Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Проверка по кассе и на чем можно поймать контролеров

1 ноября 2012 95 просмотров

Проверка по кассе и на чем можно поймать контролеров? С февраля 2012 года действуют два регламента, принятые Министерством финансов РФ: о проверках контрольно-кассовой техники и кассовой дисциплины (от 17 октября 2011 г. № 132н и № 133н). Прошло уже достаточно времени, и теперь можно оценить, насколько теория соответствует действительности. Поэтому я буду говорить не о самих регламентах, а о практике применения их налоговиками. Регламенты достаточно четко написаны. Больших пробелов в них нет, но некоторые нюансы все-таки возникают. О них я и расскажу.

Проверка выдачи кассовых чеков

Самый спорный момент при проверках ККТ – это контрольные закупки или проверочные закупки, в нормативных документах они чаще называются так.

Эти мероприятия как форму контроля применяют давно. Тут я хочу пояснить: проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием. Это следует из статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. А правом ее проводить наделены только некоторые государственные структуры. Налоговые инспекции к ним не относятся. Возникает вопрос: почему же тогда налоговики такие закупки проводят?

На самом деле до лета 2003 года в числе этих структур была и налоговая полиция, которую потом расформировали. И поскольку проверки кассовой дисциплины после этого проводили сами налоговики, они продолжали использовать этот метод. Только называли его по-другому.

Вот и в Регламенте № 132н чиновники, характеризуя контрольную закупку, написали: «Проверка выдачи кассовых чеков». Тем самым они попытались наделить налоговых контролеров правом проводить оперативно-розыскное мероприятие.

А теперь о том, как проходит эта проверка. Сначала ревизоры под видом обычных посетителей приходят в магазин и что-то покупают. Во время расчета ведется видео- или аудиофиксация. Налоговикам важно зафиксировать факт невыдачи чека. И, заметьте, только после этого проверяемой компании вручат поручение на проведение закупки. То есть проверка проходит скрытно! Срок здесь установлен достаточно жесткий. Проверить выдачу чеков инспекторы должны в течение одного рабочего дня с даты оформления поручения. Дальше инспекторы составят акт, в котором отразят результаты: есть нарушения или нет. Для наглядности покажу порядок действий ревизоров схематично (см. схему ниже. – Примеч. ред.).

Последовательность действий ревизоров при проверке ККТ (по регламенту № 132н)

По поводу незаконности таких проверок было уже много споров. Президиум ВАС РФ постановлением от 2 сентября 2008 г. № 3125/08 практически запретил их. Однако чиновники в Регламенте № 132н постарались сделать видимость того, что это не оперативно-розыскная деятельность. В пункте 23 написано: «...форма контроля, основанная на визуальном наблюдении». И действительно, бывают случаи, когда не сами инспекторы покупают товар, а посторонние люди, совершенно не относящиеся к проверке. И ревизоры, негласно находясь около кассового аппарата, каким-то образом фиксируют результат. Например, если магазин на ЕНВД и кассовых чеков не выдают, то товарный чек покупатель должен попросить. Это требование контролеры записывают на диктофон.

Есть, конечно, и законный для налоговиков способ проверить выдачу чеков. Для этого в группу проверяющих должны включить сотрудника полиции. Тогда именно он проводит контрольную закупку, а налоговые инспекторы действуют согласно своим полномочиям.

Казалось бы, проще выполнить это требование и провести законную ревизию. Но на практике компании до сих пор сталкиваются с «налоговой проверкой» выдачи чеков. Если вы в такой ситуации и вам грозит штраф – его можно оспорить в суде.

Судебная практика по контрольным закупкам

Сейчас еще пока рано ждать от Высшего арбитражного суда какого-то обобщающего акта. Но уже есть три постановления апелляционных судов, в которых упоминается Регламент № 132н. Причем во всех трех рассмотрены ситуации, имевшие место до того, как Регламент вступил в силу.

Первое – постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2012 г. по делу № А56-17954/2012. Суть спора такая: проверяя магазин, находившийся на ЕНВД, налоговики провели контрольную закупку. Поскольку кассового аппарата нет, кассир выдал товарный чек. А в нем не было следующих обязательных реквизитов: порядкового номера, ИНН, фамилии и инициалов продавца. За это компанию оштрафовали на 30 000 руб.

В первой инстанции штраф отменили, поскольку доказательства были получены незаконным путем. Налоговые инспекторы на этом не остановились и подали апелляционную жалобу, в которой сослались на Регламент № 132н.

Ревизоры упорно доказывали, что проведенное мероприятие – это не контрольная закупка, а проверка выдачи чеков. А раз ревизия предусмотрена Регламентом, значит, нарушений тут нет.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судьи указали, что оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, которым не предусмотрено участие налоговиков в таких мероприятиях. А упомянутый регламент – это всего лишь ведомственный нормативный акт. Он имеет меньшую юридическую силу по сравнению с Федеральным законом.

Еще одно интересное постановление вынес Девятый арбитражный апелляционный суд (от 14 августа 2012 г. № 09АП-20134/2012). Рассмотрена похожая ситуация. Инспекторы провели проверку опять же в магазине. Но кассовый чек им просто не выдали. Штраф компания обжаловала. Судья первой инстанции согласился – имела место именно проверочная закупка. А поскольку ревизоры таким образом проверять организацию не вправе, то и штрафовать за нарушение не могут. Дело дошло до апелляции. Там пришли к такому же выводу и отказали налоговикам.

Третье постановление вынесено по аналогичному делу (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2012 г. № 09АП-18162/2012). Обе судебные инстанции, как и в предыдущих случаях, поддержали организацию.

В двух последних спорах налоговые инспекторы ссылались на письмо Генпрокуратуры РФ от 24 ноября 2011 г. № 73/3-319-2011. Это достаточно туманное письмо. Выводы в нем сводятся к тому, что налоговики могут проводить контрольные закупки. Но четко это не прописано. Это письмо судьи в качестве доказательства не приняли. Все потому, что прокуроры не должны разъяснять порядок применения законов, это не входит в их компетенцию.

Вывод из всего этого можно сделать такой: часть Регламента № 132н, которая касается проверок выдачи кассовых чеков, является незаконной.

Но это не дает компаниям права препятствовать проверке применения кассовой техники. Что будет, если вы откажете налоговикам и, к примеру, не покажете нужные документы? Не советую так делать. За противодействие грозит штраф (ст. 19.4.1 КоАП РФ).

Бездействовать, конечно, тоже не стоит. Вы можете сообщить о неправомерных действиях инспекторов. Самый корректный и безболезненный способ – записать все доводы в акте, который вам дадут на подпись. Или отдельно приложить свои возражения. Руководитель инспекции обязан рассмотреть ваши доводы при вынесении итогового решения.

А вообще я советую выполнять все требования Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О контрольно-кассовой технике». Выдавать чеки, использовать исправную кассовую технику и т. д. Тогда вам не нужно будет изучать арбитражную практику.

Проверки полноты учета выручки

По правилам, действовавшим до вступления в силу Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, проверять кассовую дисциплину должны были банки.

О выявленных нарушениях, которые подпадают под статью 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, банки сообщали налоговикам. И уже на основании материалов банка инспекторы возбуждали дело об административном правонарушении.

С начала 2012 года налоговые инспекторы теперь сами и проверяют, и привлекают к ответственности. А Регламент Минфина России № 133н разъясняет порядок этой проверки.

Обратите внимание: из названия Регламента следует, что контролировать должны только полноту учета выручки. Но тут нужно учитывать вот какой интересный момент: оштрафовать компанию могут не только за нарушение этого правила. А также за расчеты наличными сверх лимита, несоблюдение порядка хранения свободных денег и накопление наличности в кассе больше установленной суммы. Эти условия указаны в статье 15.1 КоАП РФ.

Сразу возникает вопрос: будут ли налоговики проверять все остальное, если регламент у них только по одному пункту? Практика показала, что проверяют все. Все возможности для этого инспекторам дает Регламент № 133н.

Все потому что документов, которые они могут потребовать при проверке, достаточно, чтобы выявить нарушения и по остальным трем пунктам. Например, распорядительный документ об установлении лимита остатка наличных денег. На самом деле к полноте учета выручки он никакого отношения не имеет. Этот документ связан только с правонарушением, которое называется «накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов».

Также попросить могут и авансовые отчеты. Выручка в них не фигурирует. Но для того чтобы проверить соблюдение лимита расчетов наличными в 100 000 руб., авансовых отчетов вполне достаточно.

Как видите, документов, которые инспекторы вправе потребовать, достаточно, чтобы выявить нарушения за пределами Регламента. А могут ли налоговики за них оштрафовать? Да, могут. Ведь в данном случае документы получены в рамках требований Регламента. То есть законным путем.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕРКИ: Инспекция в течение месяца проверяла, как компания использует ККТ. Законно ли это? – Незаконно. Дело в том, что максимальный срок такой проверки не может превышать пяти рабочих дней с даты оформления поручения на проверку. А пять дней (даже рабочих) явно меньше месяца. Так что, если инспекторы по итогам проверки оштрафовали организацию или ее должностных лиц, санкции можно оспорить. Если не сами налоговики, то уж суд точно отменит штраф. СРОК ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛНОТЫ УЧЕТА ВЫРУЧКИ: Сколько может длиться проверка полноты учета выручки? Как часто ее могут проводить? – Длительность проверки – 20 рабочих дней. Срок считают с даты, когда инспекторы предъявили поручение на проверку и свои служебные удостоверения.Что касается частоты проверок, то тут ограничений нет. Иными словами, проверять могут сколь угодно часто. Хоть каждый месяц. Но это маловероятно. ПРОВЕРКА ЭЛЕКТРОННЫХ КОШЕЛЬКОВ: Есть ли какие-то изменения в правилах контроля за оборотом электронных денег? – С октября 2011 года компании и предприниматели должны сообщать инспекторам о том, что у них возникло или прекратилось право использовать корпоративные электронные средства платежа (электронные кошельки). Срок на это семь рабочих дней со дня, когда возникло или прекратилось такое право (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Вот это самая главная новация. И, естественно, налоговики теперь имеют возможность запрашивать обороты по электронным деньгам. Поэтому интернет-магазины сейчас проверяются абсолютно так же, как и все остальные организации. ПРОВЕРКА РАСХОДНО-КАССОВЫХ ОРДЕРОВ: В расходном кассовом ордере не заполнены паспортные данные получателя денежных средств. Получатель – иностранный гражданин, который не знает русского языка. Сумму прописью за него заполняют другие люди, а он сам только ставит подпись. Что будет, если налоговики обнаружат такие нарушения? – Оба этих нарушения противоречат Положению № 373-П. Однако сами по себе они не приведут к штрафам. Дело в том, что такие события не указаны в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но допустим, налоговики обнаружили, что паспортных данных в РКО нет и деньги выдали непонятно кому. Если они докажут фиктивность документа, то эти обстоятельства уже будут квалифицироваться как нарушение работы с наличностью. Налоговики решат, что РКО был оформлен исключительно для того, чтобы не хранить деньги в кассе сверх лимита. А за это предусмотрен штраф.

О семинаре 

Александр Бениаминович Погребс, лектор, аттестованный аудитор

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка