Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закон о контрактной системе: поправки, которые следует учесть

21 октября 2014 10 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Краткий обзор изменений

Последние изменения, внесенные в Закон о контрактной системе (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) Законом № 396-ФЗ, нельзя рассматривать в отрыве от изменений в иные нормативные акты. Причина очевидна: в сферу действия Закона о контрактной системе попадают кроме непосредственно государственных и муниципальных заказчиков также и юридические лица, закупочная деятельность которых регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными лицами юридических лиц».

С другой стороны, для бюджетных учреждений в ряде случаев оговорена возможность применения не законодательства о контрактной системе, а более гибких норм Закона № 223-ФЗ. Реализация этой возможности и вызывала наиболее острые споры с момента принятия Закона о контрактной системе. Поэтому нельзя обойти вниманием принятие еще одного закона. Кроме Закона № 396-ФЗ 28 декабря 2013 года был принят еще один очень важный закон – Федеральный закон № 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если применяется сложная система закупок

Для организаций, имеющих сложную систему закупок, то есть для тех, кто в своей деятельности руководствуется как Законом о контрактной системе, так и Законом № 223-ФЗ, необходимо отметить следующее.

1. Законом № 418-ФЗ раскрывается понятие капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности. Это капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. С 1 января 2014 года именно в такой редакции следует применять статьи 78.2 и 79 Бюджетного кодекса РФ. Эта важная норма уточняет случаи применения положений Закона о контрактной системе для установленных Законом № 223-ФЗ юридических лиц.

2. Для бюджетных учреждений допустимый срок принятия положения о закупках перенесен с 1 января на 1 апреля 2014 года ( ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе). 

Такое положение должно утверждаться органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного или муниципального бюджетного учреждения  ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

На что обратить внимание госзаказчикам

Непосредственно государственным и муниципальным заказчикам можно обратить внимание на следующие изменения, внесенные в Закон о контрактной системе.

1. Из сферы регулирования закона выведены случаи (ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе):

2. Изменен срок создания заказчиком контрактной службы. В установленных Законом о контрактной системе случаях государственный (муниципальный) заказчик обязан создать контрактную службу. Он вправе это сделать до 31 марта 2014 года (ч. 28 ст. 112 Закона о контрактной системе).

3. Изменен срок подготовки персонала, занимающегося закупками ( ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Сотрудники контрактной службы должны быть обучены в рамках повышения квалификации по программе дополнительного образования «специалист по закупкам» до 1 января 2017 года (ранее было до 1 января 2016 года).

4. Расширен перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (п. 29–34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). К таким случаям, в частности, отнесены:

  • заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
  • изготовление избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных марок (поставщиками, определенными распоряжением Правительства РФ);
  • приобретение нежилой недвижимости (в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций);
  • аренда нежилой недвижимости, определенной актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации;
  • оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода физическими лицами;
  • заключение контракта с иностранной организацией на лечение гражданина, если запрос предложений не состоялся.

5. Установлено право заказчика определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в отношении товаров, работ, услуг, включенных в так называемые аукционные перечни (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе).

6. Уточнен порядок подтверждения добросовестности участником закупки при применении антидемпинговых мер (ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе).

7. Исключено понятие «устный договор» (ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе). 

В прежней редакции части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе говорилось, что в случаях, предусмотренных пунктами 4, 15 и 28 части 1 статьи 93 данного закона, заказчик вправе заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом РФ.

8. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при проведении закупки в случаях, предусмотренных следующими нормами Закона о контрактной системе:

  • статьями 72–82( § 3 гл. 3), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.;
  • пунктами 2, 3, 5, 7, 9, 10 части 2 статьи 83;
  • пунктами 1, 2(если правовыми актами, предусмотренными указанными пунктами, не оговорена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4–11, 13–15, 17, 20–23, 26, 28–34 части 1 статьи 93.

Такова новая редакция части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В заключение отметим: данный перечень изменений – не исчерпывающий, но именно эти новеллы оценивались специалистами как наиболее необходимые и срочные.

Некоторые иные нововведения (смягчение требований к указанию в заявке участника товарного знака, перенос даты ввода в эксплуатацию реестра банковских гарантий и т. д.) тоже очень интересны, но требуют отдельных описания и анализа.

А.В. Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка