Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

7 сентября 2010 56 просмотров

Сельхозорганизации платят за загрязнение

Плата за загрязнение окружающей среды предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). Ее вносят сельскохозяйственные организации, которые:
– выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества от стационарных и передвижных источников;
– сбрасывают загрязняющие вещества в поверхностные и подземные водные объекты;
– размещают загрязняющие вещества под землей;
– размещают отходы.

Это предусмотрено пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России от 26 января 1993 года.

Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида деятельности (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632). Сельхозорганизации не являются исключением. Причем даже если они применяют спецрежимы (ЕСХН или «упрощенку»), платить такие сборы нужно в общеустановленном порядке. И даже в том случае, если объект негативного воздействия получен в аренду (при условии, что он используется организацией). Плательщики подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора (ведомство, которое ведет госконтроль за загрязнением окружающей среды) по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия.

Порядок расчета

О том, в каком порядке рассчитывается плата за загрязнение, сказано в постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – постановление № 632). Плата зависит от степени загрязнения окружающей среды. Постановлением № 632 установлено два базовых норматива платы:
– за загрязнение в пределах допустимых нормативов;
– за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Они определены для каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода), вида вредного воздействия с учетом степени их опасности. Нормативы установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (далее – постановление № 344).

В зависимости от вида загрязнения к ним применяют различные коэффициенты (приведены в постановлении № 344 и Федеральном законе от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ).

Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты. При этом за сверхлимитное загрязнение сумма увеличивается в пять раз.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Чаще всего сельхозорганизации платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Разберем порядок их расчета.

Расчет платы за размещение отходов

Сельхозпредприятия избавляются от мусора, как правило, заключив договор со специализированной компанией, которая вывозит и утилизирует отходы. Обратите внимание: по общему правилу платит за негативное воздействие на окружающую среду собственник отходов. И если в договоре не предусмотрен переход права собственности на мусор к исполнителю, платит за загрязнение фирма-заказчик. Такой вывод сделан в письме Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001. Если фирма сама вывозит отходы, она является плательщиком.

Правовые основы обращения с отходами установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Плательщик сборов должен:
– встать на учет в территориальном органе Ростехнадзора;
– составить и согласовать с Ростехнадзором проект нормативов и лимитов на размещение отходов (п. 4 Правил, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461). Если сельхозпредприятие не разработало проект, все размещенные им отходы будут признаны сверхлимитными;
– получить от Ростехнадзора утвержденные нормативы образования отходов, лимиты и разрешение на их размещение;
– вести учет отходов, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения (ст. 11, 19 Закона № 89-ФЗ);
– организовать обучение лиц, которые имеют допуск к обращению с отходами (п. 1 ст. 73 Закона № 7-ФЗ; ст. 15 Закона № 89-ФЗ).

Норматив платы по классам опасности отходов указан в приложении № 1 к постановлению № 344.

Принадлежность отходов фирмы к определенному классу можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 786.

Размер платы в пределах годового лимита на размещение отходов рассчитывают по формуле.

Она такова:

Пл = Нл х Кэ х Ки х М,

где Пл – размер платы за размещение определенного отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Нл – норматив платы за одну тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.); Кэ – коэффициент, учитывающий экологические факторы; Ки – коэффициент индексации; М – количество мусора за отчетный период (т, куб. м).

Отходы обычно измеряют в кубических метрах, и для того чтобы перевести их в весовые единицы, нужно знать плотность отходов.

Сведения можно получить из лимитов предприятия или воспользоваться специальной литературой.

Обратите внимание: платить за отходы нужно не всегда. Плата не взимается при использовании отходов в собственном производстве в течение трех лет (приложение № 1 к постановлению № 344).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды от автомобильных выбросов в атмосферу

Эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр, запрещена. Поэтому дополнительное индивидуальное лимитирование загрязнений от выхлопов не применяется и проект нормативов разрабатывать не нужно.

Плата установлена за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида. Она определяется по формуле:

П = Н х Кэ х Кг х Кпр х Ки х Т,

где П – размер платы за загрязнение воздуха (руб.); Н – норматив платы за выброс одной единицы измерения топлива (руб.); Кэ – коэффициент, учитывающий экологические факторы; Кг – коэффициент за выбросы в атмосферный воздух городов; Кпр – коэффициент для особо охраняемых природных территорий; Ки – коэффициент индексации; Т – количество израсходованного топлива за отчетный период (т).

определяется по данным бухгалтерского учета.

Отчетность по экологическим платежам и сроки их уплаты

Расчет платы сельхозорганизация производит самостоятельно, хотя по своему усмотрению вправе воспользоваться услугами сторонних компаний. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Расчет сдают в одном экземпляре в службу Ростехнадзора по местонахождению каждого передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов. Представить расчет и внести плату нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за календарным кварталом (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

Бухгалтерский учет

Плата за негативное воздействие на окружающую среду признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Начисление сумм отражают проводкой:

Дебет 20 (26, 44)    Кредит 68 (76)
– начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению автора, методологически правильнее использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», поскольку данный вид обязательных платежей не налог. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в учетной политике.

Фактические затраты на разработку проекта нормативов отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов». В течение срока действия документации их ежемесячно равными долями списывают на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Основание – нормы пункта 19 ПБУ 10/99.

Особенности налогового учета

Налоговый кодекс РФ (подп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учесть в расходах платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Плату за сверхнормативные выбросы (сбросы) учесть в расходах нельзя (п. 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Чиновники финансового ведомства считают, что выбросы (сбросы) в пределах лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, в расходах не учитываются (письмо Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403). По их мнению, они относятся к сверхнормативным.

Суды по данному вопросу чаще всего встают на сторону плательщиков сборов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А26-7961/2006-218, решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 декабря 2006 г. № А40-53981/06-117-338). Но есть и противоположные судебные решения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1). Расходы по оплате услуг сторонних организаций на разработку лимитов сельхозпредприятие может включить в налогооблагаемую базу на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105, от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/4/127).

Организации на «упрощенке» могут учитывать в составе расходов платежи за загрязнение только в пределах установленных нормативов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16; подп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ; письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Если организация применяет ЕСХН, то расходы также включают в состав материальных (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Расходы по оплате услуг сторонних организаций на разработку лимитов организации на «упрощенке» учитывают на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-11-04/2/46). Плательщики ЕСХН – на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

За нарушения предусмотрена ответственность

Если сельхозпредприятие нарушит сроки внесения экологических платежей, то за это предусмотрена (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Суммы штрафов такие:
– для должностных лиц – от 3000 до 6000 руб.;
– для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Согласно пункту 31 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 сентября 2007 г. № 626, пени на сумму недоимки не начисляются (далее – Методические рекомендации).

Штрафы за непредставление расчета платы, а также за подачу расчета с опозданием не предусмотрены.

Правда, такие действия контролеры вполне могут расценить как сокрытие или искажение экологической информации и привлечь организацию к ответственности по статье 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды составляет один год (п. 58, 59 Методических рекомендаций). Этот срок исчисляется с момента истечения сроков внесения платы, представления расчетов.

Однако совсем недавно Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 30 марта 2010 г. № 16772/09 указал, что требование о взыскании платы может быть заявлено Ростехнадзором в течение трех лет.

Важно запомнить

Если объект негативного воздействия получен в аренду, вносит экологические платежи лицо, фактически его эксплуатирующее. Размещение отходов оплачивает их собственник.

Срок предоставления расчета и внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).

В налоговых расходах можно учесть только платежи за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сверхнормативные выбросы и выбросы в пределах лимитов включить в налоговые расходы нельзя.

Так как норматив платы установлен за тонну, литры необходимо перевести в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива. Данные о плотности можно найти в накладной на отпуск топлива или в спецификациях.

Если не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами, то за это предусмотрены еще более суровые меры наказания, вплоть до приостановления деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка