Журнал, справочная система и сервисы

Аренда транспорта с экипажем

18 марта 2009 234 просмотра

Заключаем договор

Аренда транспорта с экипажем. Сразу обратим внимание на два правовых момента.

Во-первых, в гражданском законодательстве говорится об аренде транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632–641 Гражданского кодекса РФ).

А, как известно, техника, в которой у сельхозпредприятия может в первую очередь возникнуть потребность, – это тракторы и комбайны. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359) относит тракторы и комбайны к подразделу 14 0000000 «Машины и оборудование», а не к подразделу 15 0000000 «Средства транспортные». Значит, по ОК 013-94 тракторы и комбайны не признаются транспортными средствами.

Поэтому положения статей 632–641 Гражданского кодекса РФ к тракторам и комбайнам, по-видимому, не применяются.

Другое дело – специализированный грузовой транспорт (молоковозы, муковозы, машины для перевозки насаждений). Эти автомобили являются транспортными средствами, и на них можно заключить договор об аренде с экипажем.

Во-вторых, при аренде транспортного средства с экипажем члены экипажа являются работниками арендодателя (п. 2 ст. 635 Гражданского кодекса РФ). То есть люди, управляющие этим транспортом и обеспечивающие его техническую эксплуатацию, должны состоять с арендодателем в трудовых отношениях. Значит, подобные договоры лучше заключать с фирмами или индивидуальными предпринимателями (именно о таких договорах и идет речь в этой статье).

В противном случае договор может быть признан недействительным.

Но справедливости ради отметим, что в принципе чиновники не оспаривают возможность заключения с физическим лицом (с работником, учредителем) договора аренды транспортного средства с экипажем (см., например, письма Минфина России от 14 июля 2008 г. № 03-04-06-02/73, УФНС России по г. Москве от 19 мая 2006 г. № 28-11/43420).

Порядок аренды транспортного средства с экипажем регулируют статьи 632–641 Гражданского кодекса РФ.

А вот порядку аренды транспорта (без экипажа) посвящены статьи 642–649 Гражданского кодекса РФ.

С точки зрения гражданского законодательства условия аренды транспортного средства с экипажем существенно отличаются от тех, которые действуют в случае, если заключен договор просто на аренду транспорта. Рассмотрим их подробнее:

Как видно, во многих случаях сельхозпредприятию удобнее заключить договор аренды транспортного средства с экипажем по сравнению с простым договором аренды транспорта. Однако в этом случае вознаграждение арендодателю будет выплачено в большем размере. Ведь оно помимо арендной платы включает в себя и оплату услуг по предоставлению экипажа.

Особенности налогового учета расходов

Аренда транспорта с экипажем. Итак, арендатор не обязан оплачивать труд экипажа (), страховать арендованный транспорт и нести расходы на его ремонт.

Затраты сельхозпредприятия-арендатора в рассматриваемом случае включают в себя:
– непосредственно плату арендодателю по договору (за аренду и за предоставление услуг экипажа);
– расходы, связанные с эксплуатацией арендованного транспорта (топливо, расходные материалы, стоянка и т. п.).

Вознаграждение арендодателю

Договор аренды транспорта с экипажем является смешанным договором, содержащим элементы аренды и оказания услуг (ст. 421, 632 Гражданского кодекса РФ). Поэтому ежемесячный (ежеквартальный) платеж по такому договору, как правило, разделяют на две части: плату за оказание услуг и арендную плату.

Общий режим налогообложения. В этом случае арендная плата учитывается при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Что касается оплаты услуг по предоставлению экипажа, то ее также можно учесть в составе налоговых расходов по статье «Другие расходы, связанные с производством и реализацией» (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Упрощенная система налогообложения. Компании, применяющие этот спецрежим, также вправе признать арендные платежи в составе налоговых расходов. Основание – подпункт 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. А вот с оплатой услуг по предоставлению экипажа не все так однозначно. С одной стороны, перечень расходов, признаваемых при «упрощенке», определен статьей 346.16 Налогового кодекса РФ. Он закрытый. И данный вид затрат здесь не назван.

С другой стороны, эти расходы можно учесть в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Ведь такие расходы включают в себя, в частности, затраты по оплате услуг сторонних организаций или индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ, подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но только в том случае, если эти суммы носят производственный характер. Выбранный вариант учета рекомендуем предусмотреть в учетной политике. Это поможет отстоять правоту в случае возникновения налоговых споров.

Единый сельхозналог. У сельхозпредприятий, которые уплачивают ЕСХН, складывается аналогичная ситуация. Арендные платежи включены в закрытый перечень расходов, которые учитывают при определении облагаемой базы по ЕСХН (подп. 4 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). А вот плата за услуги по предоставлению экипажа – нет. Однако данный вид затрат также, по нашему мнению, можно учесть при расчете ЕСХН в составе материальных расходов (подп. 5 п. 2 и п. 3 ст. 346.5, подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Как известно, для признания в составе налоговых затрат расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Это требование действует независимо от того, какой режим налогообложения применяется: общий, ЕСХН или упрощенная система налогообложения (п. 1 ст. 252, п. 3 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Документальным подтверждением расходов по договору аренды являются: сам договор аренды, график арендных платежей, документы на оплату арендных платежей, акт передачи имущества в аренду (письмо Минфина России от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/1/559).

Кроме того, необходимы бумаги, подтверждающие фактическое использование арендованного объекта в деятельности, направленной на получение дохода.

Такими документами для транспорта служат соответствующие путевые листы.

Расходы на содержание арендованного автотранспорта

К таким расходам относятся текущие затраты арендатора в связи с эксплуатацией арендованного транспорта, а именно: расходы на ГСМ, мойку, стоянку и пр. Подобные затраты несет арендатор (ст. 636 Гражданского кодекса РФ). Налоговым законодательством разрешено признавать такие суммы в налоговом учете (если затраты экономически обоснованны и документально подтверждены).

Однако контролирующие ведомства считают, что при списании ГСМ в состав налоговых расходов следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (письмо Минфина России от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15, письмо ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281). В настоящее время действуют нормы, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

Списывать топливо по другим нормативам (например, разработанным компанией самостоятельно), по мнению чиновников, можно только в отношении машин, для которых этим документом лимиты не определены.

Отметим, что эта позиция не бесспорна. В принципе сельхозпредприятие вправе либо использовать утвержденные Минтрансом нормы расхода, либо применять собственные, экономически обоснованные нормы, утвержденные приказом руководителя. Ведь Налоговый кодекс РФ не содержит подобного ограничения. С этим соглашаются и судьи (Определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08).

Однако, выбрав второй вариант учета, следует быть готовым к налоговым спорам.

Расходы на ремонт

Арендатор может отремонтировать транспортное средство самостоятельно. Однако обязанность проводить текущий и капитальный ремонт машины всегда лежит на арендодателе (ст. 634 Гражданского кодекса РФ). Поэтому подобные расходы, пусть и фактически понесенные арендатором, не следует учитывать для целей налогообложения.

Аналогичной позиции придерживаются и судьи. Подтверждение тому – постановление ФАС Уральского округа от 27 августа 2003 г. № Ф09-2697/03-АК.

Комментарий специалиста

– Можно ли заключить договор аренды транспортных средств с экипажем на трактор или комбайн?

– Гражданский кодекс РФ в отношении предметов аренды не дает ни определения транспортного средства, ни классификации транспортных средств. Однако соответствующие определения есть в других нормативных актах, например в статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. В этом документе сказано следующее: «Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Комбайны и, как правило, тракторы предназначены для производства определенных видов работ, не связанных с перевозками по дорогам (они могут выполнять эту функцию, но все же она носит не основной, а вспомогательный характер).

Таким образом, эти активы с точки зрения гражданского законодательства не могут считаться транспортными средствами. Поэтому на них не распространяются положения об аренде транспортных средств (ст. 632–649 Гражданского кодекса РФ). Однако арендовать трактор или комбайн можно в соответствии со статьями 606–625 Гражданского кодекса РФ (там прописаны общие положения об аренде). А оказание арендодателем услуг по управлению и технической эксплуатации этой техники оформить, например, на основании положений о возмездном оказании услуг. При этом стороны (арендодатель и арендатор) могут заключить смешанный договор, содержащий элементы аренды и возмездного оказания услуг (п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ).

Официальная позиция

– Организация на ЕСХН пользуется по договору аренды автомобилем с экипажем. Вознаграждение арендодателю состоит из двух частей: арендная плата и оплата услуг по предоставлению экипажа. Может ли организация учесть в составе расходов при исчислении сельхозналога оплату услуг арендодателя по предоставлению экипажа?

– Расходы арендатора на оплату услуг арендодателя по предоставлению экипажа, которые осуществляются отдельно от арендной платы, могут быть учтены организацией при определении налоговой базы по ЕСХН в составе материальных расходов.

Их следует включить в расходы по оплате транспортных услуг сторонних организаций (индивидуальных предпринимателей). Основание для этого – подпункт 5 пункта 2 и пункт 3 статьи 346.5, подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Поскольку работодателем для членов экипажа является арендодатель, он и должен платить «зарплатные» налоги и сборы с выплат этим работникам.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка