Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Учет продажи ОС

13 ноября 2015 537 просмотров

Задачка: как отразить в бухучете продажу основного средства

Компания «Дельта» (плательщик НДС) в декабре продала производственное оборудование за 1 180 000 руб., в том числе НДС — 180 000 руб. По условиям договора право собственности переходит к покупателю в момент передачи оборудования, то есть в декабре. С 1 января следующего года бухгалтер «Дельты» перестал начислять амортизацию по этому основному средству. По данным бухгалтерского учета «Дельты», первоначальная стоимость оборудования составляет 1 200 000 руб., сумма начисленной амортизации — 480 000 руб. Какие проводки должен сделать бухгалтер «Дельты» в момент продажи оборудования?

На каком счете отразить доходы от продажи основного средства

Правила учета выручки от реализации вы уже знаете. Ее отражают по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка». Но эта бочка-счет только для доходов и расходов, которые связаны с обычными видами деятельности. Теми, ради которых собственники создали предприятие и которые направлены на получение прибыли. Это продажа товаров, оказание услуг или выполнение работ.

Остальные доходы и расходы в бухучете относят к прочим. Для их учета в Плане счетов предусмотрен счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету рекомендуется открывать три субсчета: «Прочие доходы», «Прочие расходы» и «Сальдо прочих доходов и расходов».

Поступления, связанные с продажей основных средств, отражают по кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы». Делают это в момент, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Продажную стоимость выбывшего объекта записывают в кредит счета 91 с учетом входящего в нее НДС. Затем эту сумму налога отражают по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для расчетов по НДС выделяют отдельный субсчет.

По условиям нашей задачки стоимость проданного производственного оборудования составила 1 180 000 руб., в том числе НДС — 180 000 руб. Значит, в момент передачи оборудования покупателю бухгалтер ООО «Дельта» должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

  • 1 180 000 руб. — отражен доход от реализации основного средства;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

  • 180 000 руб. — начислен НДС при реализации основного средства.

Итак, выбывшее основное средство передано покупателю, и мы отразили в учете доход от его продажи. Но что мы видим в дебете счета 01 «Основные средства»? Там по-прежнему числится первоначальная стоимость производственного оборудования. Непорядок. Информацию об активе, которого у компании уже нет, с этого счета нужно срочно стереть. Ведь сведения об имуществе организации должны быть достоверными. Данные об амортизации проданного оборудования, которые числятся в кредите счета 02, нам уже тоже не нужны. Поэтому прежде всего нужно списать сумму амортизации туда, где она наконец-то выполнит свое предназначение — уменьшит первоначальную стоимость основного средства. Сделать это можно проводкой по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства».

Чтобы отделить сведения о выбывшем имуществе от всего остального, эту проводку рекомендуется делать в два этапа. Для этого на счете 01 открывают субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносят первоначальную стоимость основного средства, а в кредит — сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации. В нашей задачке с ООО «Дельта» проводки будут выглядеть так:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

  • 1 200 000 руб. — отражена первоначальная стоимость выбывающего основного средства;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

  • 480 000 руб. — учтена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

Теперь легко подсчитать остаточную стоимость. Помните? Это первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации. Если вычесть из дебетового оборота субсчета «Выбытие основных средств» кредитовый оборот, то есть найти сальдо этого субсчета, получится искомый результат.

Если остаточная стоимость основного средства равна нулю, говорят, что оно полностью самортизировано. В этом случае учет выбытия завершается проводками по счетам 01 и 02.

Вернемся к нашему багдадскому верблюду и предположим, что он до последнего служил своему купцу. Официальный срок его службы давно истек, и начисленная амортизация давно сравнялась с первоначальной стоимостью. Значит, после проводок по дебету и кредиту субсчета «Выбытие основных средств» эти суммы погасят друг друга и сальдо этого субсчета станет нулевым. При этом со счета 01 «Основные средства» исчезнет горка, а со счета 02 «Амортизация основных средств» — равная ей по сумме ямка. Как будто их никогда и не было на этих счетах.

Но все это о ситуации, когда компания списывает основное средство или сразу по окончании срока полезного использования, или позже этого срока. Но на практике имущество может прийти в негодность и раньше. Например, сломаться или морально устареть. Ну и конечно, его могут продать из-за того, что оно стало ненужным, для замены на новую модель и так далее.

Что делать в этом случае с остатком, который числится на субсчете «Выбытие основных средств» счета 01 ? В нашем примере с ООО «Дельта» он равен 720 000 руб. (1 200 000 – 480 000).

Куда записывают расходы от продажи основного средства

Вспомните, как мы рассчитывали прибыль от реализации готовой продукции: из выручки отнимали себестоимость продаж. Похожее правило применяют и при продаже основных средств. Только здесь берут поступления от продажи и вычитают из них расходы по сделке.

Передав оборудование покупателю, ООО «Дельта» теряет актив с остаточной стоимостью 720 000 руб. Эту сумму надо перевести в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы» проводкой:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

  • 720 000 руб. — отражена в прочих расходах остаточная стоимость проданного оборудования.

После этого легко определить финансовый результат от продажи основного средства. Для этого сравнивают суммы из дебетовой и кредитовой половинок счета 91. В случае с ООО «Дельта» поступления от продажи, записанные в кредите субсчета «Прочие доходы», больше остаточной стоимости и суммы НДС, которые числятся в дебете субсчета «Прочие расходы» (1 180 000 <!-->--> (180 000 + 720 000). Значит, компания получила прибыль.

Предположим, до конца отчетного периода других записей на счете 91 не было. Тогда в последний день бухгалтер переведет эту прибыль на счет 99 «Прибыли и убытки». И там она вольется в общую сумму прибыли, заработанной компанией с начала года. При этом будет сделана проводка по дебету счета 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» и кредиту счета 99. Вот как вести учет продажи ОС:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99

  • 280 000 руб. (1 180 000 – (180 000 + 720 000)) — отражена прибыль от продажи оборудования.

Решение задачки

Как проводят ликвидацию основных средств

Со временем любое имущество может физически износиться или морально устареть. Если восстановить его нельзя или работа на нем стала невыгодной, то оформляют документы на ликвидацию основного средства. И после этого списывают остаточную стоимость со счета 01 в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы». Туда же переносят и затраты на демонтаж.

Проводки по счетам 01 и 02 здесь такие же, как и при продаже основных средств. Отличие лишь в том, что компания не получает доходов от продажи. Результатом ликвидации обычно является убыток. Впрочем, иногда после демонтажа остаются детали или материалы, которые можно использовать, например, для ремонта. Их отражают в составе прочих доходов проводкой:

ДЕБЕТ 10 (15) КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

  • учтены материалы, оприходованные после ликвидации основного средства.

Стоимость этих материалов определяют по рыночной цене. Это цена, по которой их можно было бы продать. Ее подтверждают, например, заключением независимого оценщика.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка