Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О новых КБК по взносам и декабрьских платежах

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Спецоценка вместо аттестации: что изменилось

20 октября 2014 89 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Аттестация рабочих мест

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). До 1 января 2014 года одной из таких обязанностей было проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Согласно пункту 4 Порядка № 342н, аттестации подлежали рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты только на персональных компьютерах и (или) эксплуатируют офисную либо бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. То есть под это исключение, по сути, подпадали все офисные работники. Поэтому, если в штате учреждения состояли только офисные работники, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда не было необходимости.

Однако с 2014 года ситуация изменилась. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ, в том числе и в статью 212, были внесены изменения. Теперь само понятие «аттестация рабочих мест» отсутствует, а вместо нее вводится требование о проведении специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда

Понятие спецоценки условий труда, порядок ее проведения, требования к оценивающей организации и ее сотрудникам определены в Законе № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Какие места оценивают

Ранее аттестацию надо было проводить в отношении мест, где использовались ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. То есть данные факторы не влияют на обязанность проведения оценки рабочих мест.

В отличие от аттестации, которую можно было не проводить в отношении некоторых офисных рабочих мест, спецоценку офисного персонала надо проводить в обязательном порядке. Ее проводят за свой счет все работодатели, даже те, у которых все рабочие места являются офисными. Это следует из статьи 212 Трудового кодекса РФ и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ.

Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения бюджетные учреждения.

В то же время не надо проводить оценку условий труда надомников, а также дистанционных работников. Об этом прямо сказано в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Сроки проведения спецоценки

Законом № 426-ФЗ предусмотрены условия для общих случаев проведения специальной оценки условий труда (ст. 9), а также для случаев ее внепланового проведения (ст. 17).

Плановая спецоценка. Специальную оценку необходимо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

Спецоценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27, ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Однако это не относится к рабочим местам:

  • если профессии, должности, специальности работников по ним включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
  • если за работу на них работникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • если на них по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Внеплановое проведение спецоценки. При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Это:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение предписания госинспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложение профсоюза о проведении внеплановой спецоценки.

Проводится внеплановая оценка в течение шести месяцев после наступления этих случаев.

Порядок проведения спецоценки

Шаг 1-й – создание комиссии и утверждение графика оценки. Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

Требования к организации, проводящей спецоценку:

  • по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда;
  • в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. И как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене либо врачом по гигиене труда, или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • организация и эксперты должны быть занесены в специальный реестр;
  • выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, Технические требования к нему, Инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.

Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н

В комиссию включаются представители работодателя, представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии), а также штатный или сторонний специалист по охране труда.

Возглавить комиссию должен представитель работодателя или руководитель учреждения. Кроме того, работодатель также определяет график проведения оценки.

Комиссия до начала выполнения работ определяет список рабочих мест, которые подлежат оценке.

Шаг 2-й – исследование рабочих мест. В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Рабочие места подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Рабочие места, на которых вредные и опасные факторы не выявлены, заносятся в специальную декларацию соответствия. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию.

Шаг 3-й – составление отчета. По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и иные документы.

Шаг 4-й – ознакомление с отчетом. С отчетом работодатель должен письменно ознакомить каждого сотрудника в течение 30 дней с даты утверждения документа. А сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Для чего необходимы результаты спецоценки

Результаты проведенной специальной оценки используются для нескольких целей.

Во-первых, на основании спецоценки будут определяться дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Из части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа дифференцируется от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Во-вторых, результаты спецоценки используются при заполнении формы-4 ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам на травматизм нужно установить для того или иного страхователя. Правда, в действующей форме-4 ФСС (утверждена приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н) предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но в ближайшее время в бланк будут внесены изменения. Проект новой формы уже есть на сайте Минтруда России.

В-третьих, результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он не провел специальную оценку. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет для руководителя от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для самого учреждения – от 30 тыс. до 40 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки трудинспекторы станут привлекать к ответственности по статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А по этой норме величина штрафа выше в два раза. Для руководителя – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для учреждения – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. или предупреждение.

При повторном нарушении размер санкции увеличится для руководителя от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для учреждения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Причем руководителя, который повторно допустил нарушение, вместо штрафа могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность учреждения приостановить на срок до 90 суток. 

Статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вводится в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Если же в учреждении произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказание от штрафа (до 400 тыс. руб.) до лишения свободы (на срок до пяти лет) в зависимости от тяжести нарушения.

Очевидно, такие строгие меры наказания заставят работодателей не игнорировать установленную обязанность.

Н.В. Чуткова,

консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

ФД 5 декабря 2016 16:00 Как провести PEST-анализ
Зарплата 5 декабря 2016 15:00 Пособия в 2017 году

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка