Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Себестоимость готовой продукции

17 ноября 2015 382 просмотра

Задачка: Выпуск готовой продукции

ООО «СуперБлок» к концу месяца переработало все сырье, которое ранее было передано в производство со склада. В результате была выпущена первая партия продукции — 10 000 кирпичей. Эта партия в полном объеме была переведена на склад компании. Фактическая себестоимость готовой партии составила 35 000 руб. Для упрощения данной задачи предположим, что общехозяйственных расходов у компании нет.

Чем готовая продукция отличается от материалов

Мы уже сравнивали счет 20 «Основное производство» с кипящим котлом, который постоянно переваривает и испаряет вложенные в бизнес деньги. При этом мы говорили, что сами деньги похожи на воду, а купленные на них материалы — на лед. При желании лед можно легко растопить и опять получить деньги (продав материалы). А вот пар, то есть затраты в незавершенном производстве, удержать в руках труднее. Да и превратить назад в воду тоже сложно.

Но рано или поздно этот пар выпадает в твердый осадок. И в руках у предприятия оказывается новый актив — готовая к продаже продукция. Этот актив не утекает сквозь пальцы, как деньги. И не пытается улететь к облакам, как пар. И более того, его можно продать, не только окупив затраты, но и получив прибыль.

Какова же стоимость этого актива? Она равна всей той сумме денег, которая испарилась в котле счета 20 за время производства. То есть перетекла с других счетов в дебет счета 20. Если компания собирала на этом счете абсолютно все затраты на производство, то в итоге на нем сформируется полная себестоимость выпускаемой продукции. Если же общехозяйственные затраты шли в обход этого счета (подробнее о них — далее в статье), то себестоимость будет неполной.

Так или иначе, но стоимость готовой продукции долго лежать на счете 20 не может. Когда продукция готова, надо, во-первых, подсчитать все затраты, которые накопились на дебете счета 20 «Основное производство» во время производства кирпичей. А во-вторых, перекачать их сумму из кредита этого счета в дебет какого-то другого счета. Но какого?

Куда перетекает стоимость готовой продукции со счета 20 «Основное производство»

Переместить стоимость готовой продукции надо в бочку-счет под номером 43. Он так и называется «Готовая продукция». В момент, когда партия кирпичей перенесена из производственного цеха на склад, бухгалтер должен сделать проводку по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».

Этой проводкой мы переводим себестоимость выпущенной продукции (полную или неполную) с одного счета на другой. В нашей задачке себестоимость партии кирпичей из 10 000 штук равна 35 000 руб. Именно ее вам и нужно перевести со счета 20 на счет 43 «Готовая продукция». Нетрудно подсчитать, что стоимость одного кирпича получилась равной 3,5 руб.

В результате этой проводки дебетовое сальдо на счете 20 «Основное производство» обнулилось. Но это только в нашем примере. В жизни бывает и по-другому. В конце месяца часть переданных в производство материалов и других затрат может не успеть превратиться в готовую продукцию. Их стоимость оставляют на счете 20 — по дебету этого счета числится стоимость незавершенного производства. В дебет счета 43 переводят лишь ту часть стоимости, которая относится к выпущенному продукту.

Как часто подсчитывать фактическую себестоимость готовой продукции

В течение месяца готовая продукция может появляться на складе несколько раз. В этом случае каждый раз считать фактическую себестоимость неудобно. Да и как правило, невозможно — суммы некоторых расходов становятся известными только к концу месяца. Как же определить себестоимость?

Готовую продукцию можно списывать на счет 43 по нормативной себестоимости. Рассчитывают ее на основании данных технолога и сведений о себестоимости прошлых партий. В конце месяца бухгалтерия определяет фактическую себестоимость всей произведенной продукции. Смотрит, отклоняется ли она от нормативной. И при необходимости делает корректировочные проводки.

В чем разница между счетом 43 «Готовая продукция» и счетом 41 «Товары»

Счет 43 «Готовая продукция» можно представить как склад (или просто место), в котором хранятся товары. Те, которые произвело предприятие и которые лежат на складе в ожидании, что их продадут. Если вы внимательно изучали План счетов, то можете спросить: а почему мы не используем для учета их стоимости счет 41 «Товары»?

Ответ прост — этот счет предназначен для вещей, которые компания сама не производила. А купила для того, чтобы затем перепродать дороже. И которые тоже лежат на складе или в магазине в ожидании, что их продадут.

С точки зрения экономики готовая продукция тоже является товаром. Но с точки зрения бухгалтерского учета собственную продукцию предприятия лучше отделять от покупной. Для этого и придумали два разных счета с разными названиями.

Зачем и как распределяют общие расходы

Вернемся к счетам, на которых предпрития учитывают свои затраты. Заметим, что наш пример с ООО «СуперБлок» максимально упрощен. В реальной жизни помимо счета 20 «Основное производство» обычно используют и другие счета. Например, счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Для чего же они нужны?

Представьте, у компании есть своя котельная, мастерская, автопарк или другое подразделение, которое помогает основному в его работе. Но при этом может выдать на сторону и самостоятельный продукт (например, услуги по ремонту оборудования или транспортировке ценностей). Расходы на работу такого подразделения бухгалтерия собирает на отдельном счете 23 «Вспомогательные производства». А потом переводит на счет 20 лишь ту часть, которая имеет отношение к основному производству компании.

Другая ситуация. В одном и том же цехе предприятие выпускает не только кирпичи, но и бетонные блоки. И вам нужно знать себестоимость каждого вида продукции — для этого вы открыли на счете 20 «Основное производство» разные субсчета. Но на какой из них записать расходы на аренду производственного цеха? Они же общие для всего производства.

Чтобы учесть такие затраты, бухгалтерия сначала собирает их на отдельном счете 25 «Общепроизводственные расходы». А потом переводит на счет 20 (варианты — счет 23 «Вспомогательные производства», счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). И при этом идет распределение между видами выпускаемой продукции — пропорционально какому-нибудь важному показателю. Например, заработной плате рабочих, которые приняли участие в производстве каждого вида продукции.

Еще есть общехозяйственные расходы. Например, плата за аренду офисного помещения, зарплата бухгалтерии и отдела кадров и другие затраты, которые напрямую с производством не связаны. Такие расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». А потом списывают одним из выбранных компанией способов.

Первый способ: расходы распределяют между выпускаемой продукцией — в этом случае затраты проходят через счет 20 «Основное производство» (варианты — счет 23 «Вспомогательные производства», счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»). Второй способ: расходы сразу же включают в себестоимость продаж (о ней будет подробный разговор в следующих статьях рубрики «Бухучет для начинающих»). Первый способ точнее, а второй проще.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы компании попадают в себестоимость не сразу, а обходными путями. Поэтому их еще иногда называют косвенными или накладными расходами.

Как отделить стоимость готовой продукции от стоимости незавершенки

На счете 20 «Основное производство» можно открывать субсчета по видам продукции. Или по местам возникновения затрат — например, цехам. Или по элементам затрат: сырье, зарплата, содержание и эксплуатация оборудования и т. п. Такая разбивка помогает бухгалтерии в конце месяца определить себестоимость готовой продукции, которая должна быть списана со счета 20. А также стоимость незавершенного производства, которая останется на этом счете.

Если заказов у предприятия немного, себестоимость можно считать по каждому из них. В этом случае говорят: бухгалтер применяет позаказный метод калькулирования. Другой вариант — вычислять, сколько потрачено на каждый процесс переработки материалов. Скажем, на формовку, сушку и обжиг кирпича. Это попроцессный метод. А бывает и так: в результате каждого процесса образуется некий продукт, который можно назвать полуфабрикатом. Такие отдельные процессы называют переделами. А метод калькуляции затрат по каждому такому процессу — попередельным.

Решение задачки

Марина Абушенкова,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета
Регионального финансово-экономического института (РФЭИ)

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка