Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24

По каким правилам оказываются платные услуги в образовании

22 октября 2015 163 просмотра

Сайт журнала «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

С 1 сентября 2014 года образовательные бюджетные учреждения должны раскрывать информацию о платных услугах на своих сайтах (приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785 (зарегистрирован Минюстом России 4 августа 2014 года).

Понятие «платные услуги» в образовании

В соответствии со статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» платные услуги в образовании представляют собой деятельность по заданиям и за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.

Образовательные учреждения обязаны указывать перечни платных образовательных услуг и направления расходования полученных доходов в своем уставе.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. При этом само понятие «платные услуги» не расшифровано. Такие услуги, как правило, оказываются основным персоналом учреждения. Но не исключено также привлечение сторонних работников на условиях совместительства или договоров гражданско-правового характера.

Работники, которые вправе оказывать платные услуги в образовании

Педагогические работники, привлекаемые для оказания платных услуг, должны обладать необходимой квалификацией в соответствующем виде деятельности. На практике данное обстоятельство позволяет устанавливать размеры окладов или ставок работников в соответствии с общими правилами – исходя из уровня их образования, стажа работы и иных факторов, влияющих на уровень оплаты труда.

Пунктом 2 статьи 48 Закона об образовании введен прямой запрет на оказание педагогическими работниками платных образовательных услуг обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов. В нормативных актах и разъяснениях органов государственной власти данное требование пока должным образом не детализировано. Но на практике это означает, что если в рамках приносящей доход деятельности оказываются услуги, направленные на исправление недостатков обучения, допущенных тем же специалистом при оказании обязательных образовательных услуг, то правомерность взимания платы за такие услуги может быть обжалована в судебном порядке.

Чтобы исключить подобные спорные ситуации, образовательное учреждение должно перераспределить нагрузку между педагогами одноименных специализаций. Таким образом, в рамках дополнительных услуг работник не будет заниматься с теми учениками, с которыми работает в рамках госзадания.

Установление тарифов и окладов

Один из принципов формирования федеральной, региональных и муниципальных систем выплат – обеспечение равной оплаты за труд равной ценности (в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера). Также нельзя допускать какую бы то ни было дискриминацию – различия, исключения и предпочтения, не связанные с деловыми качествами работников и результатами их труда. Иначе говоря, если платные образовательные услуги представляют собой дополнительные учебные занятия, педагогические работники, занятые их проведением, должны тарифицироваться так же, как и по основной деятельности.

Платные образовательные услуги могут представлять собой как обучение по дополнительным образовательным программам, оплачиваемым в зависимости от количества учебных часов, так и проведение мероприятий, оплата которых осуществляется независимо от их продолжительности – за весь объем оказанной услуги (например, специальные семинары). При этом возникает необходимость установления для работников двух окладов – в зависимости от того, какой вид услуг оплачивается. Обе группы мероприятий могут проводиться одними и теми же работниками.

К примеру, в части оклада (ставки) для почасовой оплаты работы по оказанию дополнительных образовательных услуг может использоваться фиксированный оклад, установленный конкретному работнику при тарификации по основной деятельности. Если работник занят только в сфере оказания платных услуг, фиксированный оклад назначается по общим правилам, окончательная сумма оплаты труда рассчитывается из величины фиксированного оклада пропорционально фактической учебной нагрузке.

Базовый оклад для расчетов по оплате труда за оказание услуг, оплачиваемых независимо от количества проведенных часов, может быть определен расчетным порядком. Если суммы дохода от оказываемых платных услуг возможно определить с достаточной степенью точности, то может быть выделена часть доходов, направляемая в фонд оплаты труда. Размер компенсационных и стимулирующих выплат устанавливается в соответствии с коллективным или трудовым договором, а размеры должностных окладов – с таким расчетом, чтобы за счет доходов могли быть осуществлены все выплаты.

Сложности расчетов

Основной особенностью бухгалтерского учета расчетов с работниками, занятыми оказанием платных услуг, является то, что начисленные суммы окладов, ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера относятся на увеличение себестоимости платных услуг, то есть отражаются по соответствующему счету, открытому к счету 2 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Суммы оплаты труда по основной деятельности относятся непосредственно на увеличение расходов образовательного учреждения (4 401 20 211–4 401 20 213).

Так как речь идет об оказании услуг, то теоретически с работниками (в том числе со штатными) можно заключать договоры гражданско-правового характера. Данная мера позволяет обойти ряд ограничений (в частности, по размеру выплат) и в некоторой степени минимизировать общий размер расходов (например, в части отпускных или компенсаций за неиспользованный отпуск).

Однако при этом необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 8 и пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, в соответствии с которыми, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, а в ходе судебного разбирательства установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям в силу части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка