Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Нецелевое использование средств

19 ноября 2015 310 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Как безопаснее трактовать законодательство

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ, означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Бюджетного кодекса РФ).

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Но в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, после перечисления в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на лицевой счет бюджетного учреждения эта субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. То есть на эти средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Однако, согласно статье 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» Кодекса РФ об административных правонарушениях, субъектами нарушения являются не только получатели бюджетных средств, но и иные организации, в том числе и бюджетные учреждения.

Такая трактовка нормы позволяет сделать вывод о том, что и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидии на иные цели для автономных и бюджетных учреждений, и бюджетные инвестиции законодатель относит к бюджетным средствам. А следовательно, ответственность за нецелевое использование средств к бюджетным учреждениям применяется.

Мероприятия внутреннего контроля

Учреждению нужно максимально снизить риск выявления нарушений проверяющими органами. Поэтому следует обеспечить своевременный внутренний финансовый контроль.

В конце года комиссия по внутреннему контролю учреждения должна проверить:

  • учредительные, регистрационные, плановые, бухгалтерские, отчетные и другие документы;
  • правомерность формирования госзадания;
  • исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (Требования к плану содержатся в приказе Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н);
  • соответствие совершенных хозяйственных операций требованиям законодательства РФ, в том числе расходов – действующим Указаниям о порядке применения бюджетной классификации;
  • использование полученных средств бюджета;
  • поступление и расходование средств от иной приносящей доход деятельности;
  • фактическое наличие, сохранность и правильность использования материальных ценностей, госимущества, денег, достоверность расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
  • полноту, своевременность и правильность отражения совершенных операций в бухучете и отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с «первичкой», показателей отчетности с данными аналитического учета;
  • соблюдение действующего законодательства РФ в сфере закупок;
  • принятые меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам контрольных мероприятий за предыдущий период. 

В бухгалтерской программе следует формировать оборотно-сальдовую ведомость по счетам бухгалтерского учета с аналитикой по счетам, обязательствам в целях контроля за правильным применением счетов бухгалтерского учета и отражения в учете материальных ценностей, расчетов, обязательств.

Что признают нецелевым использованием

В отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при направлении средств на цели, не предусмотренные планом ФХД (письмо Минфина России от 8 ноября 2012 г. № 02-11-08/4694). В связи с этим контролирующие органы проверяют, осуществляются ли расходы:

  • согласно Указаниям о порядке применения КОСГУ (если они были предусмотрены при определении размера нормативных затрат);
  • в соответствии с условиями соглашения о предоставлении субсидии, плана ФХД и порядка применения КОСГУ (если они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат).

Другими словами, у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • задание выполнено качественно, в полном объеме;
  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • соблюдены Указания о порядке применения КОСГУ (действующие в 2014 году утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Расходы бюджетного учреждения могут быть квалифицированы проверяющими органами в качестве нецелевого использования бюджетных средств в таких случаях:

  • документами, служащими правовым основанием получения бюджетных средств, не предусмотрена принципиальная возможность осуществления тех или иных расходов;
  • расходы могли быть произведены за счет бюджетных средств, однако при их отнесении на определенные коды бюджетной классификации не соблюдались действующие Указания о порядке применения бюджетной классификации и документы, служащие основанием для получения бюджетных средств.

Если расходы бюджетного учреждения проверяющими будут квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.

Анализ арбитражной практики

До настоящего времени окончательно не сложилась практика привлечения бюджетных учреждений к административной ответственности. если выявлено нецелевое использование средств. Рассмотрим несколько таких судебных решений.

В постановлении от 21 мая 2013 г. № А74-4717/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым. Требование о наличии медицинского сертификата у сотрудника имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением норм лицензионного законодательства.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31 января 2013 г. № А27-10241/2012 сделал вывод, что несвоевременное повышение квалификации не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств. Суд отметил, что несвоевременное повышение квалификации не говорит о неисполнении медицинскими работниками своих функций в рамках программ ОМС и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2013 г. № А82-23/2012 рассматривалась выплата работникам учреждения надбавок за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда без проведения аттестации рабочих мест. Она была признана нецелевым использованием средств.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 5 мая 2010 г. № 07АП-3097/10 указал: состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считается законченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения. Причем независимо от наступления вредных последствий.

В постановлении от 28 февраля 2012 г. № Ф03-335/2012 ФАС Дальневосточного округа рассматривал неправомерную оплату командировочных расходов. Арбитры определили, что фактические обстоятельства, с которыми законодатель связывает предоставление госгарантии своему работнику в виде оплаты проезда из командировки, не наступили, в связи с чем имеет место нецелевое использование средств. Требование учреждения о признании предписания Росфиннадзора недействительным суд отклонил.

Т.И. Фисенко,

главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка