Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Начисляем амортизацию на дорогу к элеватору

16 июля 2009 85 просмотров

Что такое элеватор

Элеватор как сооружение представляет собой целый механизированный комплекс, предназначенный для приема, обработки, хранения и отгрузки зерна и других сыпучих продуктов. Он состоит из множества отдельных механизмов: транспортеров, загрузочных устройств, механизированных складских емкостей и пр.

Все это и многое другое, составляющее элеватор как комплекс, относится к различным видам основных средств согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Кроме того, в Классификации основных средств элементы элеватора включены в разные амортизационные группы с различными сроками эксплуатации.

Все сказанное относится и к подъездным путям к элеватору – будь то автомобильные дороги или железнодорожные пути. Эксплуатация подъездных путей связана непосредственно с элеватором, и они предназначены для получения прибыли как результата от его деятельности. Точно так же, как и все остальные объекты, составляющие элеватор, амортизируются они по отдельности, в соответствии с тем, к какой группе основных средств согласно Классификатору эти сооружения отнесены.

Бухгалтерский учет

Итак, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов все дороги относятся к сооружениям, которые представляют собой самостоятельный объект.

Зачисление в состав основных средств

Критерии признания объектов в качестве основных средств перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

В рассматриваемой ситуации для того, чтобы убедиться в наличии оснований для перевода фактически завершенных строительством подъездных дорог со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в состав основных средств, необходимо ответить на два вопроса.

Первый: будут ли соотноситься расходы в виде начисленной по ним амортизации с какими-либо доходами? Ведь затраты на строительство собственно элеватора на данном этапе еще учитываются на счете капитальных вложений из-за его незавершенности.

Второй вопрос: оформлено ли надлежащим образом право собственности на эти дороги? Дело в том, что в пункте 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что к незавершенным капитальным вложениям относятся затраты, не оформленные документами, подтверждающими госрегистрацию объектов недвижимости в установленных случаях.

Зачислять такие объекты в состав основных средств и начислять по ним амортизацию можно, если они фактически эксплуатируются и документы поданы на госрегистрацию (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Цель эксплуатации дорог

Из рассматриваемой ситуации понятно, что до окончания строительства элеватора и оформления права собственности (как минимум подачи документов на государственную регистрацию) подъездные дороги могут эксплуатироваться. Только такая эксплуатация подъездных путей не связана с основной деятельностью элеватора по причине отсутствия таковой на данном этапе.

Максимум, к чему эти дороги можно приспособить, – это подвоз стройматериалов, оборудования и других средств. То есть использовать их для обеспечения того же капитального строительства. Это, в свою очередь, означает их временную эксплуатацию, причем не с целью получения определенного дохода, а с целью завершения строительства.

Согласно пункту 41 Положения по ведению бухгалтерского учета, объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. Таким образом, если признать, что подъездные дороги находятся во временной эксплуатации, то оснований для начисления амортизации нет.

Однако если руководствоваться пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, начать эти дороги амортизировать в бухгалтерском учете сельхозпредприятия все-таки возможно.

Отражение в учете

Получается, что основания для начисления амортизации на стоимость подъездных дорог до завершения строительства элеватора есть. Ведь эти дороги эксплуатируются на строительстве объекта. Но признавать эти суммы в текущих расходах нет оснований. Дело в том, что это будут расходы капитального характера.

Амортизацию по дорогам начисляют, но относят в дебет счета 08 «Вложения во внеобротные активы», на котором собирают затраты на строительство самого элеватора.

В будущем, когда элеватор будет сдан в эксплуатацию целиком, амортизация по подъездным дорогам будет начисляться также с кредита счета 02, но уже в дебет соответствующего счета учета текущих затрат.

Налоговый учет

Теперь рассмотрим, как с начислением амортизации обстоят дела при исчислении налога на прибыль.

Порядок признания расходов

Основным условием для признания любых расходов при налогообложении прибыли является то, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Это правило применимо и к расходам в виде амортизации внутрихозяйственных дорог, которые принадлежат организации и используются ею для извлечения дохода. Это подтвердили и чиновники Минфина России в письме от 7 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/776.

Согласно пункту 11 статьи 258 Налогового кодекса РФ, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав своей амортизационной группы. То есть и здесь для начала начисления амортизации необязательно дожидаться окончательного оформления регистрационных документов.

Достаточно факта подачи документов на регистрацию. А вот факт эксплуатации объекта в целях извлечения дохода значение имеет. Без этого начислять амортизацию нельзя (п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Есть и еще один важный момент. В отличие от бухгалтерского в налоговом учете нет такого понятия, как «временная эксплуатация». То есть начислять амортизацию и относить ее сумму на затраты по строительству элеватора налоговое законодательство не позволяет.

Амортизация по подъездным путям будет включаться в налоговые расходы только после того, как сам элеватор будет полностью построен и введен в эксплуатацию.

Источник затрат имеет значение

В целях налогового учета амортизация основных средств относится на расходы и вычитается из налоговой базы, только если речь идет об объектах, приобретенных за счет собственных средств или .

А вот если объекты приобретались, например, за счет средств целевого бюджетного финансирования, то, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ, амортизацию на стоимость таких объектов не следует начислять вовсе.

Обратите внимание: эта норма относится только к налогообложению прибыли. В бухгалтерском учете амортизацию начисляют независимо от того, за счет какого источника были приобретены объекты основных средств. В частности, о внеоборотных активах, приобретенных за счет бюджетных средств и подлежащих согласно действующим правилам амортизации, прямо указано в пункте 8 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Но и в бухгалтерском, и в налоговом учете амортизацию не начисляют на объекты, которые не изменяют свои потребительские свойства с течением времени.

Упомянутые расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом легко поддаются объяснению. Амортизация с точки зрения налогового учета рассматривается как постепенный перенос стоимости амортизируемого имущества на конечный продукт деятельности. Для бухгалтерского же учета это лишь один аспект, называемый износом.

Однако есть и другой – формирование источника средств для восстановления объекта или его полной замены. И формировать его необходимо в отношении всех объектов (не обладающих способностью сохранять свои потребительские свойства с течением времени) независимо от источников их приобретения.

Поскольку заемные средства предстоит возвращать кредитору, то объект приобретается за счет собственных источников.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка