Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Новый закон о бухучете

6 ноября 2012 178 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Сфера действия закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» принципиально изменил цели и задачи бухучета и отчетности (закон о бухучете). Его приоритет – формирование данных о финансовом состоянии организации и движении денежных средств.

По существу, установлена концепция развития законодательства о бухгалтерском учете на перспективу.

В тексте нового закона отдельно прописано, что сфера его действия распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, учреждения (казенные, бюджетные и автономные), а также на публично-правовые образования (органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и т. п.). Исключение сделано только для двух элементов: применения унифицированных форм учетной документации и регулирования порядка составления и представления отчетности.

В текст закона включено новое понятие – организации государственного сектора, под которым понимаются государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Данное определение также является принципиально новым для бухгалтерского законодательства. Необходимость его, по мнению автора, обусловлена как минимум двумя фактами. Во-первых, еще раз подчеркивается, что действие закона распространяется и на бюджетную сферу (причем не только на государственные и муниципальные учреждения, но и на публично-правовые образования). Вовторых, это дает возможность при необходимости оформлять соответствующие отсылки и формулировать отсылочные нормы применительно ко всей бюджетной сфере.

Нюансы регулирования бухгалтерского учета

С вступлением в силу нового закона о бухучете по сути организация бухгалтерского учета регулируется федеральными и отраслевыми стандартами.

Изменения приемов и методов обработки, группировки и детализации бухгалтерской информации возможны при условии разработки и утверждения новых федеральных стандартов бухучета.

Для государственных и муниципальных учреждений (включая казенные) роль федеральных стандартов выполняют инструкции Минфина России, регулирующие правила организации и ведения, а также составления и представления отчетности.

Реформа системы регулирования бухгалтерского учета направлена на гармонизацию отечественных стандартов с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Не исключается разработка новых стандартов, заменяющих или дополняющих действующие инструкции, и в области бюджетного учета.

На официальном сайте Минфина России размещены специальные международные стандарты, которые могут применяться некоммерческими организациями, в том числе учреждениями и публично-правовыми образованиями (МСФО для общественного сектора).

Вместе с тем необходимо отметить, что система нормативного регулирования бухучета в бюджетной сфере в настоящее время максимально приближена к требованиям международных стандартов – в частности, Руководства по статистике государственных финансов 2001 года, разработанного МВФ. Соответствие имеет место даже на уровне кодов КОСГУ. Таким образом, в ближайшее время маловероятна разработка новых стандартов, принципиально отличающихся от действующих инструкций.

Анализ основных отличий

Выделим наиболее существенные положения нового закона о бухучете, имеющие отношение к организации и ведению учета в казенных учреждениях.

Объект бухучета

Отдельной статьей закона установлен перечень объектов бухгалтерского учета. По сравнению с прежним законом о бухучете имущество как объект учета заменено активами и расходами, вместо хозяйственных операций указаны факты хозяйственной жизни, в отдельную группу объектов учета выделены доходы экономического субъекта.

Кроме того, включена новая группа объектов учета – источники финансирования деятельности, а сам перечень объектов стал открытым. Таким образом, данный перечень максимально приближен к аналогичному перечню, используемому в бюджетной сфере, а также в некоторых международных стандартах.

Состав объектов бухгалтерского учета учреждений уже практически соответствует требованиям нового закона, тем не менее при формировании учетной политики и организации бухучета следует руководствоваться указанным составом объектов учета. 

Документооборот

Что касается документооборота, то для начала отметим, что в этом направлении основные изменения коснулись коммерческих организаций – они теперь больше не обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм. Руководители таких экономических субъектов должны утверждать абсолютно все формы первичной учетной документации, независимо от того, являлись ли они ранее унифицированными. Однако в отношении учреждений государственного сектора сделано исключение – определено, что формы первичных учетных документов для них должны устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Порядок применения форм первичных учетных документов в настоящее время регулируется отдельными нормами Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, а также приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, которым утвержден Перечень унифицированных форм первичных учетных документов для госсектора и методических указаний по их применению.

При этом, как следует из данного перечня, организации госсектора могут применять формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД), а также Формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД (то есть те, которые ранее применялись хозяйствующими субъектами иных отраслей и видов деятельности). Таким образом, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации могут по-прежнему использоваться в практике документооборота между экономическими субъектами, хотя и в ограниченном масштабе.

Несколько норм нового закона посвящены организации электронного документооборота. Особенность состоит в том, что действующий в настоящее время Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 года. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». При этом требования упомянутых законов в части регулирования основного элемента электронного документооборота (электронной подписи) различаются весьма существенно. Таким образом, при формировании учетной политики на 2013 год (в части регулирования документооборота) учреждениям, использующим электронные подписи, необходимо учитывать предстоящее изменение законодательной базы.

Регистры учета

На уровне федерального законодательства установлен перечень обязательных реквизитов для регистров бухучета. Введено правило, в соответствии с которым формы регистров также должен утверждать руководитель экономического субъекта.

Однако и в этой части для организаций государственного сектора сделано исключение – для них указанные формы будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В настоящее время Перечень регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, приведен в приложении № 3 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. Полномочия по регулированию бухучета в бюджетной сфере закреплены за Минфином России статьей 165 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в части применения учетных регистров для казенных учреждений нормативное регулирование пока не изменится – впредь до принятия нового стандарта для учреждений в этой сфере.

Инвентаризация

Новым законом определено, что целью инвентаризации является сопоставление фактического наличия активов и обязательств данным бухгалтерского учета. Причем теперь в законе о бухучете нет перечня условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 года это должно устанавливаться, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время роль такого стандарта выполняют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, правомерность применения которых в учреждениях закреплена пунктом 20 Инструкции по применению Единого плана счетов.

Еще одно весьма важное техническое уточнение, касающееся отражения в учете результатов инвентаризации, – выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата проведения инвентаризации. Таким образом, теперь инвентаризации нужно будет назначать по состоянию на последнюю дату отчетного (проверяемого) периода (то есть, например, по состоянию на 31 декабря, а не 1 января следующего года, как это указывалось ранее).

Обязанности по ведению учета

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Последний возлагает ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключает договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Нормы старого и нового законов «О бухгалтерском учете», касающиеся главного бухгалтера, существенно различаются. Так, если в Законе № 129ФЗ речь шла о подчиненности, полномочиях и обязанностях главбуха, то Закон № 402ФЗ эти вопросы не затрагивает. Скорее всего, они должны регулироваться локальными нормативными актами экономических субъектов.

Однако новый закон подробнее регламентирует действия руководителя и главного бухгалтера в случае возникновения разногласий. Новая норма рассматривает отдельно две ситуации. Первая – когда разногласия возникают по поводу отражения или неотражения в учете отдельных данных, содержащихся в первичных учетных документах (например, в случае если у главного бухгалтера возникли сомнения в количестве или цене товара, приобретенного за наличный расчет). Вторая ситуация – разногласия по поводу отдельного объекта учета (например, при вводе в эксплуатацию объекта основных средств, в отношении которого не завершены мероприятия по доведению его до состояния, в котором он пригоден для использования в запланированных целях).

Принципиальная разница между двумя описанными ситуациями, по мнению автора, состоит в последствиях принятия руководителем соответствующего решения. В первом случае речь идет о техническом нарушении, которое впоследствии может быть исправлено и не окажет влияния на финансовые показатели (если не нарушены интересы государства или третьих лиц, последствиями могут быть дополнительные расходы). Во втором предполагается, что вследствие отражения или неотражения отдельного объекта бухучета весьма вероятно привлечение руководителя к административной или уголовной ответственности, если искажение данных финансовой отчетности повлечет за собой принятие неправильного решения.

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка