Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Экспертиза исполнения контракта

6 ноября 2015 378 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Приемка и экспертиза исполнения контракта

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ предусматривает привлечение экспертов в трех случаях:

  • при подготовке документации о закупке. Речь идет в первую очередь о помощи в подготовке технического задания при закупке сложной продукции;
  • при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок участников закупки. В данном случае эксперты обычно привлекаются для независимого ранжирования предложений по неценовым критериям;
  • при приемке продукции (товаров, работ, услуг) в ходе исполнения контракта.

Остановимся подробнее на третьем случае.

Исходя из норм частей 1 и 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, можно сделать вывод, что независимая экспертиза – часть приемки, но не всегда обязательная. Причем экспертами не могут являться сотрудники заказчика, то есть эксперты – привлеченные независимые лица. Это следует из требований к экспертам и к экспертным организациям, установленных статьей 41 Закона № 44-ФЗ.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик должен провести экспертизу. Экспертиза может выполняться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но здесь есть исключения. Заказчик имеет право не привлекать экспертов:

  • при закупке услуг самих экспертов, экспертных организаций;
  • если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капстроительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ;
  • в случаях, предусмотренных пунктами 1–9, 14, 15, 17–23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам, извещения о которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Подробный список случаев привлечения экспертов читайте в электронной версии статьи (e.budgetnik.ru).

В этих ситуациях заказчик проводит приемку продукции своими силами, что не лишает его права установить требование внешней независимой экспертизы. Данную приемку можно считать внутренней экспертизой.

Следовательно, в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, например, в таких случаях:

  • при поставке культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93);
  • если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93);
  • при закупке произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93);
  • при заключении контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ (п. 16 ч. 1 ст. 93).

Субъект закупки – эксперт (экспертная организация)

Согласно Закону № 44-ФЗ (п. 15 ст. 3), эксперты – это физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а экспертные организации – юридические лица. Они должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (для юрлица это требование к квалификации персонала).

Эксперты, экспертные организации ведут свою деятельность на основании договора (или государственного (муниципального) контракта). То есть экспертная деятельность является возмездной и заключается в изучении и оценке предмета экспертизы, а также в подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком (или участниками закупки) вопросам (если условия контракта предусматривают дополнительную независимую экспертизу).

Самый главный вопрос, который ставит заказчик экспертам, – подтверждение соответствия поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям технического задания (то есть условиям договора, контракта), а также требованиям технических регламентов и стандартов.

Ограничения по привлечению экспертов

Не все граждане могут быть экспертами. Ограничения для них установлены статьей 41 Закона № 44-ФЗ. Так, не имеет права быть экспертом человек, который:

  • является (либо являлся менее двух лет назад) должностным лицом или работником заказчика, проводящего экспертизу, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеет имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • является близким родственником, усыновителем или усыновленным для руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностного лица или работника поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоит с ними в браке. 

Близкими родственниками считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Экспертными организациями не могут быть юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции. Либо более чем 20 процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц.

Экспертами, экспертными организациями не признаются лица в том случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) имеет возможность оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

В ходе экспертизы может понадобиться провести исследования, испытания, выполнить работы, оказать услуги.

А в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ могут быть установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях). Тогда эксперты, экспертные организации должны выбираться из числа лиц, отвечающих указанным требованиям. 

При выборе способа определения эксперта заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. д.).

Иных специальных требований к экспертам и экспертным организациям, а также к экспертным заключениям, которые ими выдаются, законодательство не содержит.

Случаи, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, когда заказчик обязан привлекать экспертов

 1. Поставка культурных ценностей, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

2. Производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

3. Заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для госнужд при приобретении им сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юрлицами (при условии что учреждение приобретает их за счет средств, предусмотренных этими договорами) (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

4. Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

5. Заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

6. Заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

7. Заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капвложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией (п. 31 Закона № 44-ФЗ).

8. Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории России в случае, если запрос предложений признан не состоявшимся (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

9. Заключение с образовательными организациями, признанными в соответствии с законодательством об образовании федеральными или региональными инновационными площадками, контрактов на поставки оборудования (в том числе его техническую эксплуатацию), программного обеспечения, необходимых для внедрения научно-технических результатов и результатов интеллектуальной деятельности, с обладателем исключительных прав на такие оборудование и программное обеспечение за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

10. Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

11. Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юрлицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

А.В. Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка