Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Учет материалов

30 ноября 2015 383 просмотра

Задачки

Задачка 1: Передача в производство материалов

ООО «СуперБлок» запустило производство кирпича. Для этого со склада в цех переведено 12,5 тонны глины, которые были приобретены за 25 000 руб. Отразите это событие в учете, предположив, что предприятие оценивает передаваемые в производство материалы по себестоимости единицы запасов.

Задачка 2: Расходы на услуги подрядчиков

Своего оборудования и персонала у компании пока нет. Поэтому работа по производству кирпича сделана силами подрядчика. После того как она была принята, ООО «СуперБлок» оплатило с расчетного счета ее стоимость — 10 000 руб. (без НДС, так как исполнитель на упрощенке).

Когда все будет готово, сверьтесь с решением — оно приведено в конце статьи. И только после этого переходите к чтению статьи — такой порядок поможет вам лучше разобраться в теме и усвоить материал.

Как вести учет материалов при передаче в производство

Стоимость материалов, которые лежат на складе, хранится на одноименном счете 10. Но главное правило любого бизнеса гласит: актив не должен залеживаться на одном счете. Чтобы материалы принесли прибыль, их надо пустить в производство, изготовить продукцию и продать ее.

Есть несколько способов оценить стоимость материалов, по которым их надо списывать в производство: по стоимости единицы запасов, ФИФО и по средней себестоимости материалов. Можно установить в учетной политике один и тот же способ для всех видов сырья и материалов. А можно к разным группам применять разные способы, но делать это постоянно. Все зависит от специфики работы конкретного предприятия.

По стоимости единицы запасов. В нашей задаче со склада ООО «СуперБлок» забрали часть глины и направили на производство кирпичей. Ее стоимость уже не должна находиться на счете 10 «Материалы». Ее нужно списать из кредита этого счета. В нашем примере определить стоимость переданной в производство глины просто. У компании была всего одна закупка этого сырья — 25 тонн за 50 000 руб. (см. статью «Про расчеты с поставщиками и учет материалов», опубликованную в журнале «Главбух» № 2, 2014). Стоимость одной тонны глины — 2000 руб. (50 000 руб. : 25 т), стоимость 12,5 тонны глины — 25 000 руб. (2000 руб. x 12,5 т). Это мы оценили глину по себестоимости единицы запасов. На практике этот способ применяют, если каждая закупка индивидуальна и важно списывать стоимость именно того сырья, которое использовано.

По способу ФИФО. Если у компании много закупок однотипного сырья, оценивать запасы по себестоимости каждой единицы бывает трудоемко. Представьте, что наше предприятие выросло и на складе лежит 200 тонн одинаковой глины. Но закуплена она у разных поставщиков и по разным ценам. 100 тонн куплено раньше — по 2100 руб. за тонну, а еще 100 тонн позже — по 2200 руб. за тонну. В этой ситуации оценивать передаваемые в производство материалы будет удобнее по-другому. Например, способом ФИФО.

Его название переводится с английского как «первый вошел, первый вышел» (first in, first out). Это означает: сначала надо списывать материалы из первой закупки, затем из второй и т. д. При этом способе, передав в производство первые 12,5 тонны глины, вы кредитуете счет 10 на 26 250 руб. (2100 руб. x 12,5 т). И будете оценивать глину по 2100 руб. за тонну, пока не спишете 100 тонн, соответствующих первой закупке. Из какой закупки вы будете брать глину на самом деле, значения не имеет.

Способ ФИФО выгодно применять, когда материалы на рынке дешевеют. Тогда в производство удастся списать больше затрат. А это в интересах компании: как мы уже сказали, активы не должны долго залеживаться на одном счете. Если же материалы дорожают, то способ ФИФО, наоборот, невыгоден организации.

По средней себестоимости. Еще один вариант — ежемесячно подсчитывать среднюю стоимость материалов на складе, а потом умножать ее на количество материалов, отпущенных в производство. В нашем примере средняя стоимость глины составит 2150 руб. ((2100 руб. x 100 т + 2200 руб. x 100 т) : (100 т + 100 т)). А стоимость первых ушедших в цех 12,5 тонны глины — 26 875 руб.

Если выбрать этот вариант, то каждый месяц компания будет списывать примерно одинаковую сумму затрат (при стабильном объеме производства). Даже если цены на материалы будут колебаться.

Что такое основное производство и где учитывают вложенные в него деньги

Вернемся к нашей задаче. Мы списали со счета 10 «Материалы» стоимость глины в размере 25 000 руб. Но стоимость не может просто исчезнуть. Она должна перейти на дебет другого счета.

Какой же это счет? Ответ — счет 20 «Основное производство». Обычно на него стекаются все затраты компании, которые вложены в производство, но которые еще не превратились в готовую продукцию.

На счете 20 «Основное производство» учитывают большинство расходов на изготовление продукции: стоимость материалов, затраты на оборудование, зарплату и др.

Надо сказать, что сюда входит не только стоимость материалов. Но и заработная плата рабочих, и затраты на ремонт и содержание производственного оборудования. И еще целая горка других расходов, о которых мы расскажем позже. Чем дольше мы будем делать свои кирпичи, тем больше наших денег может зависнуть на этом опасном счете.

Заметим, что некоторые общехозяйственные расходы (вроде платы за аренду офиса) есть возможность провести по счетам бухучета минуя счет 20. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Решая наши задачки, помимо стоимости глины на счет 20 «Основное производство» надо зачислить стоимость работ по производству кирпича, которые выполнил подрядчик. Она равна 10 000 руб. На эту сумму надо сделать бухгалтерскую проводку по дебету счета 20 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для расчетов за производственные работы мы откроем к нему субсчет «Расчеты с подрядчиками». Этому субсчету мы присвоим номер 3 и будем указывать его в скобках.

Эта проводка означает, что работы уже сделаны и приняты, но еще не оплачены. То есть у нас есть долг перед подрядчиками. После того как работы будут оплачены, этот долг погашается. В учете мы отразим это проводкой по дебету счета 60 субсчет «Расчеты с подрядчиками» (3) и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Почему опасно долго держать затраты в незавершенном производстве

Почему мы назвали счет 20 «Основное производство» опасным? Потому, что зависшие на нем деньги мы рискуем потерять. Смотрите. Передав в производство мешок глины, мы с ним попрощались. Вместо него у нас появился другой актив — огромный котел серой жижи из глины и воды. Согласитесь, продать разведенную глину гораздо труднее, чем сухую. А получатся ли у нас из котла серой жижи хорошие кирпичи, тоже пока неизвестно.

Чтобы лучше это запомнить, давайте сравним вложенные в бизнес деньги с водой. Тогда купленные на них материалы можно сравнить со льдом, то есть с замерзшей водой. При желании лед можно легко растопить (продав материалы) и опять получить деньги. Но материалы, переданные в переработку, — это уже не лед, а, скорее, пар. Пар труднее удержать в руках, чем лед, да и превратить назад в воду тоже сложно. Получается, что счет 20 — это кипящий котел, который постоянно испаряет деньги предприятия.

Решение задач

Из чего формируется себестоимость выпускаемой продукции

Рано или поздно все наши затраты на производство будут возмещены. Когда мы произведем и продадим кирпич, мы не только вернем вложенное, но и получим прибыль. А пока наша задача — постоянно подсчитывать стоимость незавершенного производства. Счет 20 «Основное производство» как раз для этого и предназначен. Это настоящий считающий счет.

Кстати, чем больше затраты, тем меньше прибыль. Поэтому производитель еще до начала работ должен знать абсолютно все краники, по которым в кипящий котел производства будут капать его расходы. Иначе прибыли можно и не дождаться.

Сальдо по счету 20 бухгалтеры называют себестоимостью выпускаемой продукции. Это слово обозначает, что стоимость сформировала себя сама. И правильно: чем дольше производство варилось в котле и испаряло затраты, тем дороже оно становилось. А о затратах, которые идут в дебет этого счета, говорят, что они включаются в себестоимость. Еще эти затраты называют прямыми, так как они идут в себестоимость прямой дорогой, без обходных путей.

В каких еще случаях применяют счет 20 «Основное производство»

Счет 20 можно представить еще и как цех, где производится продукция и где накапливается себестоимость. Причем цех этот необязательно должен принадлежать вам. Например, вы можете закупить глину, отвезти ее подрядчику и договориться с ним, что он изготовит для вас кирпичи. Так как производство кирпичей организовали вы, то будет считаться, что вы и являетесь производителем продукции. А значит, вы должны показывать свои расходы на счете 20 «Основное производство».

Кстати, счет 20 применяют не только производители продукции, но и предприятия, которые оказывают услуги или выполняют работы.

В реальной жизни помимо счета 20 бывают нужны и другие счета учета затрат. Например, счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Для чего они нужны? Об этом, а также о том, что происходит в бухгалтерии, когда продукция готова и передана на склад, мы расскажем в следующих выпусках журнала.

Марина Абушенкова,

старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета

Регионального финансово-экономического института (РФЭИ)

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка