Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Какие закупки под запретом

10 ноября 2014 39 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Допуск к иностранным товарам сократился

По общему правилу для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается закупка как российских, так и иностранных товаров.

Однако на сегодняшний день принято три постановления Правительства РФ, вводящие запреты на закупку некоторых товаров:

  • от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд»;
  • от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Действие первых двух нормативных актов распространяется на широкий круг заказчиков. Поэтому рассмотрим их основные положения подробнее.

Товары легкой промышленности

Постановлением № 791 утвержден перечень иностранных товаров легкой промышленности, которые запрещено закупать для федеральных нужд.

Что закупать нельзя

В рассматриваемый перечень вошли: ткани, канаты, веревки, шпагат, сети, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, изделия меховые, кожа, обувь, чемоданы, сумки дамские, прочие товары и услуги по их производству.

Причем действие запрета распространяется как на случаи, когда заказчик закупает именно товар (например, поставка канатов, веревок, шпагата), так и на работы (услуги) по изготовлению (производству) указанных в перечне товаров легкой промышленности.

Скажем, в перечень вошел код 18.22 – одежда верхняя. Однако, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), к коду 18.22 относятся не только, например, куртки теплые (включая лыжные) мужские и для мальчиков трикотажные (код 18.22.11.120), но и услуги по пошиву мужской верхней одежды, выполняемые по индивидуальным заказам (код 18.22.99.111). Поэтому независимо от того, как будет назван предмет контракта – поставка верхней одежды или оказание услуг по пошиву верхней одежды, – на то и другое распространяется запрет, предусмотренный постановлением № 791. 

С 1 сентября 2014 года признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 30 марта 2012 г. № 269, определяющее дополнительные требования к участникам госзакупок для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Запрет не для всех

Следует отметить, что данный запрет должны учитывать только заказчики федерального уровня при закупке товаров легкой промышленности, перечисленных в приложении к постановлению № 791.

На заказчиков регионального и муниципального уровня, например на бюджетное учреждение города Москвы «Пожарно-спасательный центр» (БУ «ПСЦ»), БОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», а также на товары, не вошедшие в постановление № 791, запрет не распространяется.

Случаи, когда запрет не действует

Запрет на госзакупки не будет применяться, если:

  • товар необходим для обеспечения государственного оборонного заказа;
  • товары легкой промышленности происходят из Республики Беларусь или Республики Казахстан;
  • на территориях России, Республики Беларусь и Республики Казахстан отсутствует производство данных товаров.

Кроме того, участники госзакупок таких товаров для федеральных нужд должны будут использовать при изготовлении товаров материалы или полуфабрикаты, произведенные в России, Республике Беларусь или Республике Казахстан (при наличии соответствующего производства в этих государствах).

Отсутствие производства на территории России товаров, материалов и полуфабрикатов должно быть подтверждено заключением, выданным в порядке, который определит Минпромторг России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Дополнительные требования к закупкам

Если заказчик проводит конкурс, то соответствующие заключения должны входить в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ; далее – Закон № 44-ФЗ). Если же он проводит электронный аукцион, то соответствующие заключения должны быть в составе второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Но это еще не все. Товары легкой промышленности, включенные в перечень, за исключением детской одежды, попали в Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Из этого следует:

  • конкурс на закупку таких товаров проводить нельзя (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ);
  • если закупка таких товаров будет осуществляться федеральными заказчиками путем проведения аукциона, заказчик в силу части 2 и части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ обязан предъявить дополнительное требование к участникам закупок. 

Дополнительным требованием является использование при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан.

Для подтверждения своего соответствия требованию, предусмотренному частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участник закупки обязан вложить во вторую часть заявки соответствующий документ или его копию (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). О каком именно документе здесь идет речь? Этот вопрос остается открытым, постановление № 791 не дает на него ответа. По нашему мнению, участник закупки может представить:

  • декларацию, в которой подтвердит намерение использовать товары, материалы или полуфабрикаты российского, белорусского или казахстанского происхождения;
  • соответствующие заключения Минпромторга России и уполномоченных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан (в том случае, если участник намерен использовать товары, материалы, полуфабрикаты, произведенные в иных странах, ввиду отсутствия их производства на территории Российской Федерации, Республики Беларусь или Республики Казахстан).

Товары машиностроения

С 16 июля 2014 года закупки под запретом га отдельные виды товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (постановление № 656). Перечень таких товаров содержится в приложении к названному постановлению. Условно их можно разделить на три группы.

Закупка товаров из первой группы запрещена, если страна их происхождения не является участником Таможенного союза. Это, например, автомобильные краны, автоцистерны, прицепы к грузовым автомобилям.

Запрет на закупку товаров из второй группы (в частности, легковых автомобилей) действует при выполнении следующих условий:

  • на территории Таможенного союза в отношении этих товаров не выполнено достаточного количества производственных операций, указанных в примечании к перечню постановления № 656;
  • товары не произведены хозяйствующими субъектами, входящими в перечень, который утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169;
  • они не признаны товарами Таможенного союза, созданными с использованием иностранных товаров (в режиме, предусмотренном соответствующим соглашением Таможенного союза).

Товары из третьей группы (например, автобусы, грузовые автомобили) не закупаются, если на территории Таможенного союза в их отношении не осуществлено достаточного количества производственных операций, которые перечислены в примечании к перечню постановления № 656.

Далее рассмотрим порядок закупок товаров всех трех групп более подробно.

Товары первой группы

Итак, товары, указанные в пунктах 1–14, 28 и 43–66 перечня постановления № 656 (например, краны-трубоукладчики на тракторах, бульдозеры, троллейбусы), можно закупить только в том случае, если страной их происхождения является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан. 

К товарам первой группы относятся пассажирские трамвайные вагоны, но ограничение на их закупку будет действовать только с 1 января 2015 года.

При закупке товаров данной группы в извещении и документации указывается, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления № 656 введен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан.

Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке участника закупки о том, что:

1) участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан;

2) для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара, за исключением котировочной заявки.

Если заказчик проводит запрос котировок, то в составе котировочной заявки требовать сертификат о происхождении товара нельзя (ч. 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ). Но имейте в виду, что сертификат можно потребовать при исполнении контракта, указав, что поставщик вместе с товаром в составе сопроводительной документации на товар обязан представить в том числе сертификат о происхождении товара.

Если заказчик проводит конкурс, то соответствующий сертификат о происхождении товара должен входить в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит электронный аукцион, то соответствующий сертификат о происхождении товара должен быть в составе второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Товары второй группы

Это товары, указанные в пунктах 15–23 перечня постановления № 656, в том числе автомобили легковые новые, средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем, средства автотранспортные с прочими двигателями (газовые, многотопливные и т. д.) для перевозки людей, соответствующие определенным техническим характеристикам.

Данные товары можно закупать для обеспечения государственных или муниципальных нужд, если они соответствуют одному из следующих условий:

  • отвечают требованиям, которые предусмотрены примечанием к перечню постановления № 656;
  • товары произведены хозяйствующими субъектами, входящими в перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169, или в режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

То есть в отношении рассматриваемых товаров действует запрет на их допуск, если такой товар одновременно не соответствует ни одному из вышеперечисленных условий.

Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке:

  • участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий одному из вышеперечисленных условий;
  • для подтверждения соответствия товара указанным условиям (подп. «б» п. 1 постановления № 656) заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, за исключением котировочной заявки.

Товары третьей группы

К данной группе относятся товары, указанные в пунктах 24–27 и 29–42 перечня постановления № 656. Это, в частности, автомобили с определенными характеристиками, например новые средства автотранспортные с прочими двигателями, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, новые средства транспортные грузовые с дизельным или полудизельным двигателем полной массой не более 5 т прочие и т. д.

В извещении и документации о закупке данных товаров необходимо установить особые требования.

А именно:

  • участник закупки может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием к перечню постановления № 656;
  • для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России, за исключением котировочной заявки.

Если заказчик проводит электронный аукцион, то акт экспертизы должен входить в состав второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). 

Ю.А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка