Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону

23 ноября 2013 384 просмотра

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Что изменится в следующем году

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе ) вступит в силу 1 января 2014 года (за исключением отдельных положений). Предусмотренные им нововведения значительны.

В частности, Закон о контрактной системе возлагает на сотрудников казенных учреждений гораздо более внушительный объем бумажной работы по сравнению с тем, который был установлен нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ ). Поясним сказанное.

План закупок

Заказчикам придется подготавливать трехлетний и однолетний планы закупок, в особом порядке корректировать и уточнять их. Объем сведений, включаемый в планы закупок и план-график закупок, шире, чем тот, который заказчики включают в планы-графики в настоящее время. Например, теперь в трехлетнем плане закупок надо отразить цель каждой закупки и ее обоснование (ст. 17 Закона о контрактной системе). А в однолетние – внести и дополнительные требования к участникам закупки с их обоснованием (при наличии таких требований), а также способ закупки и обоснование выбора этого способа (ст. 21 Закона о контрактной системе).

Существенное значение имеет и то, что планы закупок будут размещаться в единой информационной системе с использованием ее функционала, что сделает невозможным проведение незапланированной закупки.

В этой ситуации для казенных учреждений как заказчиков важно следующее. Согласно части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе, они вносят в единую информационную систему планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам Закона № 94-ФЗ с учетом особенностей, которые могут быть установлены Минэкономразвития России и Федеральным казначейством.

Обоснование предмета закупки

Раньше казенные учреждения до проведения закупки обосновывали только начальную цену контракта, а с 2014 года они обязаны будут обосновать еще и сам предмет закупки, способ закупки и требования к участникам. При этом нельзя приобретать продукцию с избыточными потребительскими свойствами и предметы роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе).

Казенным учреждениям придется создавать контрактные службы. А если совокупный годовой объем закупок учреждения не превышает 100 000 000 руб. и у него отсутствует контрактная служба, то может быть назначен контрактный управляющий (ст. 38 Закона о контрактной системе).

Контрактный управляющий – должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

К функциям и полномочиям управляющего и службы будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам.

Однако заказчик может назначить контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы только лицо, имеющее соответствующее образование.

Это принципиально новый подход к организации закупочной деятельности заказчика, позаимствованный законодателем из зарубежной практики.

Закупки у единственного поставщика

Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.

Госзакупки в казенных учреждениях у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе) с 2014 года возможны, если:

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • включить в заключаемый контракт расчет и обоснование цены контракта.

По мнению автора, эти нововведения совершенно неоправданно усложнят деятельность и делопроизводство каждого учреждения.

Закупки малого объема

Одно из самых серьезных изменений закона – ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».

С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:

Антидемпинговые меры

Внедрение Закона о контрактной системе приведет к резкому увеличению доли торгов, что для учреждений обернется ростом расходов на организацию процесса закупок, включая трудозатраты и издержки на делопроизводство.

При проведении конкурсов и аукционов, согласно новому закону, казенное учреждение получает право на применение антидемпинговых мер (ст. 37 Закона о контрактной системе).

Так, если начальная цена контракта составляет более чем 15 000 000 руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену, которая на 25 процентов и более ниже начальной цены, то контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в полуторном размере.

То есть, если обеспечение исполнения контракта для всех участников закупки равняется 30 процентам от начальной цены, для демпингующего участника оно должно будет составить 45 процентов от начальной цены. Не исключено, что обеспечение исполнения контракта окажется больше, чем цена контракта (при падении цены более чем на 55%).

Казенные учреждения при проведении своих закупок с 2014 года обязаны будут предоставлять ценовую преференцию в размере 15 процентов учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов. Ранее это делали крайне редко и указанные организации фактически не имели своей доли на рынке госзаказа.

Кроме того, Закон о контрактной системе предусматривает меры поддержки субъектов малого предпринимательства. Согласно ему, верхняя планка объема закупок, производимых у субъектов малого предпринимательства, не определена.

Это означает, что каждый заказчик теоретически может абсолютно все свои закупки объявлять с условием о том, что участвовать в закупке имеют право только субъекты малого предпринимательства. Это фактически исключит из игры унитарные предприятия, бюджетные учреждения и крупные организации, в том числе с долей государственного и муниципального капитала.

Централизация закупок

Самой заметной тенденцией закона следует, по-видимому, считать ориентацию на глобальную централизацию закупок (ст. 26 Закона о контрактной системе). Законодатель, с одной стороны, обозначил массу новых обязанностей для заказчиков, в том числе казенных учреждений, а с другой стороны, указал, что если рядовым заказчикам будет слишком тяжело справляться с требованиями закона, то их закупки следует централизовать в едином закупающем органе – тендерном комитете, агентстве или департаменте. В данном случае имеется в виду централизация:

  • ведомственная (например, учреждения сферы медицины не закупают лекарства сами, за них и для них это может делать вышестоящий орган);
  • территориальная (муниципальные образования вправе передать свои закупки на уровень субъекта Российской Федерации);
  • предметная (например, одно федеральное агентство будет централизованно приобретать какую-то конкретную специализированную продукцию сразу для нескольких или даже для всех агентств, министерств и служб).

Среди других нововведений Закона о контрактной системе необходимо упомянуть обязательное обеспечение заявок на все торги, банковское сопровождение крупных контрактов, изменения в порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков, появление права на одностороннее расторжение контракта.

Как видно, новый закон в сфере закупок для госнужд направлен на усиление контроля за расходованием средств бюджета и тотальное раскрытие информации о государственных тратах. Он создает внушительный набор новых обязанностей для всех заказчиков, в том числе казенных учреждений, и направлен на эффективное расходование бюджетных средств.

А.В. Ермакова,

руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка