Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Глава 25.2 "Водный налог" (полностью)

18 августа 2004 118 просмотров

Глава 25.2 "Водный налог"

введена Федеральным законом
от 28.07.04 № 83-ФЗ

С 1 января 2005 года водный налог заменит собой плату за пользование водными объектами.

Текст документа (в формате doc.).

Выше опубликованы новая глава 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса РФ, а на стр. 63 - извлечение из Федерального закона от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ, устанавливающего этот налог. Его нужно будет платить с 1 января 2005 года вместо платы за пользование водными объектами.

Сейчас водопользователи перечисляют плату за пользование водными объектами, которая установлена Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (далее - Закон № 71-ФЗ).

Но с 1 января 2005 года этот налог утрачивает силу. На смену ему придет водный налог, который установлен новой главой 25.2 «Водный налог» НК РФ, введенной в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ (опубликован в этом номере «ДК» на стр. 63; далее - Закон № 83-ФЗ).

Сразу скажем, что кардинального изменения по сравнению с существующей платой за пользование водными объектами налог не претерпел. Тем не менее отличия есть.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

В отношении водного налога название налога и его элементов (объект, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период) соответствуют терминологии НК РФ и сути платежа именно как налога (ст. 17 НК РФ).

Напомним, что плата за пользование водными объектами отнесена к составу федеральных налогов (подп. «ф» п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»). Однако ее название («плата за пользование») и названия ее элементов («объект платы», «платежная база») формально не соответствуют терминологии НК РФ.

Теперь же при установлении водного налога законодатель придерживался всех правил НК РФ. Водный налог также является федеральным налогом (п. 8 ст. 13 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, которая начнет действовать с 1 января 2005 года. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, далее - Закон № 95-ФЗ, опубликован в этом номере «ДК» на стр. 47).

ПЛАТЕЛЬЩИКИ

Действующий Закон № 71-ФЗ признает плательщиками организации и предпринимателей, которые осуществляют непосредственное пользование водными объектами (за исключением некоторых видов пользования) с использованием сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством.

Плательщиками водного налога (ст. 333.8 НК РФ) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Несмотря на то что формулировка, определяющая круг плательщиков, текстуально изменилась весьма сильно, на самом деле изменения по существу не столь значительны.

Во-первых, круг плательщиков водного налога будет несколько шире - за счет физических лиц, не являющихся предпринимателями, но осуществляющих специальное или особое водопользование. Сейчас плату за пользование водными объектами платят организации и предприниматели.

А во-вторых, указание в статье 333.8 НК РФ на виды налогооблагаемого водопользования (специального и особого) практически заменяет перечисление их признаков в Законе № 71-ФЗ. Ведь, согласно статье 86 Водного кодекса РФ, специальное водопользование и есть использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, которое подлежит лицензированию. То есть в Водном кодексе РФ эти признаки уже и так перечислены. Перечень видов специального водопользования содержится в приложении 1 к приказу МПР России от 23 октября 1998 г. № 232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами».

Особое водопользование (ст. 87 Водного кодекса РФ) - это пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд. На особое водопользование тоже нужна лицензия. Если внимательно изучить цели особого водопользования, можно прийти к выводу, что и оно осуществляется, как правило, с использованием сооружений, технических средств и устройств. Однако обязательного требования к наличию этого признака для особого водопользования не установлено. Поэтому, когда особое водопользование осуществляется без использования сооружений, технических средств и устройств, водопользователи все равно будут обязаны платить водный налог. Отметим, что сейчас на основании статьи 1 Закона № 71-ФЗ в описанной ситуации перечислять плату за пользование водными объектами не обязательно.

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Объект обложения водным налогом по сравнению с платой за пользование водными объектами сужен. Из него исключен сброс сточных вод в водные объекты. Платить за это предприятия будут в составе платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия (Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»).

Кроме того, расширен перечень исключений из объекта налогообложения (п. 2 ст. 333.9 НК РФ). По сравнению с действующим аналогичным перечнем платы за пользование водными объектами (п. 2 ст. 2 Закона № 71-ФЗ) в него добавлены:
- забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые;
- забор воды морскими и речными судами для обеспечения работы технологического оборудования;
- использование акватории для судоходства и разовых взлетов-посадок воздушных судов;
- особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
- забор воды из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Некоторые пункты действующего перечня исключений из объекта платы (п. 2 ст. 2 Закона № 71-ФЗ) не понадобилось повторять в связи с изменением объекта налогообложения. Так, из аналогичного перечня в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ исключен сброс карьерных, шахтных и дренажных вод (абз. 13 п. 2 ст. 2 Закона № 71-ФЗ), поскольку сброс вод вообще не признается объектом обложения водным налогом.

А некоторые пункты этого перечня приведены в соответствие с формулировкой круга плательщиков. Так, если из объекта платы за пользование водными объектами исключалось осуществление рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства (абз. 7 п. 2 ст. 2 Закона № 71-ФЗ), то в новом аналогичном перечне для водного налога (подп. 15 п. 2 ст. 333.9 НК РФ) указано, что объектом налогообложения не является использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты. Упоминать про сооружения нет необходимости, поскольку лица, использующие водные объекты без сооружений, и так не являются плательщиками налога (об этом мы подробно говорили выше).

НАЛОГОВАЯ БАЗА

Налоговая база для водного налога определена более подробно, чем для платы за пользование водными объектами.

Во-первых, установлено, что плательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования, содержащемуся в статье 333.9 НК РФ.

Соответственно для каждого вида водопользования установлена своя налоговая база. Для забора воды - ее объем, для использования акватории - ее площадь, для гидроэнергетики - количество произведенной за налоговый период электроэнергии, для лесосплава - произведение объема сплавляемой древесины (в тыс. кубометров) на расстояние (в км), деленное на 100.

Относительно действующего перечня показателей платежной базы платы за пользование водными объектами для водного налога более точно (раздельно) сформулированы показатели налоговой базы для водопользования в целях гидроэнергетики и для лесосплава. В целях платы за пользование водными объектами формулировка аналогичного показателя единая - объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды.

Кроме того, из перечня показателей налоговой базы исключен объем сточных вод при сбросе в водные объекты, поскольку для водного налога сброс сточных вод не является объектом налогообложения.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

В действующем до 1 января 2005 года Законе № 71-ФЗ определены только границы минимальных и максимальных ставок по видам водопользования. Дифференциация ставок по водным объектам и экономическим районам в установленных законом пределах ставок поручена Правительству РФ (сейчас они дифференцированы постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. № 826). Установление же ставок налога по категориям плательщиков в зависимости от вида водопользования передано в ведение субъектов РФ.

Но с нового года все налоговые ставки водного налога, уже дифференцированные по видам водопользования, по экономическим районам и бассейнам рек, озерам и морям, будут установлены статьей 333.12 НК РФ.

Как и для платы за пользование водными объектами, ставки водного налога - твердые (специфические), то есть в рублях за единицу налоговой базы.

Как мы уже говорили выше, водный налог является федеральным налогом. Это, согласно статье 12 НК РФ (в редакции Закона № 95-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2005 года), означает, что все элементы налогообложения, включая налоговые ставки, устанавливаются только в Налоговом кодексе РФ.

Тут же надо отметить исключение в части ставок налога за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд для налогоплательщиков, эксплуатирующих объекты теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения. С 1 января по 31 декабря 2005 года они будут применять ставки налога с коэффициентом 0,85 (ст. 2 Закона № 83-ФЗ).

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА

Налоговый период для водного налога - квартал (ст. 333.11 НК РФ). Платить его надо будет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Сейчас для платы за пользование водными объектами нет такого понятия, как «налоговый период». Есть отчетный период, который по сути и является налоговым. Для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, это квартал. Для всех остальных - месяц. Перечислять плату надо не позднее 20 календарных дней после окончания отчетного периода.

Порядок расчета водного налога практически не отличается от порядка расчета платы за пользование водными объектами. Налог надо будет определять, умножив налоговую базу на налоговую ставку.

Налоговую декларацию по налогу надо будет представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Сдавать декларацию надо будет в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения.

Эксперт «ДК»
Д.В. Алексин


Как отчитаться по налогу

Сейчас декларация по плате за пользование водными объектами подается по месту регистрации плательщика. А в налоговый орган по месту водопользования подается копия декларации.

С введением водного налога в налоговый орган по месту водопользования надо будет подавать не копию, а оригинал налоговой декларации.

Но представим, что плательщик не состоит на учете в налоговой инспекции по месту водопользования, а учтен лишь по своему местонахождению. Ведь у него может не оказаться обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортных средств по месту водопользования. Соответственно и не будет основания для постановки на учет. А обязанность становиться на учет по месту водопользования отдельно не предусмотрена.

Возникает вопрос: на каком основании налоговая инспекция будет принимать отчетность у не состоящего на учете плательщика?

Ответ можно найти в письме МНС России от 22 мая 2001 г. № ММ-6-12/410. Там указано, что когда организация не состоит на учете по месту уплаты налога, то учет налогов по этой организации ведется по представляемым ею документам, а также по платежным документам, поступающим в налоговый орган.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка