Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Мелкие закупки по Закону о контрактной системе

27 октября 2014 181 просмотр

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Периодичность мелких закупок

Закупки до 100 тыс. руб. иногда называют «мелкие закупки» или «достатысячники». Заказчик вправе их совершать в совокупности не больше чем на 5 процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Но в любом случае не более чем 50 млн руб. в год.

Заказчикам, которые проводят закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия – вышеуказанные ограничения на них не распространяются. Кроме того, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Согласно им, на заказчиков с годовым объемом закупок 2 млн руб. и менее, так же как и на заказчиков сельских поселений, вышеуказанные ограничения не будут распространяться.

Важно понимать, что сейчас отсутствуют понятия одноименности и квартала применительно к мелким закупкам. В 5 процентов входят все контракты, заключенные заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, независимо от предмета закупки и срока заключения контракта.

Определение годового объема закупок в 2014–2015 годах

Переходные положения Закона о контрактной системе. В 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного в том числе пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков. Об этом сказано в части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Получается, что на этот период формально алгоритм определения совокупного годового объема закупок не установлен.

Позиция Минэкономразвития России. По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183, при расчете совокупного годового объема закупок в 2014 и 2015 годах необходимо ориентироваться на планы-графики. В нем указано, что «понятие “совокупный годовой объем закупок” в случаях, установленных Законом, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона)». 

Хотя письмо № Д28и-2183 было выпущено после принятия Закона о контрактной системе, но до его вступления в силу, он уже включал часть 3 статьи 112, и ее редакция с тех пор не изменилась. Однако чиновники в своем письме № Д28и-2183 не упоминают эту норму.

Учитывая это, с позицией, выраженной в письме № Д28и-2183, трудно не согласиться, и вот почему.

До 2014 года ряд закупок не включался в планы-графики, особенностей планирования не существовало, ориентировать понятие «совокупный годовой объем закупок» на план-график было не совсем правильно. Видимо, поэтому на момент принятия Закона о контрактной системе в нем и появилась комментируемая оговорка (п. 1 ч. 3 ст. 112).

В то же время в сентябре 2013 года Минэкономразвития России и Федеральное казначейство на основании части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе издали совместный приказ от 20 сентября 2013 г. № 544/18н. Им утверждены Особенности размещения на официальном сайте… планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (далее – Особенности № 544/18н). Согласно им, в планы-графики включаются сведения обо всех закупках, в том числе проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (до 100 тыс. и до 400 тыс. руб.), о срочных закупках по форс-мажору и т. д. Следовательно, положение пункта 1 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе потеряло смысл. Поэтому с момента утверждения Особенностей № 544/18н стало логичным при расчете совокупного годового объема закупок ориентироваться все же на планы-графики, а не на лимиты годового финансирования.

Во-первых, что такое «5% совокупного годового объема закупок», предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе? Это размер закупок, в рамках которых условно разрешено ограничить конкуренцию независимо от обстоятельств закупки (срочность, или закупка у монополистов, или закупки по распоряжению Правительства РФ и пр.). 

Именно потому, что, согласно статье 24 Закона о контрактной системе, закупки у единственного поставщика – это неконкурентный способ закупки, законодатель установил закрытый перечень оснований их проведения в статье 93 данного закона.

Когда мы говорим про конкуренцию, в первую очередь мы имеем в виду процесс определения поставщика (исполнителя, подрядчика) – именно на этом этапе закупочного цикла участники закупок, претендуя на победу и заключение контракта, конкурируют между собой. В свою очередь закупки, которые будут объявлены и разыграны в соответствующем календарном году (например, в 2014 году), заказчик включает в план-график этого года независимо от того, в каком году будет заключен и оплачен контракт. Например, закупки на уборку, охрану помещений заказчик, скорее всего, будет разыгрывать в конце 2014 года, с тем чтобы с 1 января 2015 года соответствующие услуги уже оказывались (так называемые опережающие закупки).

Возьмем другой пример: заказчик заключает долгосрочный контракт на период 2014–2016 годов. Соответствующую закупку он должен включить в план-график того года, в котором будет объявлена процедура закупки (например, аукцион) – 2014 год. Далее эта закупка не будет отражаться ни в плане-графике 2015 года, ни в плане-графике 2016 года независимо от того, что в последующие годы контракт будет исполняться и оплачиваться. То есть план-график и лимиты денежных средств никогда не совпадают по своим объемам.

Поэтому логично в разрезе года брать суммы начальных (максимальных) цен контрактов, включенных в планы-графики, как суммы, которые будут разыгрываться (а не оплачиваться) в соответствующем году. Ведь именно в период розыгрыша денег мы в первую очередь говорим о конкуренции и о том, что эту конкуренцию можно ограничить на 5 процентов для случаев осуществления малых закупок.

Во-вторых, предположим, что в 2014 и 2015 годах совокупный годовой объем закупок нужно считать не от плана-графика, а от лимитов годового финансирования. Вернемся в той же уборке и охране. При закупке этих услуг в 2015 году с расчетом исполнения и оплаты контракта в 2016 году получается, что соответствующие суммы мы не будем брать в расчет совокупного годового объема 2015 года. В 2016 году расчет совокупного годового объема закупок будет проводиться уже от плана-графика. Как было указано выше, в этот план-график попадут закупки, которые будут объявлены (разыграны) в 2016 году. Следовательно, суммы по уборке и охране не попадут и в расчет 2016 года, так как они будут объявлены в 2015 году. Получается, у заказчика в переходный период 2015–2016 годов часть закупок при расчете совокупного годового объема может потеряться, чего в принципе быть не должно.

Учитывая изложенное, несмотря на положения пункта 1 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе, Институт госзакупок полностью поддерживает позицию Минэкономразвития России в части расчета совокупного годового объема закупок. По нашему мнению, целесообразно в 2014 и 2015 годах совокупный годовой объем закупок считать как сумму начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком.

Смешанные закупки. Бюджетное учреждение в 2014 году часть закупок может совершать в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае в «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) не входят средства, которые учреждение тратит по Закону № 223-ФЗ. Это следует, во-первых, из самого определения закупки, указанного в пункте 3 статьи 3 Закона о контрактной системе. Там сказано: «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд… – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд». Значит, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» не включает в себя закупки, осуществляемые в соответствии с Законом № 223-ФЗ

Во-вторых, как уже было указано выше, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» привязан к плану-графику, составляемому по Закону о контрактной системе. Соответственно в этот план-график не входят закупки, которые бюджетное учреждение проводит по Закону № 223-ФЗ.

Когда целесообразно проводить мелкие закупки

С 1 января 2014 года исчезло понятие одноименности, в связи с чем заказчики в настоящее время по собственному усмотрению могут совершать мелкие закупки, учитывая лишь 5-процентное годовое ограничение.

Теоретически потребность в каком-либо товаре на общую сумму, например, 1 млн руб. можно разбить на 10 договоров до 100 тыс. руб. и в один день заключить такие договоры с одним и тем же поставщиком. Но на практике так поступать не следует.

Каждый раз, осуществляя закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В случае если у заказчика будут отсутствовать объективные причины для разбивки 1 млн руб. на 10 договоров до 100 тыс. руб., каждую из этих десяти закупок контрольный орган может признать необоснованной. Объективной причиной проведения мелких закупок может быть одна из представленных в таблице.

Варианты объективных причин проведения мелких закупок

№ п/п Причина Основание
1 Годовая потребность в той или иной продукции не превышает 100 тыс. руб. Цена одного договора настолько мала, что при проведении закупки конкурентным способом она не будет интересна потенциальным участникам закупки В подобных случаях для заказчика нецелесообразно проводить конкурентную процедуру – затраты на ее проведение могут превысить ожидаемую экономию
2 Возникла срочная потребность в товаре, работе, услуге
3 Отсутствуют заявки на ранее проведенный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок. Поэтому такие процедуры были признаны несостоявшимися В этом случае заказчик вправе принять решение о закупке на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
4 Возникла необходимость дозакупить продукцию. Например, заказчик ранее провел электронный аукцион и заключил договор на поставку канцелярских товаров. При исполнении договора выяснилось, что канцтоваров недостаточно, необходимо их дозакупить В этом случае заказчик вправе воспользоваться правом на 10-процентное увеличение количества товара (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе) и (или) заключить к этому контракту еще контракт до 100 тыс. руб.

Когда мелкие закупки не стоит проводить

Если у заказчика есть возможность провести конкурентную процедуру (позволяют сроки, сумма закупки привлекательна для потенциальных поставщиков и т. п.), лучше не использовать мелкие закупки. И это связано не только с тем, что нужно обосновывать невозможность и нецелесообразность использования иных способов закупок, но и с тем, что появились новые ограничения по количеству мелких закупок (5%). Очевидно, что общее количество мелких закупок у многих заказчиков с 1 января 2014 года резко сократится. Поэтому плановую потребность в тех или иных товарах лучше обеспечивать за счет проведения конкурентных процедур (конкурса, электронного аукциона, запроса котировок).

Алгоритм действий заказчика для мелкой закупки

Действия заказчика по некрупной закупке можно разделить на четыре этапа.

1. Сведения о закупках включают в план-график. Информацию о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, необходимо включить в план-график. 

Соответствующая информация включается не по каждому мелкому контракту, а одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду бюджетной классификации (подп. 4 п. 5 Особенностей № 544/18н).

2. Разрабатывают проект контракта. Далее нужно разработать проект контракта. При этом следует помнить, что в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе к такому контракту могут не применяться требования частей 4–9, 11–13 данной статьи. А именно:

  • в контракт можно не включать условие: об ответственности заказчика и поставщика; о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги; о порядке и сроках приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • заказчик может не использовать типовые контракты, разработанные соответствующими органами власти на основании части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Однако в случае если заказчик в будущем захочет поменять условия мелкого контракта, необходимо соответствующие условия изменения контракта включить в текст, а именно:

  • условие о возможности снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги и иных условий контракта;
  • условие об изменении количества товара, объема работы или услуги на 10 процентов (ст. 95 Закона о контрактной системе) и т. д.

3. Обосновывают способ определения поставщика и цену . Кроме того, необходимо выполнить требование части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе. А именно: обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Составление такого отчета, безусловно, достаточно трудоемкая работа. Но, как уже упоминалось, Минэкономразвития России в настоящее время инициирует новые поправки в Закон о контрактной системе. Этими поправками, в частности, предлагается исключить обязанность заказчиков составлять отчет, если заказчик осуществляет закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 1, 4, 8, 15, 24–26, 28, 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в том числе мелкие закупки).

До внесения соответствующих поправок в закон заказчик все же должен сделать отчет, разместить его в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru), а расчет и обоснование цены контракта приложить к самому контракту (ч. 4 ст. 93 Закона о контрактной системе).

4. Размещают отчет об исполнении контракта. После заключения контракта заказчик должен подготовить и разместить в единой информационной системе еще один отчет – об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе). Он в том числе содержит информацию:

  • об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
  • об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.

Порядок подготовки и размещения такого отчета утвержден постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Следует отметить, что этот отчет не является реестром контрактов, предусмотренным статьей 103 Закона о контрактной системе.

Мелкие закупки в такой реестр не вносят (ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе). В реестр, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, вносятся сведения о заключении, изменении и исполнении контрактов, заключенных по результатам конкурсов, электронных аукционов и т. д.

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка