Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Учетная политика бюджетного учреждения и «свежие» поправки

20 октября 2013 215 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Учетная политика бюджетного учреждения является одним из обязательных внутренних нормативных документов. Необходимость разработки и утверждения учетной политики учреждений установлена в части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Пунктом 6 Инструкции № 157н также уточнено, что учетная политика бюджетного учреждения должна формироваться исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Как правило, весь комплекс мероприятий по разработке и утверждению учетной политики учреждения проводится при его создании или существенном изменении законодательной и нормативной базы (в частности, при изменении типа учреждения). Впоследствии отдельные элементы учетной политики ежегодно уточняются и корректируются в соответствии с изменениями законодательства, принятием новых или изменением действующих отраслевых и ведомственных нормативных актов.

В 2013 году существенных изменений общего характера в законодательство не вносилось. Тем не менее при раскрытии отдельных элементов учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2014 год необходимо учесть нормы некоторых вновь принятых или измененных документов.

Ниже приводятся практические рекомендации по уточнению отдельных элементов учетной политики учреждения применительно к их составу, установленному пунктом 6 Инструкции № 157н.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

Состав и структура рабочего плана счетов учреждения определяются отраслевыми особенностями осуществления деятельности (основной и приносящей доход), составом иных поступлений (субсидий на иные цели, на капитальные вложения, вероятными поступлениями средств во временное распоряжение и т. д.).

Внесение изменений в рабочий план счетов учреждения может понадобиться в связи с изменениями в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет.

В 2013 году изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях не вносились. Однако с высокой степенью вероятности можно предположить, что некоторые изменения могут иметь место. Подготовленные проекты приказов Минфина России в 2012 году не прошли процедуру регистрации в Минюсте России и не вступили в силу. Внесение изменений связано с необходимостью исправления некоторых технических ошибок (допущенных при разработке и утверждении первоначальных вариантов инструкций), а также необходимостью уточнения отдельных методологических принципов на основе практического опыта реализации новых (с 2011 года) правил бюджетного учета.

По опыту прошлых лет можно предположить, что соответствующие изменения (в приказы Минфина России) будут надлежащим образом оформлены уже после 1 января 2014 года. В этом случае придется вносить изменения в уже утвержденную учетную политику.

Учреждения, использующие средства ФОМС, должны учитывать то, что с 2014 года схема финансирования расходов за счет указанного источника будет изменена. При уточнении состава расходов и структуры рабочего плана счетов могут быть использованы рекомендации, изложенные в письме ФФОМС от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.

Следует учесть, что действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 1 июня 2013 г. № 65н. Причем, как следует из преамбулы приказа № 65н, новые требования должны учитываться уже на стадии формирования бюджетов и иных плановых документов на 2014 год.

Для целей формирования рабочего плана счетов учреждения существенное значение имеет раздел Указаний, содержащий коды КОСГУ. Изменения, внесенные в этот раздел, можно считать минимальными. В основном эти изменения касаются вопросов учета операций со средствами ФОМС, состава расходов образовательных учреждений (в связи со вступлением в силу нового Закона об образовании), а также с уточнением учета некоторых видов штрафов (в связи с введением в Бюджетный кодекс РФ новых глав, регулирующих порядок применения санкций за бюджетные нарушения).

Вместе с тем для организации аналитического учета существенное значение имеет состав видов расходов (также включаемых в отдельный раздел Указаний). Данный раздел претерпел более существенные изменения по сравнению с действующим перечнем видов расходов. Поэтому для целей аналитического учета (а также для целей планирования) в рамках мероприятий по уточнению учетной политики учреждения необходимо уточнить состав расходов, отражаемых по конкретным видам. При этом особое внимание следует уделить расходам, с отнесением которых к определенному виду в 2013 году возникали трудности (в частности, по кодам 242 и 244).

Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств

Методы оценки имущества и обязательств в бюджетном учете, как правило, не предполагают выбора из двух и более вариантов. Поэтому в учетной политике достаточно воспроизвести соответствующие требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях.

При разработке учетной политики на 2014 год может возникнуть необходимость уточнения подходов к оценке некоторых видов нефинансовых активов в связи с изменениями в налоговом законодательстве. Имеется в виду вероятный переход на уплату налога на недвижимость юридических лиц (вместо налога на имущество и земельного налога). При этом предполагается переход на кадастровую оценку объектов недвижимости и непроизведенных активов (земельных участков). В настоящее время налоговая база по указанным налогам определяется на основании данных бухгалтерского учета (а не налогового, как, например, по налогу на прибыль или НДС).

Инвентаризация имущества и обязательств

Уточнение данного элемента учетной политики учреждения, как правило, сводится к уточнению состава инвентаризационных комиссий, количества и сроков проводимых инвентаризаций. Состав комиссий изменяется в случае изменения штатной структуры учреждения, кадровых перестановок, а также объемов работ, проводимых в рамках инвентаризационных мероприятий.

Что касается изменения количества и сроков проведения инвентаризаций, то каких-либо существенных корректив в законодательные и нормативные акты в данной части в 2013 году не вносилось.

Вместе с тем в учреждениях отдельных отраслей весьма вероятно возникновение обстоятельств, вследствие которых возникнет необходимость проведения дополнительных инвентаризаций.

В частности, в образовательных учреждениях такие инвентаризации могут быть обусловлены необходимостью уточнения состава нефинансовых активов, используемых в основной и приносящей доход деятельности (в связи с реализацией требований нового Закона об образовании), в научных организациях – с вероятной ликвидацией или реорганизацией отдельных научных учреждений (в связи с реформой РАН и созданием ФАНО).

Правила документооборота и обработка информации

В том случае, если в деятельности учреждения не возникло обстоятельств, обуславливающих необходимость изменения технологии обработки учетной информации (изменение штатной структуры, изменение обязанностей отдельных подразделений или должностных лиц, переход на иные методы обработки информации), данный элемент учетной политики не корректируется.

Наиболее вероятным направлением, в котором могут быть произведены определенные изменения, является возможное изменение порядка оформления некоторых документов (прежде всего деклараций, которые с 2014 года в общем случае будут представляться только в электронном виде) в связи со вступлением в силу (с 1 июля 2013 года) отдельных положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Изменения могут представлять собой включение норм, регулирующих применение вновь оформленной электронной подписи или изменение порядка оформления документов в связи с заменой электронно-цифровой подписи электронной подписью.

Формы первичных (сводных) учетных документов

Как правило, при раскрытии данного элемента учетной политики не только утверждаются формы учетных документов, не являющиеся унифицированными, но и приводится перечень унифицированных форм, используемых в учреждении.

В связи с этим следует иметь в виду, что в настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России, которым предполагается внесение ряда изменений в Перечень документов, утвержденный приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. Если соответствующие изменения вступят в силу, количество неунифицированных форм может быть сокращено. Подробный комментарий к вероятным изменениям, которые могут быть внесены документом, пока не имеющим нормативной силы, представляются нецелесообразными по причинам, изложенным выше.

Организация внутреннего финансового контроля

Изменения данного элемента учетной политики могут быть обусловлены структурными изменениями в регулировании деятельности учреждений отдельных отраслей (образования, науки и здравоохранения). При этом должен быть уточнен состав контрольных мероприятий, направления проверок, сроки их проведения и порядок реализации выявленных нарушений или отступлений от новых законодательных требований.

Также уточнение организации внутреннего контроля может понадобиться в связи с расширением расчетов учреждений, осуществляемых с применением корпоративных банковских карт (регулирование порядка хранения, выдачи карт, отчетности о произведенных расходах, контроль за целевым характером осуществленных затрат и т. п.).

Еще одним элементом учетной политики (не указанном в типовом перечне элементов, закрепленном п. 6 Инструкции № 157н), который может подвергнуться существенному пересмотру, является порядок списания затрат, осуществленных в рамках основной и приносящей доход деятельности учреждений.

В настоящее время затраты, осуществленные при оказании платных услуг, формируют их себестоимость, а расходы, произведенные в рамках основной деятельности, как правило, списываются непосредственно на счета учета расходов (аналитические счета, открытые к счету 0 401 20 000).

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат запрета или каких-либо ограничений по формированию себестоимости услуг, оказываемых в рамках основной деятельности. Поэтому учреждение при разработке или уточнении учетной политики в принципе может установить единый порядок учета затрат для обоих видов деятельности (разница будет только в порядке их списания – затраты по основной деятельности будут списываться на соответствующие счета, открытые к счету 0 401 20 000, а не в дебет счета 0 401 10 130). При этом документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не обязывают учреждения формировать себестоимость услуг по основной деятельности.

В образовательных учреждениях, по нашему мнению, наиболее существенные затруднения могут оказаться связанными с формированием себестоимости платных услуг. В настоящее время установлены только общие правила, определенные нормами статьи 65 Закона об образовании. Поэтому если до конца года соответствующая нормативная база не будет сформирована, при уточнении учетной политики образовательных учреждений нужно будет руководствоваться прямыми нормами законодательства и исходить из общеметодологических принципов бухгалтерского учета.

Основная сложность, по нашему мнению, может быть связана с порядком отнесения или распределения затрат по содержанию имущества, а также отдельных видов услуг. Часть подобных расходов является расходными обязательствами субъектов РФ или органов местного самоуправления.

В учреждениях здравоохранения, по нашему мнению, могут использоваться рекомендации письма ФФОМС № 4509/21-и.

В. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка