Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как провести сверку расчетов с бюджетом

25 сентября 2009 60 просмотров

Когда сверку может инициировать агрофирма

Как провести сверку расчетов с бюджетом. Рассмотрим, когда у сельхозпредприятия возникает необходимость в проведении сверки.

Необходима справка об отсутствии задолженности перед бюджетом

Так, например, сверка может понадобиться сельхозпредприятию в том случае, если ему необходима Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (справка об отсутствии задолженности перед бюджетом).

Такая справка может, в частности, потребоваться, если агрофирма участвует в тендерных торгах (конкурсе на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд). С сельхоз-организацией откажутся заключать контракт (даже при ее победе в конкурсе), если она не соответствует обязательным требованиям, установленным статьей 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Например, если у нее имеется задолженность перед бюджетом или внебюджетными фондами, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов. Чтобы подтвердить отсутствие такой задолженности, сельхозпредприятию необходима соответствующая справка.

В учете агрофирмы есть переплата по налогу

Сверку придется провести и в том случае, если в учете агрофирмы числится сумма излишне уплаченного (взысканного) налога и сельхозпредприятие решит вернуть или зачесть ее, обратившись в инспекцию с соответствующим заявлением (ст. 78, 79 Налогового кодекса РФ). Сверка может быть проведена по предложению организации или инспекции (п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Действительно, получить сумму на расчетный счет или зачесть ее в счет уплаты другого платежа без этого мероприятия вряд ли удастся. Ведь налоговики должны убедиться в фактическом наличии переплаты. А подтвердить ее можно, только сверив учетные данные организации с данными лицевых счетов налогоплательщика в налоговой инспекции.

Обнаружена ошибка в платежном поручении

Как провести сверку расчетов с бюджетом. Бухгалтер может допустить техническую ошибку в платежном поручении – в частности, при указании КБК. В результате такой ошибки налог скорее всего будет перечислен в бюджетную систему. Однако органы Федерального казначейства не смогут правильно идентифицировать платеж. Как следствие, он может быть зачислен:
– либо на невыясненные поступления;
– либо в счет уплаты другого налога (даже того, от которого организация освобождена).

Например, если агрофирма перешла на уплату единого сельхозналога, то она освобождается от уплаты ЕСН (п. 3 ст. 346.1 Налогового кодекса РФ). А вот взносы на обязательное пенсионное страхование она платить обязана. Если такая организация в платежном поручении на перечисление пенсионных взносов укажет КБК единого социального налога, то платеж может быть идентифицирован как перечисление ЕСН (или как невыясненное поступление).

Разумеется, в такой ситуации, обнаружив ошибку в платежке, бухгалтер должен принять меры, чтобы перечисленный платеж был зачислен в счет уплаты «нужного» налога (сбора).

Для этого в инспекцию следует подать заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату данного налога (в произвольной форме). Далее по инициативе организации (или налоговой инспекции) проводится совместная сверка налоговых платежей. На основании заявления и акта сверки инспекторы и принимают решение об уточнении суммы (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Порядок проведения сверки

Процесс сверки в каждом из обязательных случаев имеет свои особенности.

Далее рассмотрим алгоритм этого мероприятия, если оно проводится по инициативе агрофирмы.

Получив заявление агрофирмы, инспекторы составят акт

Если агрофирма инициирует сверку, то она должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление (его составляют в произвольной форме). Об этом сказано в пункте 3.4.1 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ (далее – Регламент).

Получив заявление, специалист налоговой службы составит акт. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Первый раздел предназначен для краткой сверки, а второй – для более подробной (если выявлены расхождения).

Первый раздел акта сверки заполняет представитель налоговой инспекции по данным лицевого счета налогоплательщика. В нем будут отражены только сальдо расчетов по конкретному налогу, а также пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.

Если расхождений нет

Допустим, расхождений данных налоговой инспекции с данными агрофирмы нет. В этом случае срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.4.3 Регламента). Представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Первый экземпляр акта вручается организации, а второй (с отметкой о дате получения и подписью представителя агрофирмы) остается в налоговой инспекции.

Если выявлены расхождения

А вот в случае, когда показатели организации и налоговой инспекции расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 Регламента).

При несогласии с данными налоговой инспекции агрофирма в первом разделе акта сверки делает запись: «Согласовано с разногласиями». А в графе 4 табличной части первого раздела около суммы, которая, по мнению организации, неверна, отражается сумма по данным налогоплательщика. Такие рекомендации содержатся в приказе ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494@.

А инспектор заполняет второй раздел акта сверки. Для этого сопоставляются данные информационных ресурсов налоговой инспекции с данными первичных документов агрофирмы (п. 3.1.4 Регламента).

На практике довольно часто возникают расхождения по вине налоговиков из-за того, что в карточку лицевого счета своевременно не внесены необходимые данные. То есть факт уплаты или начисления того или иного налога не отражается в карточке. В этом случае после обнаружения и исправления ошибки инспекторы заново формируют первый раздел акта сверки (с учетом внесенных изменений).

Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, то налоговая инспекция готовит соответствующее уведомление. Его подписывает руководитель инспекции, после чего документ направляют агрофирме по почте (п. 3.4.6 Регламента).

В результате сверки может быть обнаружена недоимка или, наоборот, подтверждена переплата по налогу. Далее остановимся на некоторых из возможных ситуаций.

Переплата по налогу подтвердилась

Допустим, в результате сверки переплата по тому или иному налогу подтвердилась. Ее можно, в частности, зачесть в счет погашения имеющейся недоимки по другому налогу. Такой зачет возможен только (п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ). Налоги, которые относятся к конкретному виду (федеральные, региональные, местные) перечислены в статьях 13–15 Налогового кодекса РФ. Причем возможность зачета не зависит от порядка распределения налогов между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами.

Так, например, переплата по ЕСН (федеральный налог) в части, зачисляемой в бюджет ФСС России, может погасить недоимку по НДС (федеральный налог, полностью зачисляемый в федеральный бюджет). И наоборот – излишне уплаченный НДС можно зачесть в счет недоимки (или предстоящих платежей) по единому социальному налогу.

Согласны с этим и финансисты (см. письма Минфина России от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81, от 22 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-370).

Зачет переплаты по единому сельхозналогу

Интерес представляет ситуация, когда у агрофирмы, перешедшей на уплату единого сельхозналога, числятся излишне уплаченные суммы ЕСХН. И она хочет зачесть их, например, в счет

погашения недоимки по НДС, образовавшейся в прошлые налоговые периоды, когда организация находилась на общем режиме налогообложения.

Единый сельхозналог в числе федеральных налогов, перечисленных в статье 13 Налогового кодекса РФ, не назван. Однако в пункте 7 статьи 12 Налогового кодекса РФ говорится, что кодекс может устанавливать специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Налогового кодекса РФ. Эта норма, по мнению автора, позволяет сделать вывод, что ЕСХН является федеральным налогом. Следовательно, переплату по нему можно зачесть в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу (в частности – налогу на добавленную стоимость).

Подтверждает эту позицию постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 января 2009 г. № Ф08-8160/2008. Правда, в рассмотренном деле предметом спора был сам факт наличия излишне взысканного единого сельхозналога. Признав факт переплаты по ЕСХН, судьи обязали налоговую инспекцию зачесть данную сумму в счет текущей недоимки по единому социальному налогу (в федеральный бюджет и внебюджетные фонды). Кроме того, финансисты не возражают против зачета сумм излишне уплаченного федерального налога (НДФЛ) в счет уплаты единого налога при «упрощенке» (который, как и ЕСХН, относится к «спецрежимным» платежам и тоже не назван в статье 13 Налогового кодекса РФ). Такой вывод следует из письма Минфина России от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-3.

Инспекторы против зачета 

Однако на практике инспекторы на местах нередко отказывают в проведении такого зачета. Основание – «спецрежимные» налоги перечислены в статье 18 Налогового кодекса РФ и выделены в отдельную группу. Соответственно, они не относятся к федеральным, региональным или местным налогам. Следовательно, зачет переплаты по единому сельхозналогу в счет погашения недоимки, например, по какому-либо федеральному налогу неправомерен.

Согласны с подобным подходом и некоторые арбитражные суды. Так, ФАС Уральского округа (постановление от 5 февраля 2009 г. № Ф09-172/09-С3) отказал предпринимателю в зачете излишне уплаченных ЕСН и НДФЛ в счет недоплаты по единому налогу при «упрощенке».

Недоимка возникла из-за отсутствия денег на корсчете банка

Предположим, в учете агрофирмы налог числится уплаченным, однако в карточке лицевого счета налогоплательщика он отражен не был. В ходе сверки выяснилось, что это произошло из-за отсутствия денег на корсчете банка. То есть платежка была заполнена верно, с расчетного счета организации сумма была списана, но в бюджет так и не поступила. Вправе ли инспекция в такой ситуации считать налог неуплаченным и требовать его повторного перечисления?

По общему правилу, предъявив в банк правильно заполненное платежное поручение и имея достаточно денег на расчетном счете, организация может считать себя уплатившей налог. Это следует из пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ и постановления Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П. Таким образом, требовать от агрофирмы повторной уплаты налога в случае, если он не попал в бюджет по вине кредитного учреждения, налоговики не могут (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. № Ф03-2459/2009). Однако если контролерам удастся доказать, что организация заранее знала о финансовой нестабильности банка и, несмотря на это, передавала ему платежные поручения на уплату налогов, ее сочтут недобросовестным налогоплательщиком. Суд в таком случае поддержит налоговую инспекцию (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2007 г. № Ф09-4410/06-С2).

Когда сверка обязательна

Порядок проведения сверки по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам установлен пунктом 3 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@. Здесь сказано, что в обязательном порядке сверка проводится в следующих случаях: при переходе организации из одной налоговой инспекции в другую; при ликвидации (реорганизации) фирмы; по инициативе организации; ежеквартально крупнейшими налогоплательщиками; в иных случаях, установленных налоговым законодательством.

До 1 января 2008 года зачет налогов был возможен только в рамках бюджета одного уровня.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка