Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Пошаговая инструкция: как поставить онлайн‑кассу на учет в налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Учет ОС

17 ноября 2015 912 просмотров

Задачка: Принятие к учету основного средства

ООО «Норис» приобрело деревообрабатывающий станок для производства мебели за 531 000 руб. (в том числе НДС — 81 000 руб.). Станок доставлен транспортной компанией в день приобретения, стоимость ее услуг — 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.).

Станок введен в эксплуатацию в этот же день. Первичные документы и счета-фактуры, подтверждающие расходы на покупку и доставку, в бухгалтерию представлены.

Ваша задача, как бухгалтера ООО «Норис», — определить первоначальную стоимость станка, а также сделать проводки по его принятию к бухгалтерскому учету. Для упрощения предположим, что расчеты с поставщиком и транспортной компанией еще не произведены. ООО «Норис» является плательщиком НДС.

Как распознать основные средства

На счете 01 учитывают все основные средства компании. Но чтобы поставить их на этот счет, зачастую они должны побывать на других счетах и дождаться, когда будет сформирована их первоначальная стоимость. Но обо всем по порядку.

На каждом предприятии есть вещи, с помощью которых люди работают, — станки, машины, здания, компьютеры и многое другое. Эту группу вещей называют СРЕДствами труда. Это легко запомнить так. Средства труда образуют окружающую СРЕДу предприятия. Это то, СРЕДи чего они трудятся. И то, чем они воздействуют на предметы труда (материалы).

Для целей бухгалтерского учета средства труда называют основными средствами. Они сохраняют натуральную форму в течение всего срока своей службы. Кстати, отсюда и их английское название — fixed assets (неизменные активы).

В бухучете важно различать средства труда и предметы труда. То есть то, что помогает людям работать, и то, над чем они работают. Станки, конвейеры, на которых выпускают продукцию, — это основные средства. А гвозди, цемент, из которых ее делают, — это материалы. Учитывают их иначе, чем средства труда.

Наверное, вы уже догадались, что главное отличие — в сроке службы. Точнее, в сроке полезного использования, это более правильный термин. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество можно отнести к основным средствам. Правда, при соблюдении других важных условий.

Срок полезного использования — срок, в течение которого основное средство работает на предприятии, то есть выполняет свои функции. Не путайте со сроком хранения.

Допустим, вы приобрели для бухгалтерии ручки. Хранить их на складе можно и больше года. Но стоит начать ими пользоваться, как они очень скоро выйдут из строя и перестанут помогать в работе. Поэтому к основным средствам их и не относят.

Другое дело автомобиль или производственный станок. Срок его использования явно больше года. Значит, перед нами не что иное, как основное средство.

Срок службы обычно определяют по специальной классификации. Этот документ утвержден постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 и действует до сих пор.

Кстати, бывает, что оборудование состоит из нескольких частей. И у каждой свой срок полезного использования. Возьмем компьютер, собранный из системного блока, монитора и так далее. Получив документы на него, бухгалтер должен ответить на вопрос: является ли различие в сроках службы комплектующих существенным? При положительном ответе каждую часть можно учесть отдельно. А при отрицательном все части объединяют в одно основное средство. Какое различие считать существенным, а какое нет, прописывают в учетной политике.

Но помимо срока полезного использования есть и другие условия. Они приведены в перечне ниже. И все они не менее важны. Запомните: актив может быть признан основным средством, только если у него есть все пять признаков этого актива.

Один из таких признаков связан с первоначальной стоимостью. Ее обязательно сравнивают с лимитом, который должен быть установлен в учетной политике компании. Чаще всего он равен 40 000 руб., но может быть и меньше. Если стоимость нового актива больше лимита, значит, это основное средство. Иначе имущество включают в состав материалов.

Из чего складывается первоначальная стоимость

Первоначальная стоимость бывает только у основных средств. К товарам, материалам и другим ценностям это понятие не применяют. Это связано с тем, что основные средства — особый вид имущества. Они служат долго, поэтому их списывают на расходы не сразу, а постепенно, частями. Разница между первоначальной стоимостью и этими частями — остаточная стоимость. О различии этих двух понятий мы подробно поговорим в следующих номерах.

А сейчас посмотрите на условие задачи и представьте себя бухгалтером ООО «Норис». Вы держите в руках документы на покупку деревообрабатывающего станка. Его стоимость — 531 000 руб. (в том числе НДС — 81 000 руб.). Но это еще не первоначальная стоимость основного средства. Чтобы ее определить, к покупной стоимости оборудования надо прибавить дополнительные расходы. Например, расходы на транспортировку, монтаж и наладку, а также таможенные сборы (если имущество куплено за границей). А также любые другие расходы, напрямую связанные либо с покупкой, либо с приведением объекта в рабочее состояние.

Суммы входного НДС в расчет обычно не принимают (подробнее об этом — на стр. 86). Поэтому складывать мы будем суммы без учета этого налога. В итоге первоначальная стоимость станка составит 465 000 руб. ((531 000 — 81 000) (17 700 — 2700)).У ООО «Норис» был только один вид дополнительных расходов — на доставку станка силами сторонней транспортной компании. Затраты на это составили 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). Вот их-то и нужно сложить с покупной стоимостью деревообрабатывающего станка.

Зачем нужен счет-копилка 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Деревообрабатывающий станок из нашей задачки оказался готовым к работе в день его покупки. А значит, в этот же день мы должны отразить его на счете 01 «Основные средства».

Но не спешите делать проводки с участием этого счета. Прежде чем стоимость нового актива попадет на этот счет, она должна пройти через счет-посредник. Это счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Зачем он нужен?

Суммы, из которых складывается первоначальная стоимость основного средства, зачастую всплывают не сразу. Перед крупной покупкой компания может обратиться к специалистам за консультацией, отправить сотрудника в командировку, организовать прием представителей продавца и т. д. После покупки может понадобиться время на транспортировку и наладку. На все это может уйти от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев.

Отражать расходы на счете 01 «Основные средства» нельзя до тех пор, пока оборудование не будет готово к эксплуатации. Поставить имущество на этот счет можно, когда будет сформирована полная первоначальная стоимость. Это правило бухгалтерского учета.

Но в то же время в законодательстве есть и другое важное правило. Любая хозяйственная операция должна быть отражена в бухгалтерском учете в момент, когда она совершена. А если это невозможно-то сразу же после ее завершения. Например, проводки по учету командировочных расходов делают в день, когда в бухгалтерию поступила подтверждающая первичка.

Вот тут-то и поможет счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Это счет-копилка, специально предназначенный для хранения информации обо всем, что потрачено на будущие основные средства. Или, другими словами, вложено в эти основные средства (они же внеоборотные активы). Пока первоначальная стоимость полностью не сформирована, все расходы, связанные с появлением основного средства, записывают на этот промежуточный счет.

Так поступают всегда. Даже когда никаких дополнительных затрат нет и первоначальная стоимость равна цене покупки. В этой ситуации бухгалтер все равно должен отразить в бухгалтерских документах актив под названием «вложения во внеоборотные активы». И только потом перевести его в разряд основных средств. Это еще одно важное правило: основные средства в обмен на деньги или что-то еще в бухучете сразу же не появляются.

Итак, первые необходимые нам проводки будут выглядеть так:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

  • 450 000 руб. — отражена покупная стоимость станка, который будет учтен в составе основных средств (без НДС);

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

  • 15 000 руб. — отражены затраты на транспортировку станка, который будет учтен в составе основных средств (без НДС).

Вместо счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в некоторых случаях используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Что это за случаи, мы будем подробно разбирать, когда дойдем в нашем путешествии до этих счетов.

Если компания сама доставила основное средство и привела его в рабочее состояние, проводки будут другими. Тогда связанные с этим расходы отражают по дебету счета 08 и кредиту счетов учета затрат. Например, это могут быть счета 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы» или 70 «Расчеты с персоналом по отплате труда» и так далее.

Когда используют счет 07 «Оборудование к установке»

Теперь исключительный случай. Предположим, вам привезли не готовый к работе станок, а огромное количество ящиков и контейнеров с разобранным по частям оборудованием. Когда этот актив соберут, он станет основным средством и будет работать на компанию. Но как назвать его сейчас?

Ответ — оборудование к установке. К нему относят конструкции, которые требуют сборки или специальной установки. Например, прикрепления к опорам с помощью болтов, сварки и так далее.

Пока части этого оборудования лежат на складе, затраты на его приобретение собирают на отдельном счете. Это счет 07 «Оборудование к установке». Их стоимость переводят на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» только после того, как начнется монтаж. Проводки при этом выглядят так:

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 60 (75, 76, 98 …)

  • отражена стоимость оборудования, требующего монтажа (без НДС);

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 07

  • отражена стоимость оборудования, переданного в монтаж (без НДС);

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 10 (23, 25, 26, 60, 70, 76 …)

  • отражены затраты на монтаж и приведение оборудования в рабочее состояние (без НДС).

Что делать с НДС, входящим в стоимость основных средств

В затраты на приобретение основного средства обычно входит НДС. Продавец обязан добавить его к продажной цене. Поэтому покупатель оплачивает сумму, в которую заложен налог.

Суммы входного НДС всегда записывают на отдельный счет. Это счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». По сути, на этом счете отражают долг государства перед предприятием. Компания — плательщик НДС вправе уменьшить на этот долг налог, начисленный с реализации. Либо, если применять вычеты не к чему, вернуть этот долг на свой счет. По общему правилу плательщики НДС не включают входной налог в стоимость имущества. В нашей задачке бухгалтер ООО «Норис» должен учесть входной НДС так:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

  • 81 000 руб. — отражен НДС по приобретенному станку, который будет учтен в составе основных средств;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

  • 2700 руб. — отражен НДС по затратам на доставку станка, который будет учтен в составе основных средств.

Исключения бывают такие: компания не является плательщиком НДС (например, работает на упрощенке или вмененке) или применяет освобождение от уплаты НДС. В этих случаях входной НДС учитывают на счете 19, а потом переводят на счет 07 или 08. То есть включают в первоначальную стоимость основного средства.

Когда стоимость попадает на счет 01 «Основные средства»

Когда оборудование собрано, установлено и готово к работе, его можно превращать в основное средство. Затраты, которые числятся к этому моменту в дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», — это и есть первоначальная стоимость. Перевести ее в дебет счета 01 «Основные средства» очень просто — проводкой по кредиту счета 08 и дебету счета 01. Если основное средство предназначено для сдачи в аренду, вместо счета 01 используют счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

ООО «Норис» начало использовать новый станок для производства мебели сразу. Поэтому вы, как бухгалтер этого предприятия, должны сделать в учете проводку:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» КРЕДИТ 08

  • 465 000 руб. — отражен учет ОС (станок) и введен в эксплуатацию.

Как видите, мы выделили на счете 01 отдельный субсчет. Зачем это нужно? Дело в том, что на счете 01 положено учитывать как уже работающее, так и простаивающее оборудование. Чтобы отделить одно от другого, используют разные субсчета.

Решение задачки

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка