Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как устроен баланс

2 ноября 2015 47 просмотров

Все по полочкам

Активы и пассивы предприятия отображаются в балансе на разных половинках: левой и правой. Это сделано для того, чтобы имущество и долги организации случайно не перемешались. Имущество должно быть в активах, долги — в пассивах. Иначе быть не может.

Однако если вы, как бухгалтер, станете перечислять в балансе все имеющиеся у предприятия активы и пассивы, то в налоговую инспекцию вместо отчета на двух страничках вам придется отправлять толстенную книгу.

Вот именно поэтому уже давным-давно бухгалтеры разбили все активы и пассивы, которые есть у каждой компании, на несколько групп и назвали эти группы статьями бухгалтерского баланса.

Каждой статье они присвоили свое название и выделили для нее свою строку. Все статьи баланса — это как будто специально предназначенные полочки, по которым бухгалтер раскладывает все активы и пассивы.

На полке под названием «ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА» разместятся и те деньги, которые хранятся в кассе предприятия, и те, что лежат на расчетном счете в банке, и все остальные средства предприятия (например, такие денежные документы, как авиабилеты).

Заметьте: в балансе могут встречаться статьи с одинаковыми названиями. Например, в активах у нас есть две строки «ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ». Найдите их в балансе.

Это не повтор и не ошибка. Дело в том, что финансовые вложения делятся на два вида: те, которые вернутся к нам не раньше чем через год (внеоборотные активы), и те, которые вернутся к нам в течение года (оборотные активы).

С такими похожими статьями баланса вы постепенно научитесь разбираться. Никаких сложностей здесь нет. А пока продолжим знакомство со структурой баланса.

Вы, наверное, уже обратили внимание на самую левую графу баланса, которая называется «Пояснения». Зачем она нужна?

Дело в том, что помимо бухгалтерского баланса вы будете составлять и другие отчетные документы, которые призваны подробнее раскрыть содержание всех статей баланса. Один из них так и называется — «Пояснения к бухгалтерскому балансу».

Каждому пояснению в этом документе присваивается уникальный номер. Этот номер вы и запишете напротив статьи баланса, которую поясняет документ.

Сам себе доктор

Одна из важнейших задач бухгалтера — делать особые «снимки», по которым можно определить болезни компании. Бухгалтерский баланс — это как раз и есть альбом с такими снимками.

Любой врач знает простую истину: чтобы правильно поставить диагноз и вылечить больного, нужно следить за его болезнью в динамике. Это значит, что необходимо наблюдать за больным в течение определенного времени, сравнивать все показатели и отмечать изменения.

То же самое должен делать и профессиональный бухгалтер. Ему нужно на протяжении нескольких лет сравнивать снимки предприятия. Только в этом случае удастся получить истинную картину состояния дел. Вот поэтому, чтобы вам легко было провести подобную «диагностику», баланс включает в себя показатели за три года — текущий, прошлый и позапрошлый.

Данные позапрошлого года заносят в пятый (самый правый) столбец баланса. В шапке этого столбца «На 31 декабря 20__г.» нужно указать позапрошлый год.

Данные за прошлый год заносят в четвертый (предпоследний) столбец. Здесь в названии «На 31 декабря 20__г.» нужно поставить предыдущий год.

Данные за текущий отчетный период вписывают в третий столбец баланса. Он озаглавлен так: «На_____20__г.». Сюда нужно вписать отчетную дату. Она будет полностью совпадать с той, что в заголовке бухгалтерского баланса.

Если вы не запомнили эту информацию с первого раза, ничего страшного. В каждом балансе есть подсказки, в какой столбец какие данные необходимо вносить.

Все данные за прошлый и позапрошлый годы вы будете брать из годовых бухгалтерских балансов за эти годы. К слову, старые балансы надо хранить на предприятии не менее пяти лет.

Стоимость вместо количества

Помните, мы еще в первых своих выпусках рассказали вам одно из главных правил бухучета? Что все имущество компании измеряется не штуками, не метрами и не килограммами, а стоимостью. Ведь стоимость — единственный показатель, который всегда сохраняется.

Если бы вы измеряли товар на складе в килограммах или литрах, то, отдав его покупателю, возникший с его стороны долг (дебиторскую задолженность) вы бы уже не смогли измерить этими килограммами или литрами. 100 руб. долга — это понятно. А вот 100 литров долга или 100 метров долга — это абсурд.

Или как, например, вы измерите работу сотрудников? Работа, которая стоит 5000 руб. — это понятно. А работа, которая весит 100 килограммов — такого попросту быть не может.

Вот поэтому бухгалтер всегда смотрит только на стоимость. И делает это он потому, что стоимость всегда сохраняется. Она всегда присутствует и в материальных вещах, и в процессах, и в долгах, и в нематериальных активах.

Именно это правило работает и в бухгалтерском балансе. Активы и пассивы измеряются стоимостью.

Представьте, что у каждого бухгалтера есть особые бухгалтерские очки, и как только он их надевает, то начинает видеть только стоимость.

Когда он смотрит на короб бумаги на складе, то видит 1000 руб. запасов, когда смотрит на сотрудника, видит 15 000 руб. задолженности по заработной плате (кредиторская задолженность).

Вот, скажем, у нас есть партия хлеба: 1000 буханок по 15 руб. Если вы смотрите на них через бухгалтерские очки, то видите 15 000 руб. А если вы снимете бухгалтерские очки, то вновь увидите 1000 буханок хлеба.

Копейки и рубли — в сторону

Вернемся к бухгалтерскому балансу. Напомним, что вы, как бухгалтер, должны предоставлять его учредителям по первому их запросу, а годовой баланс сдавать в налоговые органы. Так вот, единицей измерения в таком балансе будут тысячи (тыс. руб.) или миллионы (млн руб.) без десятичных знаков.

А это значит, что важно правильно округлять стоимость активов и пассивов, чтобы не нарушить точности баланса. Поэтому давайте разберемся с этим сразу на цифрах, потренируемся.

Теперь давайте заполним одну статью баланса под названием «Запасы». Заодно посмотрим, как заносить данные прошлого и позапрошлого года. И как округлять суммы.

Представьте, что вы являетесь бухгалтером ООО «Гранд», которое было создано 15 сентября 2012 года. И допустим, что сейчас июль 2013 года, а у вас в руках находятся все бухгалтерские документы этого предприятия.

Раз баланс вы составляете в июле 2013 года, значит, он за полгода, то есть по состоянию на 30 июня 2013 года.

В самый правый столбец (столбец позапрошлого года) записывать нечего, потому что в позапрошлом году компания еще не существовала, а значит, у нее не может быть данных за этот период. Ставим прочерк.

Возьмите на заметку. В тех графах, для которых данных не существует, всегда ставьте прочерк или оставляйте их пустыми.

Чтобы заполнить столбец прошлого года, необходим баланс на 31 декабря прошлого года, и допустим, что в конце 2012 года по статье «ЗАПАСЫ» у ООО «Гранд» числилось 149 500 руб.

А к 30 июня 2013 года по бухгалтерским документам текущего года стоимость запасов составила уже 180 150 руб.

Отразим эти суммы в нужных столбцах. И что важно: округлим их до полных тысяч: десятичные знаки от 001 до 499 включительно отбросим, а от 500 — округлим до единицы.

В результате строка «ЗАПАСЫ» в балансе будет выглядеть вот так:

Правда, на малых предприятиях для внутреннего пользования (для себя) мы рекомендуем начинающим бухгалтерам заполнять баланс не в тысячах, а в рублях. Их должен интересовать каждый рубль, числящийся на балансе предприятия.

Марина Абушенкова,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета

Регионального финансово-экономического института (РФЭИ)

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка