Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закупки по закону о контрактной системе: возможные сложности

21 октября 2015 440 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Условия для применения Закона № 223-ФЗ

Бюджетные учреждения могут совершать закупки по закону о контрактной системе (Закону № 223-ФЗ). Так позволяет поступить часть 2 статьи 15 Закона о контрактной системе. Для реализации своего права в 2014 году учреждению нужно было:

  • разработать Положение о закупке (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе);
  • направить его на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ);
  • до 1 апреля 2014 года разместить утвержденное Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе).

До размещения указанного положения бюджетные учреждения все закупки должны были проводить в соответствии с Законом о контрактной системе.

Проблемы с учредителями

В настоящее время основной проблемой для бюджетных учреждений стало отсутствие желания учредителя утвердить Положение о закупке.

Иногда причинами такого нежелания являются объективные факторы. Бывает такое, что «внебюджетные» средства бюджетное учреждение тратит на выплату заработной платы и премирование сотрудников либо направляет на софинансирование коммунальных платежей. При этом закупки иных товаров, работ, услуг за счет указанных средств не проводятся или осуществляются в малом объеме.

Следовательно, разработка и утверждение Положения о закупке для такого бюджетного учреждения являются бессмысленными. Ведь оно ему попросту не нужно (нет предмета регулирования) либо трудозатраты, которые могут возникнуть у бюджетного учреждения в связи с применением двойного режима закупок, могут быть несопоставимы с общим эффектом от приятия соответствующего решения.

Иногда имеет место субъективизм: учредители боятся потерять контроль над такими закупками либо взять на себя ответственность за содержание Положения о закупке, не вникая в особенности правового положения бюджетного учреждения.

Преимущества закупок по Закону № 223-ФЗ

Эффективность деятельности бюджетного учреждения теперь напрямую зависит от его конкурентоспособности. А она в свою очередь зависит от ряда факторов, в том числе от режима закупок товаров, работ, услуг, необходимых бюджетному учреждению для осуществления платных видов деятельности. 

Порядок финансирования и деятельности бюджетного учреждения изменился с 1 января 2011 года после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Его основной идеей было сужение круга получателей бюджетных средств за счет изменения статуса бюджетных учреждений и перевод таких учреждений на принцип самоокупаемости.

Закон № 223-ФЗ обладает определенными преимуществами перед Законом о контрактной системе. Несмотря на определенную формализацию закупочного процесса, Закон № 223-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям оставаться конкурентоспособными, не парализовать свою деятельность и оправдать трудозатраты, которые могут возникнуть в связи с применением двойного режима закупок. К таким преимуществам относятся:

1. Гибкое планирование. Планирование по общему правилу осуществляется только на один год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.

2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент».

3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по международному непатентованному наименованию (МНН).

4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

5. Можно установить квалификационные требования к участникам закупок, исключить среди потенциальных поставщиков недобросовестные организации.

6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них. Вместо электронных аукционов, например, провести электронный конкурс или электронный запрос предложений.

7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена».

8. Можно ввести в число оснований закупки у единственного поставщика исключенные из Закона о контрактной системе случаи закупки в качестве генерального подрядчика (генерального исполнителя) по контракту или договору и закупки за счет грантов, срочные непредвиденные закупки, закупки по результатам несостоявшихся процедур.

9. По Закону № 223-ФЗ можно вносить изменения в заключенный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т. д. 

Преимущества, правильным образом отраженные в Положении о закупке, позволят бюджетному учреждению иметь условия для своевременного и полного обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективно расходовать денежные средства.

Отчетность по закупкам

Поправками, внесенными в Закон № 223-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ, в частности, установлены новые правила отчетности по закупкам.

Текущая отчетность

В ежемесячную отчетность, предусмотренную частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, помимо прочего с 1 января 2014 года необходимо включать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить:

  • особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, проводимой отдельными заказчиками;
  • годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов;
  • порядок расчета указанного объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

До выхода акта, определяющего порядок проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, ежемесячный отчет в соответствующей строчке будет содержать значение «0». При этом сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, должны всегда размещаться заказчиком на официальном сайте. В том числе в случае, когда в отчетном месяце полностью отсутствовали факты заключения соответствующих договоров (в данном случае заказчик проставляет в отчете «0»). Отсутствие отчета является фактом неразмещения на официальном сайте требуемой информации, а не декларацией заказчика об отсутствии в отчетном месяце заключенных договоров.

Впервые такую отчетность нужно было разместить официально на сайте до 10 февраля 2014 года всем заказчикам, проводящим закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе бюджетным учреждениям, утвердившим Положение о закупке в январе 2014 года. Если учреждением оно было принято в феврале или в марте 2014 года, то обязанность отчитываться об осуществленных закупках в соответствии с частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ наступает с начала марта или апреля 2014 года.

Будущая отчетность

С 1 января 2016 года у заказчиков появится еще одна обязанность – разместить в единой информационной системе информацию о годовом объеме закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок – не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Обязанность о размещении информации о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Законом № 396-ФЗ определено, что она будет введена с 1 января 2016 года.

Также с 1 января 2016 года начнет действовать часть 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Согласно ей, Положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года может быть признано неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. Заказчику в таком случае придется руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Подобное может произойти, если заказчик:

  • не выполнил обязанность осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ;
  • разместил недостоверную информацию о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенную в отчет;
  • не разместил указанный отчет в единой информационной системе.

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка