 руб. за каждый документ. А во-вторых, налоговые инспекторы могут повторно истребовать эти же документы при следующей проверке.

Ведь здесь уже не работает гарантия, запрещающая повторное истребование ранее предоставленных документов. К тому же в любом случае компания несет затраты на изготовление копий. А если их придется предоставлять еще раз, значит, расходы возрастут.

Есть только четыре случая, в которых контролеры могут попросить подтверждающие документы:

– уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– представление документов, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

– подача декларации по налогу на добавленную стоимость, когда заявлены вычеты и при этом сама сумма к возмещению;

– использование налоговых льгот.

–Считается ли налоговой льготой право не вести раздельный учет, предоставленное пунктом 4 статьи 170 НК РФ? Может компания, пользуясь этим преимуществом, не предоставлять документы по требованию? – Я придерживаюсь буквального понимания. В соответствующей статье Налогового кодекса РФ, в акте регионального законодательства или местного самоуправления преференция должна быть прямо названа налоговой льготой. Все остальные преимущества: особенности исчисления налога, принятия расходов, применение повышающих или понижающих коэффициентов, пониженной ставки – это самостоятельные элементы налогообложения. В таких случаях вы, столкнувшись с требованием о предоставлении документов, можете его исполнить. Если не считаете нужным идти на конфликт. Либо обжаловать его, поскольку оно нарушает установленный порядок проведения камеральных проверок. Однако судебная практика здесь еще не выработала единого подхода. Есть ряд решений судов, в которых указано, что под налоговыми льготами понимаются любые преимущества, которые предоставляются категории налогоплательщиков. То есть понятие «налоговая льгота» толкуется расширительно – просто как преимущество при налогообложении. – Сейчас контролеры могут отправить требование по почте, только если вручить лично и направить по телекоммуникационным каналам связи не получилось. При этом его считают полученным по истечении шести дней со дня отправки. Однако по разным причинам документы часто доходят до адресата с задержкой. В основных направлениях налоговой политики на ближайшие годы предложено снять это ограничение и сразу направлять требование по почте. Не приведет ли это к увеличению количества споров? Как компаниям защитить себя от штрафов в тех случаях, когда они не виноваты в пропуске срока? – По нашему мнению, только в отношении очень ограниченного перечня документов должна быть выдержана процедура, предусматривающая личное вручение. Например, решение по итогам рассмотрения материалов проверки. Все остальные: требование об уплате, требование о предоставлении документов, решение о взыскании и т. д. инспекторы могут направить по почте или телекоммуникационным каналам. При этом они укажут тот адрес, который отражен в учредительных документах компании. Если же фактический адрес не совпадает с юридическим, нужно обязательно сообщить его инспекторам. Если есть работающий почтовый адрес и контакты с почтовым отделением, в котором обслуживается налогоплательщик, то никаких проблем не должно быть. Конечно, может случиться что угодно: документ затерялся на почте, отправили не по тому адресу. И в итоге он дошел до вас уже после истечения шести дней. Здесь есть общая рекомендация: ходатайствовать о продлении срока. Обязательно с подробным обоснованием причин. На практике ревизоры идут навстречу и продляют срок. Поэтому баланс прав и интересов не нарушен.

Перейдем к уточненным декларациям. Они прямо влияют на сроки проведения камеральной проверки. Когда уточненка подана до момента составления акта, проверка первоначальной декларации прекращается и начинается проверка уточненной. Это не зависит от причин изменений: сама компания обнаружила ошибку либо среагировала на требование инспекторов о даче пояснений.

Если же к моменту уточнений налоговые инспекторы уже обнаружили нарушение по первоначальной декларации и составили акт – параллельно будет идти производство по этому делу и начнется проверка уточненной декларации (правильный ответ на вопрос № 1 теста – а. – Примеч. ред.).

– После того как камеральной проверкой было выявлено нарушение, подана уточненная декларация. В ней заявлена переплата. При вынесении решения по первоначальной декларации будет ли учтен этот факт? – Это важный нюанс. Судебная практика придерживается следующей позиции. При наличии переплаты предыдущего периода, перекрывающей недоимку последующего, бюджет потерь не понес. В этом случае при вынесении решения по первоначально поданной декларации инспекторы учтут переплату и пересчитают штрафные санкции.

Выездные проверки

Выездная проверка, как решил Конституционный суд в одном их своих определений, направлена на выявление уклонений от налогообложения. Это более углубленное мероприятие налогового контроля по сравнению с камеральной проверкой. В арсенале у проверяющих есть достаточные средства для того, чтобы зафиксировать правонарушение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что выездная проверка должна заканчиваться доначислением. Если выездная проверка прошла безрезультатно – значит, инспекторы провели плохой предпроверочный анализ и вышли на проверку неподготовленными. Но, к слову, результативность проверок сейчас оценивают по нескольким показателям: размер доначислений и поступлений. Поэтому налоговые контролеры принимают во внимание перспективы обжалования доначислений. А также фактического исполнения решений о взыскании доначислений.

Выездная проверка охватывает три предшествующих года. Практика складывается таким образом, что к этому сроку можно добавить и налоговые периоды того года, на который приходится сама проверка. А у налогового агента ревизоры могут проконтролировать и истекшие месяцы, предшествующие месяцу принятия решения о назначении проверки.

Состав проверяющей группы указывают в решении о проведении выездной проверки. Раньше это требование было очень жесткое. Поскольку проведение проверки неуполномоченными лицами влекло безусловную отмену решения. В необходимых случаях нужно вынести решение об изменении состава проверяющей группы. Но в последних решениях Высший арбитражный суд указывает следующее. Несовпадение состава проверяющей группы и подписавших акт о проведенной выездной проверке само по себе не всегда является существенным нарушением, влекущим отмену решения.

Хотя продолжительность проверки и ограничена двухмесячным сроком, при наличии оснований этот срок можно продлить, но не больше чем на шесть месяцев. Для этого инспекторы оформят соответствующее решение.

Кроме того, ревизоры вправе приостановить проверку. Срок такой задержки может достигать девяти месяцев. Проверку могут приостановить при наличии следующих причин. Истребование документов, проведение экспертизы, перевод документов на русский язык или истребование документов от иностранных государственных органов. Когда проверка приостановлена, инспекторы не проводят никаких мероприятий на территории организации. Однако они могут пригласить должностных лиц к себе на территорию и допросить в качестве свидетелей.

После того как отпадут основания для приостановки, инспекторы составят решение о возобновлении проверки. В этом случае она будет продлена на оставшийся срок, который не истек к моменту принятия решения о приостановлении.

– Налоговые инспекторы часто злоупотребляют возможностью приостановить проверку. Вот случай из практики: в первый день проверки ревизоры приехали и вручили требование о предоставлении документов. На следующий день привезли решение о приостановлении проверки. Получается, что срок исполнения требования попадает на период приостановки. Можем мы не исполнять его до возобновления проверки? – Да, инспекторы используют возможность по продлению и приостановлению проверки. Когда есть основания – они вправе это делать. И права компаний тут не нарушены. При этом, если требование о предоставлении документов вручено проверяемой организации в период проведения проверки, она должна исполнить его в любом случае. Даже несмотря на то, что срок его исполнения выходит за рамки проверки или попадает на режим приостановления. Иначе компанию оштрафуют за непредоставление документов.

В случае с выездной проверкой срок ее проведения тоже не является пресекательным. По моему мнению, само по себе это не препятствует вынесению решения по итогам рассмотрения материалов проверки. Но тут есть важный момент: проверяющие не имеют права привлечь организацию к ответственности на основании доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса РФ. И если доказательство получено за пределами срока проверки, то организация сможет обосновать это в возражениях к акту и потребовать его исключить.

Установлен запрет на повторное проведение налоговой проверки по уже проверенным налогам за тот же период. Из этих правил есть несколько исключений: принятие решения о реорганизации или ликвидации, уточненная декларация к уменьшению. И последний – принятие решения вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего проверку (правильный ответ на вопрос № 2 теста – б. – Примеч. ред.).

Остановлюсь на подаче уточненной декларации. Судебная практика сейчас склоняется к тому, что в этом случае при повторной проверке можно проверить только те показатели, которые изменились. Но, на мой взгляд, это просто невозможно: выделить один изменившийся показатель и только его проверить. Инспекторы анализируют все показатели и операции в совокупности.

Часто бывает так: после проверки ревизоры вынесли решение. Организация обжаловала его в суде и выиграла. Инспекторы вправе назначить повторную ревизию. Но в ходе ее проведения они должны принимать во внимание установленные судом обстоятельства. И исследовать новые, которые не были оценены судом при вынесении решения.

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ: В ходе выездной проверки инспекторы выставляют много требований о предоставлении копий документов. В моем понимании статьей 89 НК РФ предусмотрено предоставление копий выборочных документов, которые проверяющему необходимы для выяснения деталей, приложения к акту проверки. Но обычно проверяющие просто просят предоставить все первичные документы за предыдущие три года. Как вы считаете, насколько правомерны такие требования? – Сразу замечу: истребовать можно только те документы, составление которых предусмотрено законодательством. Также в требовании должны быть четко прописаны их реквизиты. Если этого нет, то компания может решить на свое усмотрение, будет она исполнять требование или нет. Причина в том, что штраф начисляется за каждый непредоставленный документ. А если понять, что просили проверяющие, невозможно, то и санкции неправомерны. Такой позиции придерживаются и судьи. Каких-либо ограничений для истребования документов в рамках выездной проверки не установлено. Проверяющие имеют право запросить любые бумаги, которые посчитают необходимыми для проведения проверки. А большой объем запрашиваемых документов из-за того, что проводится именно выездная проверка. Поэтому, если требование составлено корректно, компания обязана его исполнить. Где именно будут работать с документами проверяющие, на территории организации или на своей, решают они. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОРИГИНАЛАМИ: На сегодняшний день самая неурегулированная процедура при проведении проверок – это ознакомление с оригиналами документов. В отношении них закреплено право налоговых органов: знакомиться с ними в том числе и в ходе камеральной проверки. Но часто возникают ситуации, когда документы требуют срочно, а на то, чтобы их предоставить, нужно время. Ведь они могут находиться, например, в филиале. Можно ли каким-то образом внести уточнения? – Действительно, у проверяющих есть право ознакомиться с оригиналами документов. А у налогоплательщика в свою очередь есть обязанность это право обеспечить. Вместе с решением о проведении проверки инспекторы обычно вручают документ, в котором требуют ознакомить с оригиналами. Это необходимо в том числе и для того, чтобы определить предмет истребования. А затем запросить заверенные копии нужных документов. Срок, в который компания должна обеспечить ознакомление, устанавливают сами проверяющие. Но если к этой дате не получается предоставить документы, нужно письменно объяснить причины и попросить отсрочку. Существует и другая ситуация, когда компания просто не дает ознакомиться с документами. Тогда инспекторы могут составить акт о воспрепятствовании налоговому контролю. А также провести выимку документов и определить сумму налоговых обязательств расчетным путем. И еще советую в любом случае просить с проверяющих расписку о том, что они получили оригиналы. Даже если они сидят у вас на территории. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ: Очень часто в числе доказательств, подтверждающих найденное у компании нарушение, проверяющие прикладывают только часть документа. Ссылаясь при этом на сохранность тайны о персональных данных. Но оценить содержание документа можно только проанализировав его целиком. Поэтому не предоставляя возможности ознакомиться со всем документом, инспекторы нарушают права компании. Как вы считаете, есть ли какое-то решение для этой ситуации? – Такие ситуации действительно встречаются. С одной стороны, есть требование о сохранении тайны о персональных данных. Но с другой стороны, это может нарушать права компаний. Тут нужно взаимоприемлемое решение. Те сведения, которые организация может перепроверить и опровергнуть, должны быть открыты для нее. Соответствующий подход должен сформироваться на практике. ХОДАТАЙСТВО О ПРОДЛЕНИИ СРОКА: Инспекторы достаточно часто даже на аргументированные ходатайства о продлении срока на предоставление документов отвечают отказом. Но в ряде случаев уложиться в срок просто невозможно. Что делать в таких ситуациях? Как компаниям защитить свои интересы? – Продлять срок – это право инспекторов, а не обязанность. Никаких условий отказа или, наоборот, принятия решения о продлении срока нет. Также не ограничен сам срок, на который можно продлить предоставление истребуемых документов. Конечно, мы исходим из презумпции добросовестности и самих проверяющих. То есть, получив ходатайство с подробным объяснением уважительных причин, инспекторы должны оформить решение о продлении срока. И даже если они попробуют привлечь организацию к ответственности за непредоставление документов в срок, то у компании будет серьезный аргумент в споре – ходатайство. Кстати, и сами проверяющие должны учесть это обстоятельство как смягчающее вину. И, в крайнем случае, если инспекторы не уменьшили штраф, нужно идти в суд и обжаловать такое решение. Там при наличии смягчающих обстоятельств возможно снизить размер штрафа вплоть до нуля.

О спикере

Сергей Викторович Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ. Действительный государственный советник РФ 3-го класса.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка