Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Пожарные проверки

10 ноября 2015 223 просмотра

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Объект проверки

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) установлены следующие общие основы обеспечения пожарной безопасности в России:

правовые;

  • экономические;
  • социальные.

Из норм статьи 6.1 Закона № 69-ФЗ следует, что орган федерального государственного пожарного надзора проводит проверку не в отношении юридического лица, а в отношении эксплуатируемых объектов защиты, которыми являются в том числе здания и сооружения. То есть непосредственно само учреждение.

Напомним, что единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности и защиты установлен Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ.

Обязанности руководителя

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ, руководители учреждения должны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • проводить противопожарную пропаганду и обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • предоставлять (в установленном порядке) при тушении пожаров на территориях учреждения необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны на территории, в здания, сооружения и на иные объекты учреждения;
  • руководить системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах;
  • нести персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Административная ответственность

Согласно статье 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в зависимости от нарушений пожарной безопасности на должностных лиц будет наложен штраф от 6 тыс. до 50 тыс. руб.

А вот штраф для бюджетного учреждения намного больше – от 120 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, в ряде случаев деятельность учреждения может быть приостановлена на срок до 90 суток. 

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена статьей 219 Уголовного кодекса РФ.

Периодичность, основания и сроки проверки

Должностные лица органов пожарного госнадзора, находящихся в ведении МЧС России, проверяют организации на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Проверки проводятся в соответствии со статьей 6.1 Закона № 69-ФЗ и Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 (далее – Регламент № 375).

Общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 24, 50 Регламента № 375).

Проверки по плану

Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом (ч. 3 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ). Причем на основании соответствующего приказа руководителя (его заместителя) органа пожарного госнадзора. Она должна быть выполнена по истечении трех лет со дня, когда (ч. 4 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ):

  • объект защиты введен в эксплуатацию или изменен его класс функциональной пожарной безопасности;
  • была закончена последняя плановая проверка.

Однако в отдельных сферах деятельности она может происходить и по истечении одного года (и более) со дня окончания последней плановой проверки объекта. Периодичность проверок устанавливается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Так, более короткие сроки определены в отношении учреждений, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944). 

Не чаще одного раза в два года плановая проверка проводится в отношении поликлиник, а не чаще одного раза в год контролируют соблюдение противопожарных норм и правил в образовательных учреждениях.

Согласно пункту 43 Регламента № 375, в ходе плановой проверки анализируется соблюдение требований пожарной безопасности.

В частности:

  • как выполняются условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • имеются ли в наличии организационно-распорядительные документы по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знают ли сотрудники требования пожарной безопасности (в пределах своей компетенции);
  • как проводятся организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
  • готовы ли сотрудники учреждения к действиям в случае возникновения пожара;
  • каковы правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений учреждения и других объектов;
  • соответствует ли создание и содержание подразделений пожарной охраны установленным нормам;
  • есть ли лицензия на выполнявшиеся на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
  • есть ли у учреждения, производящего и (или) поставляющего либо реализующего продукцию, которая подлежит подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, нужный документ (сертификат или декларация соответствия) либо его копия.

Отметим и еще один момент. В исключительных случаях срок проведения плановой проверки пожарной безопасности в учреждении может быть продлен. Но не более чем на 20 рабочих дней. 

К исключительным случаям, когда срок проведения плановой проверки может быть продлен, относятся: необходимость сложных или длительных исследований, испытаний, спецэкспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица органа пожарного надзора, выполнявшего проверку.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются по другим основаниям (ч. 5 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ). Перечислим их.

Во-первых, такую проверку совершают по истечении срока исполнения учреждением предписания об устранении выявленного нарушения пожарной безопасности, выданного органом пожарного госконтроля.

Во-вторых, если есть решение органа госвласти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на территории.

В-третьих, в орган пожарного госнадзора могут поступить сведения от учреждений о вводе объекта противопожарной защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

Также внеплановая проверка проводится при поступлении в орган пожарного госнадзора обращений (заявлений) граждан и юрлиц информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности. Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно. Но с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Наконец, внеплановая проверка может быть проведена по приказу (распоряжению) руководителя (его заместителя) органа пожарного госнадзора, изданному в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки (по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям).

Порядок проведения

Проверка происходит на основании распоряжения органа пожарного госнадзора. Информация, которая указывается в таком распоряжении, приведена в пункте 37 Регламента № 375. Отметим, что как плановая, так и внеплановая проверка имеет исключительно выездной характер. Они проводятся по местонахождению объекта защиты.

О плановой проверке учреждение должно быть уведомлено проверяющим органом не менее чем за три рабочих дня до ее начала. Для этого ему высылают копии распоряжения о проведении такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (иным доступным способом) (п. 41 Регламента № 375).

А вот о внеплановой выездной проверке учреждению необходимо сообщить не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). При этом если основанием для назначения проверки является обращение или заявление граждан, юридических лиц либо государственных органов, то пожарные инспекторы не обязаны предварительно оповещать о ее проведении.

Плановые пожарные проверки начинаются с предъявления служебного удостоверения должностным лицом органа пожарного госнадзора.

Далее представитель учреждения должен быть ознакомлен (п. 44 Регламента № 375):

  • с распоряжением о проведении проверки;
  • с полномочиями проводящего проверку должностного лица (лиц) органа пожарного госнадзора;
  • с целями, задачами и основаниями проверки;
  • с составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
  • со сроками и условиями ее проведения;
  • с видами и объемом мероприятий по надзору.

Во время плановой проверки происходит анализ сведений, содержащихся в документах, связанных с исполнением требований пожарной безопасности. Также выполняется оценка соответствия деятельности руководства учреждения, в отношении которого проходит проверка, требованиям пожарной безопасности. 

Осуществляются следующие мероприятия по противопожарному контролю: визуальный осмотр; отбор образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения; проведение экспертиз и расследований. Это происходит в присутствии уполномоченных должностных лиц учреждения.

Результаты проверки оформляются соответствующим актом. Он должен быть подписан должностными лицами, проводившими проверку, и заверен их печатями. Такой акт составляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Отметим, что номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.

В случае установления нарушений требований пожарной безопасности пожарный инспектор, проводивший проверку, обязан:

  • выдать предписание об устранении нарушения или несоответствия с указанием сроков;
  • принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших такие нарушения, к ответственности.

Сроки устранения выявленных нарушений назначаются с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения учреждения (государственного и муниципального), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Если руководитель учреждения не согласен с решением, вынесенным органом пожарного госнадзора по результатам проверки, он вправе его обжаловать путем направления жалобы в вышестоящий орган или в суд.

Причем в досудебном порядке обжалование происходит в течение 15 дней с момента принятия решений по результатам проверки (на такой период вступление в силу обжалуемых документов не приостанавливается).

По результатам рассмотрения жалобы вынесенное решение может быть признано правомерным или неправомерным. В последнем случае определяются меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.

Н.В. Коржова,

директор МУ «Централизованная бухгалтерия»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка