Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Списание не полностью самортизированного имущества

1 февраля 2009 89 просмотров

Документальное оформление операции

Для обоснованного списания основное средство, выводимое из эксплуатации, должно быть признано непригодным для дальнейшего использования. Чтобы это задокументировать, оформляются:
1) приказ руководителя турфирмы о создании ликвидационной комиссии;
2) (унифицированные формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б), подписанный членами комиссии.

Акты о списании (ликвидации) основных средств (утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7) составляются в двух экземплярах: один – для бухгалтерии, другой – для материально ответственного лица.

В акте отражают год создания объекта, дату его поступления в турфирму, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных – восстановительную), сумму начисленной амортизации, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей. Для исключения возможных споров с контролирующими органами следует обязательно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны;
3) письменное заключение о факте возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации, выданное службой, занимающейся его ликвидацией (если объект списывается по причине чрезвычайной ситуации). При этом числовые и стоимостные показатели должны быть подтверждены материалами инвентаризации.

Бухгалтерский учет

Списание не полностью самортизированного имущества будет отражено в учете турфирмы следующими проводками:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств»
Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– списана первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 02
Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– списана остаточная стоимость ликвидируемого основного средства;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит (70, 69, 60 )
– отражены расходы, связанные с ликвидацией основного средства;

Дебет 10
Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– оприходованы материалы, пригодные для дальнейшего использования, по рыночной стоимости.

Налоговый учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения при методе начисления, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

При этом в письме Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/592 финансисты обращают наше внимание на то, что Акт о списании (частичном списании) основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.

Таким образом, списание не полностью самортизированного имущества у турфирмы в налоговом учете отражает внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ), которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией Акта о списании (ликвидации) основных средств.

Стоимость материалов или иного имущества, полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, формирует внереализационные доходы организации (п. 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом, следуя требованиям пунктов 5 и 6 статьи 274 Налогового кодекса РФ, сумма внереализационного дохода исчисляется исходя из рыночных цен на демонтированное оборудование, определяемых на дату совершения операции (дату оприходования демонтированного оборудования и признания внереализационного дохода).

Документ на оприходование материалов

Если некоторые части ликвидируемого основного средства можно использовать в дальнейшем, в этом случае материалы, оставшиеся после выбытия основного средства, отражаются в бухгалтерском и налоговом учете на основании приходного ордера (унифицированная форма № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ стоимость материально-производственных запасов и иного имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, при дальнейшей передаче их в производство определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Данная сумма (20% от рыночной стоимости материалов) включается в материальные расходы в момент передачи в производство (п. 2 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка