Журнал, справочная система и сервисы
№15
Август

Вас ждёт свежий номер

Что бухгалтеры могут безнаказанно нарушать в учете и зачем

Подписка
Каждый день новый подарок!
№15

Ограничения по рекламе

9 ноября 2015 302 просмотра

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Какую рекламу признают недостоверной

Размещая рекламу, необходимо соблюдать требования законодательства к транслируемой информации. Они прописаны в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Правда, отдельной статьи, касающейся особенностей рекламы образовательных услуг, в этом законе нет. Поэтому при формировании рекламной информации следует руководствоваться статьей 5 Закона о рекламе, которая в качестве основных требований к рекламе заявляет ее надежность и добросовестность. Недобросовестной будет считаться реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения образовательной услуги с услугами конкурентов;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу услуги, распространение информации о которой запрещено данным способом, в данное время или в данном месте;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Информация об образовательной организации, ее услугах, указанная в рекламе, должна соответствовать действительности. В том числе это касается сведений:

  • о преимуществах оказываемых образовательных услуг;
  • о наличии лицензий;
  • о составе оказываемых образовательных услуг;
  • о стоимости услуг, скидках, акциях, порядке оплаты;
  • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно образовательной организации и оказываемых ею образовательных услугах;
  • об образовательном учреждении.

Учтите и такой важный нюанс: все перечисленные сведения необязательно указывать в конкретной рекламе (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2011 г. № А26-5830/2010, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2010 г. № А70-1022/2010). Однако информации должно быть достаточно, чтобы у потенциального потребителя услуги сформировалось о ней и об образовательной организации верное представление.

А вот если вы заявили какие-то конкретные преимущества своих услуг, то это должно иметь документальное подтверждение.

Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2011 г. № А26-9104/2010 была рассмотрена ситуация, когда автошкола в рекламной информации сообщила, что она занимает лидирующее положение среди городских заведений по подготовке водителей, не имея доказательств такого лидерства. В результате эта реклама была признана недостоверной.

Какие есть ограничения по рекламе для детей

Способы размещения рекламы настолько разнообразны, что, кажется, ограничиваются только воображением рекламодателя. Однако зачастую образовательные услуги ориентированы на детей. Поэтому необходимо учитывать ограничения по рекламе, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ). Например:

  • нельзя размещать рекламу в учебной литературе, предназначенной для обучения по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, в школьных дневниках и тетрадях;
  • в рекламе обязательно должна быть указана категория данной продукции в соответствии с требованиями Закона № 436-ФЗ;
  • нельзя размещать рекламу, содержащую информацию, запрещенную для распространения среди детей, в предназначенных для них образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий перечисленных организаций.

Как вести налоговый учет рекламных расходов

Реклама, как правило, дорогостоящая услуга, которая необходима в приносящей доход деятельности.

Поэтому образовательная организация заинтересована в отражении ее стоимости в расходах для исчисления налога на прибыль. В подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предусмотрены расходы на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Расходы на рекламу признаются с учетом ограничений, определенных пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Для того чтобы они были признаны в полном объеме, организация должна выбрать один из следующих способов рекламирования:

1) через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

2) в виде световой и иной наружной рекламы;

3) участие в выставках, ярмарках, экспозициях, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию об оказываемых услугах или о самой организации.

Стоимость услуг по размещению рекламы иным способом может быть учтена в расходах в пределах 1 процента выручки за налоговый период.

Процесс создания и размещения рекламы состоит, как правило, из нескольких этапов. И с возможностью признания расходов по каждому из них необходимо разбираться отдельно в каждом случае.

В качестве примера проанализируем ситуацию с размещением образовательной организацией видеорекламы.

Разработка рекламной концепции

Минфин России в письме от 27 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/727 рассмотрел возможность признания в налоговом учете данного вида расходов. Из письма следует вывод: если расходы можно разделить на стоимость услуг по изучению конъюнктуры рынка, сбору информации и прочие, то часть из них можно учесть на основании подпункта 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

В целом же расходы на разработку рекламной концепции, по мнению финансистов, не соответствуют определению рекламных расходов и не учитываются в целях исчисления налога на прибыль.

Создание видеоролика

Порядок признания расходов на создание видеоролика зависит от суммы затрат на него и способа его транслирования.

Если видеоролик предназначен для трансляции посредством СМИ, то расходы на его создание считаются ненормируемыми (письмо Минфина России от 26 июля 2013 г. № 03-03-06/1/29764).

Распространение видеоролика в книжном магазине с помощью технологии InDoorTV (телевидение внутри помещения) тоже относится к рекламе, но такие расходы должны нормироваться. Это же касается и признания стоимости услуг по созданию видеоролика для трансляции в торговом зале магазина (письмо Минфина России от 17 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17267).

Проблема с распределением расходов возникнет при изготовлении одного видеоролика для трансляции как в СМИ, так и в торговом зале книжного магазина. В этом случае образовательной организации следует продумать экономически обоснованный алгоритм распределения расходов. Например, за базу распределения можно взять планируемый период трансляции или планируемые расходы на размещение рекламы.

Если стоимость изготовления видеоролика не более 40 тыс. руб., а также в случае отсутствия у организации исключительных прав на него или при планируемом сроке использования менее 12 месяцев расходы признаются единовременно. Если же видеоролик соответствует критериям НМА и расходы на него превышают 40 тыс. руб., то в налоговом учете необходимо отразить приобретение имущества с последующей его амортизацией (письма Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-10/71, от 26 марта 2012 г. № 03-03-06/1/157).

И. Ченина,
аудитор

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме




  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если из-за ошибки налог на прибыль переплатили, подавать уточненку необязательно. Исправьте ошибку в текущем отчете. Это позволяют статьи 81 и 54 НК. В декларации заполните строки 400 - 403 Приложения 2 к листу 02.

Опрос для директоров. За что вы в последние два года повышали зарплату главбуху?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка
 

Дружите и общайтесь на профессиональные темы!

Главные бухгалтерские новости у вас на почте. Бесплатная рассылка!