Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудник не хочет менять больничный лист с ошибкой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Налоговые проверки в обособленном подразделении

14 апреля 2009 23 просмотра

Какое подразделение считать обособленным

Налоговые проверки в обособленном подразделении. Чаще всего филиалы и представительства создают крупные сельскохозяйственные предприятия. Однако с точки зрения налогового законодательства перечень обособленных подразделений ими не ограничивается.

В статье 11 Налогового кодекса РФ под ним понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных документах.

У сельхозорганизаций обособленными подразделениями могут быть, например, торговые точки, реализующие их продукцию (вплоть до отдельных торговых мест на постоянно действующих рынках или ярмарках), даже если в них всего одно рабочее место. А вот рабочие места на выставках с кратким периодом работы обособленными подразделениями признаваться не будут.

Однако специально оборудованный передвижной торговый павильон на рынке, подключенный к системе электроснабжения, работающий более одного месяца, с точки зрения Налогового кодекса РФ является обособленным подразделением.

Требования налогового законодательства

Налоговые проверки в обособленном подразделении. Все организации должны стоять на налоговом учете по своему местонахождению. Кроме того, необходимо зарегистрироваться в налоговых инспекциях по местонахождению каждого своего обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания (ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Также в течение месяца необходимо письменно сообщить в налоговый орган по местонахождению головной организации обо всех созданных ею обособленных подразделениях (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Исходя из смысла статьи 19 Налогового кодекса РФ, обособленные подразделения не являются налогоплательщиками. В то же время в установленных случаях они исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по своему местонахождению. Но основное правило заключается в том, что обязанности налогоплательщика исполняет именно головная организация, в том числе и в той части, которая касается деятельности обособленных подразделений.

Другими словами, исчисленные суммы налогов в определенной величине головная организация обязана уплачивать в бюджет по местонахождению своего обособленного подразделения.

Камеральные налоговые проверки

Возможность проводить камеральные проверки обособленных подразделений сельскохозяйственных организаций следует из содержания статей 80 и 83 Налогового кодекса РФ. Поясним.

В целях налогового контроля организация подлежит постановке на учет не только по местонахождению головной организации, но и по местонахождению ее обособленных подразделений. Представлять декларации организация также обязана по месту налогового учета, то есть как по местонахождению головной организации, так и в отдельных случаях по месту учета подразделений. При этом обособленные подразделения не имеют статуса налогоплательщиков.

Вместе с тем в ряде случаев уплата определенных налогов (их части), подача соответствующих деклараций и выполнение других связанных с этим действий должны производиться по местонахождению обособленных подразделений организации. В этом случае камеральную проверку будут проводить и налоговики по местонахождению обособленного подразделения.

Выездные налоговые проверки

Правила проведения выездных проверок установлены статьей 89 Налогового кодекса РФ.

В отношении подразделений могут назначать самостоятельные проверки

Налоговые проверки в обособленном подразделении. Указанной статьей установлено, что налоговики могут проверить деятельность обособленных подразделений сельскохозяйственных организаций как в рамках проведения проверки самой организации, так и провести проверку ее филиалов и представительств.

Как видим, про самостоятельные выездные проверки иных обособленных подразделений не упоминается. Это позволяет сделать вывод о том, что назначить самостоятельную выездную проверку в отношении тех обособленных подразделений организаций, которые не имеют статуса филиала или представительства, налоговики не могут.

Подтверждает этот вывод письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-324. В нем прямо указано, что Налоговый кодекс РФ не предоставляет налоговикам права проводить самостоятельные выездные проверки обособленных подразделений, которые не являются филиалами или представительствами.

Назначение проверки и ее срок

Выездные проверки назначает руководитель (заместитель) налогового органа по местонахождению организации. Форма решения о назначении проверки, которую должны предъявить налоговики, утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Проверить могут период, не превышающий трех календарных лет перед годом, в котором вынесено решение о проведении проверки. Причем предметом самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств могут быть только исчисление и уплата региональных и (или) местных налогов.

Срок проверки самой организации – не более двух месяцев, но его могут продлить до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести.

В настоящее время основания продления проверок установлены приказом № САЭ-3-06/892@. Одним из оснований для такого продления является наличие у организации нескольких обособленных подразделений. Например, срок проверки продлевается до четырех месяцев, если у организации менее четырех обособленных подразделений, но доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией. Или удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации.

А вот срок самостоятельной проверки филиалов и представительств – не более одного месяца.

Налоговики должны соблюдать ограничения

Нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Это касается как проверок непосредственно организаций (с учетом их обособленных подразделений), так и самостоятельных проверок филиалов и представительств.

Запрещено проводить в отношении одного налогоплательщика или его филиалов (представительств) более двух проверок в течение календарного года.

Исключение здесь только одно – решение о проверке принято руководителем ФНС России. Однако такое возможно при проверке самой организации.

В определенных ситуациях, перечисленных в пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ, руководитель (заместитель) налогового органа вправе своим решением приостановить выездную проверку. При этом общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев (за отдельными исключениями).

В этом случае все проверочные действия на территории налогоплательщика прекращаются, ему должны вернуть оригиналы документов, за исключением изъятых в ходе выемки.

Отметим также, что на приостановление проверки и ее возобновление руководитель налоговой инспекции должен вынести специальное решение.

Оформление результатов

В последний день выездной проверки должна быть составлена справка по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Данная справка вручается представителю организации или направляется по почте заказным письмом. По результатам проверки составляется акт по формам, утвержденным приказом № САЭ-3-06/892@ (ст. 100 Налогового кодекса РФ). Составить акт налоговики должны не позднее двух месяцев со дня составления справки, а вручить организации в течение пяти дней.

Если представитель организации уклоняется от его получения, то его направят по почте заказным письмом по местонахождению организации. Организация может не согласиться с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих. Тогда в течение 15 дней со дня получения акта нужно представить письменные возражения и приложить необходимые документы (их заверенные копии).

Еще раз подчеркнем, что проводить выездную проверку обособленных подразделений, не имеющих статуса филиалов и представительств, по нашему мнению, можно только в рамках проверок самой организации. Соответственно, и акт должен отражать результаты деятельности организации с учетом работы ее подразделений.

Повторный контроль

В отдельных случаях, которые указаны в статье 89 Налогового кодекса РФ, налоговики могут провести повторную выездную проверку. Это допускается по решению вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку. Или по решению руководителя той же самой налоговой инспекции (его заместителя), если организация подала уточненную декларацию и указала в ней меньшую сумму налога. В данной ситуации проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

При назначении повторной проверки ограничения на их количество не применяют. Проверить и здесь можно лишь период не более трех календарных лет перед годом, в котором вынесено решение о ее проведении.

Однако Конституционный суд РФ 17 марта 2009 года принял постановление № 5-П, которое ограничило возможности налоговиков назначать повторные проверки. Суд признал неконституционными нормы Налогового кодекса РФ в части, которая позволяла проводить повторную налоговую проверку в случае, если результаты первоначальной уже были оценены судом и судебное решение вступило в силу.

Как пояснил Конституционный суд РФ, проведение повторной налоговой проверки в этом случае, по сути, является внесудебной проверкой решения суда, что недопустимо. Налоговый орган, предъявляющий дополнительные претензии на основании результатов такой повторной проверки, нарушает конституционный принцип независимости судебной власти и право граждан на судебную защиту.

Критерии обособленного подразделения

В статье 55 Гражданского кодекса РФ указаны две разновидности обособленных подразделений: представительство и филиал.

Представительство не может вести активную финансово-хозяйственную деятельность. Его права ограничены «демонстрацией» присутствия организации в том или ином регионе. А вот филиал может вести полноценную хозяйственную деятельность.

Они имеют общие черты:
– не являются юридическим лицом;
– наделяются имуществом создавшей их организацией и действуют на основании положения, утвержденного ею;
– руководитель филиала (представительства) назначается головной организацией и действует на основании доверенности;
– сведения о филиале (представительстве) должны быть указаны в учредительных документах организации.

Правила камеральных проверок

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Какого-либо специального решения руководителя налогового органа для этого не требуется. Ее осуществляют уполномоченные на это должностные лица налоговых органов.

Проверку декларации (расчета) проводят в течение трех месяцев со дня ее представления. Если при проверке выявлены ошибки, противоречия либо несоответствия между сведениями, об этом должно быть сообщено налогоплательщику. Последний после получения соответствующего требования должен в течение пяти дней дать пояснения или внести необходимые исправления.

Если выявлено налоговое правонарушение, составляется акт проверки, предусмотренный статьей 100 Налогового кодекса РФ. Но налоговики не вправе требовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено непосредственно статьей 88 Налогового кодекса РФ или представление таких документов вместе с декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка