Журнал, справочная система и сервисы

Кассовый аппарат в столовой агрофирмы

16 июля 2009 59 просмотров

Какие кассовые аппараты можно применять?

Организации и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты при продаже товаров (работ, услуг), должны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ).

Магазин и столовая, по сути, являются подразделением агрофирмы, где продаются товары за наличный расчет. Следовательно, здесь должен быть кассовый аппарат, за наличие которого отвечает непосредственно руководитель агрофирмы.

Какие же требования чиновники предъявляют к кассовым аппаратам? Все они перечислены в Законе № 54-ФЗ и в Положении о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

ККТ должна быть включена в государственный реестр

Прежде всего, используемый в работе аппарат должен быть включен в Государственный реестр. Все изменения и дополнения к реестру чиновники обязаны официально публиковать в течение 10 дней со дня их принятия. Если модель кассового аппарата, установленную на предприятии, исключили из реестра, то ею все равно можно продолжать пользоваться до истечения нормативного срока амортизации (письмо Минфина России от 9 июня 2009 г. № 03-01-15/6-292). Обратите внимание: имеются в виду только кассовые аппараты, принятые к налоговому учету в качестве амортизируемого имущества.

Как своевременно узнать о том, что модель исключили из реестра? Отслеживать все изменения самостоятельно нелегко, у бухгалтера достаточно других обязанностей. Можно дождаться, когда модель ККТ налоговики снимут с регистрации самостоятельно. Такое право им дано пунктом 19 Положения. Действительно, они могут снять кассу с регистрации после истечения нормативного срока ее амортизации. Но о таком событии чиновники должны уведомить владельца аппарата не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации.

Для того чтобы своевременно отслеживать изменения Государственного реестра, можно обратиться в фирму, которая обслуживает кассовый аппарат. В договоре с ней нужно предусмотреть соответствующий пункт о том, что специалисты будут информировать агрофирму в случае исключения из реестра используемой модели. Тем более что по роду деятельности такие фирмы постоянно следят за реестром. Кстати, наличие договора со специализированной фирмой технического сервисного обслуживания также является непременным условием использования ККТ.

Зарегистрируйте ККТ и проверьте компетентность кассиров

Согласно статьям 4 и 5 Закона № 54-ФЗ, агрофирма обязана зарегистрировать свой кассовый аппарат в налоговых органах. При этом касса должна быть исправной, опломбированной, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. В память ККТ при ее регистрации или перерегистрации должен быть введен определенный перечень и формат информации. Такой порядок установлен приказом ФНС России от 19 июня 2009 г. № ММ-7-2/328@. Подробные технические характеристики и параметры кассовых аппаратов перечислены в пункте 3 Положения.

Когда соблюдены все технические условия использования кассового аппарата, самое время проверить компетентность работающих на нем кассиров. Они должны уметь выполнять на аппарате все необходимые операции и вести документацию.

И главное, при осуществлении наличных денежных расчетов они обязаны выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты кассовые чеки. Именно невыдача чека зачастую становится поводом для взыскания с организации штрафа за неприменение ККТ. Такие неприятности порой случаются во время проверки.

Что считается нарушением?

Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров (работ, услуг) без применения ККТ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. С 1 января 2010 года формулировка этой статьи кодекса будет расширена. К неприменению ККТ приравняют использование техники, которая не соответствует установленным требованиям, а также эксплуатацию техники с нарушением установленного порядка и условий ее регистрации и применения.

Пока Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит довольно краткую формулировку. Ее, в свою очередь, разъясняет ВАС РФ в своем постановлении от 31 июля 2003 г. № 16, в соответствии с которым под неприменением контрольно-кассовой техники следует понимать:
– фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия);
– использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
– использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
– использование контрольно-кассовой машины либо без фискальной (контрольной) памяти, либо с фискальной памятью в нефискальном режиме, либо с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
– использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на кассовом аппарате пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона № 54-ФЗ является обязательным условием допуска аппарата к применению);
– пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Права и обязанности контролеров

Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ, право контролировать применение предприятиями ККТ дано налоговым органам. В частности, им поручено:
– проверять соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;
– контролировать полноту учета выручки;
– проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, которые возникают при проведении проверок;
– проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
– налагать на нарушителей штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Взаимодействовать с налоговиками при осуществлении ими контрольных функций разрешено и органам внутренних дел. Прежде у сотрудников ОВД было право самостоятельно проводить проверки организаций при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления. Об этом было сказано в пункте 25 статьи 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Однако с 2009 года этот пункт утратил силу.

Права проверяющих лиц прямо вытекают из возложенных на них обязанностей. В частности, права, которые дословно повторяют указанные выше положения статьи 7 Закона № 54-ФЗ, перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Если пришла проверка

Как показывает практика, обычно проверяющие стремятся действовать неожиданно. Их тактика заключается в том, чтобы напугать и вызвать смятение. Порой тем самым они провоцируют кассира на нарушения.

Поэтому кассир по возможности должен сохранять спокойствие и самообладание. Даже если ему кажется, что он уже нарушил все мыслимые правила работы с кассовым аппаратом, следует помнить, что эмоции могут только навредить. Не стоит в панике писать чистосердечные признания и тому подобные бумаги.

Доказывать вину кассира и предприятия – это работа проверяющих.

Для удобства можно составить кассиру памятку с перечнем его обязанностей. Помимо основных приемов работы с кассовым аппаратом и правил работы с наличными деньгами можно включить туда выдержки из статьи 5 Закона № 54-ФЗ. Так, в случае проверки кассир обязан обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку, беспрепятственный доступ к кассовому аппарату и предоставлять им необходимую документацию. Речь идет о документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники. То есть паспорт ККТ, регистрационное свидетельство, журнал кассира-операциониста (по форме № КМ-4) и другие документы, связанные с работой кассира сельхозпродукции.

Прежде чем допустить налоговиков к кассе и предъявить им документацию, кассир должен проверить полномочия посетителей. Они представляются, как правило, словами «Контрольная закупка». Здесь следует отметить, что в настоящее время ни один законодательный акт не дает проверяющим права проводить контрольные закупки.

Однако сразу заявлять посетителям о незаконности их действий не нужно. Конфликт в самом начале встречи ни к чему хорошему не приведет. О неправомерных действиях чиновников лучше написать в пояснениях к протоколу.

После первого знакомства нужно попросить у пришедших лиц постановление о проверке и их документы и по возможности снять с них копии или переписать данные. Если посетители откажутся предъявить документы, можно смело звонить по «02». После осмотра документов необходимо сразу сообщить руководству предприятия о предстоящей проверке.

В беседе с налоговиками следует говорить только о том, что напрямую связано с выполнением кассиром своих трудовых обязанностей. Лучше, если все объяснения и уточнения будут исключительно в рамках выполняемых функций и только о кассе в столовой (магазина).

А как быть, если задаваемый вопрос не в компетенции кассира?

Следует помнить, что в ходе любой проверки он без боязни может отвечать на вопросы простое «не знаю» и использовать нейтральную фразу «все происходит в соответствии с действующим законодательством». Если же проверяющие начнут настаивать на пояснениях, можно ответить, что на все их дальнейшие вопросы они могут получить ответы у руководства.

По результатам проверки составят протокол

В случае выявления нарушений проверяющие составят протокол об административном правонарушении.

Что должно быть указано в протоколе

Содержание протокола оговорено в статье 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол. Затем следуют сведения о предприятии, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если такие имеются, а также место, время совершения и событие правонарушения. В протоколе обязательно дается ссылка на статью Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение. В конце приводятся объяснения законного представителя предприятия (руководителя или иного лица на основании доверенности) и другие сведения, необходимые для разрешения дела.

Кому вручают протокол

Помните, что кассир не считается законным представителем предприятия.

Копия протокола об административном правонарушении должна быть передана под расписку законному представителю сельхозпредприятия.

Получая копию протокола, следует внимательно ознакомиться с его содержанием. Все реквизиты должны быть указаны полностью. Исправления в составленном протоколе не допускаются.

Кассир не имеет права подписывать протокол

Обратите внимание: в качестве нарушителя не может выступать кассир. Протокол должен подписывать законный представитель агрофирмы. Однако на практике проверяющие зачастую составляют протокол, не дожидаясь руководства, и просят кассира подписать документ. Отмечу, что при возникновении споров этот факт может послужить дополнительным аргументом в пользу предприятия.

Противозаконные действия контролеров

Следует помнить, что во время любой проверки чиновники не имеют права:
– требовать от работника нарушения его должностных обязанностей;
– требовать предъявить документы, которые не являются предметом проверки;
– досматривать без добровольного согласия личные вещи и проводить обыск работника.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка