Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Аннулирование тура, убытки

1 апреля 2009 91 просмотр

Требования к договору

Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 132-ФЗ) установлено, что реализация осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом (или между турагентом и туристом). Аннулирование тура, убытки.

Туристским продуктом, согласно статье 1 Федерального закона № 132-ФЗ, является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.

Условия, которые обязательно следует включить в договор с туристом, перечислены в статье 10 Федерального закона № 132-ФЗ. К ним относятся:
– полное и сокращенное наименования, адрес (местонахождение), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
– сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта (обычно это Ф.И.О., адрес по прописке и фактического места жительства, контактные телефоны, возраст детей, если они отправляются в путешествие);
– общая цена туристского продукта в рублях;
– информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (местонахождении средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
– права, обязанности и ответственность сторон;
– условия изменения и расторжения договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Если в договоре не указаны существенные условия

Тогда в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается незаключенным. Для турфирмы это означает, что турист может отказаться от такого договора в любой момент, не возмещая фирме затраты на организацию тура.

Изменение или расторжение договора

Аннулирование тура, убытки. Договор на оказание туристских услуг по своей правовой сущности является разновидностью договора возмездного оказания услуг, который регулируется главой 39 Гражданского кодекса РФ. Так, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, к которым относятся, в частности, ухудшение условий путешествия и изменение сроков поездки.

Отказ туриста от поездки

Как указано в статье 782 Гражданского кодекса РФ и статье 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. При этом исполнитель услуги (турфирма) обязан доказать наличие и величину фактических расходов соответствующими документами. Необходимость наличия документов, обосновывающих расходы, подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2004 г. № КГ-А40/9094-04).

В качестве документального подтверждения расходов туроператора во внимание могут быть приняты следующие документы:
– плата за броню в отеле;
– штраф, выставленный отелем;
– перевозочные документы, выписанные на имя туриста;
– оплата консульских сборов;
– санкции, уплаченные в связи с отменой договора страхования;
– оплата трансфера (штрафы за отмену) и т. д.

Клиент обратился к туроператору с просьбой об организации поездки в г. Сочи. По условиям договора была внесена 100-процентная предоплата за тур в размере 30 000 руб. (в том числе НДС – 4576,27 руб.). По причинам, не зависящим от турфирмы, клиент через неделю аннулировал договор и потребовал вернуть ему аванс.

На момент расторжения договора расходы турфирмы составили:
– 14 000 руб. (в том числе НДС – 2135,59 руб.) – стоимость авиабилетов;
– 10 000 руб. (в том числе НДС – 1525,42 руб.) – стоимость проживания в гостинице;
– 1000 руб. – стоимость медицинской страховки.

Туроператору удалось снять заказ на проживание в гостинице, неустойка за это составила 1000 руб. После сдачи билетов в авиакомпанию турфирме вернули 12 000 руб. (за аннулирование билетов было удержано 2000 руб.).

Сумма расходов туроператора, связанных с аннулированием тура, составила:

1000 руб. + 2000 руб. + 1000 руб. = 4000 руб.

Клиенту было возвращено 26 000 руб.

В турфирме бухгалтерский учет ведется с использованием субсчетов:
60-1 «Расчеты с поставщиками, авиакомпания»;
60-2 «Расчеты с поставщиками, гостиница»;
60-3 «Расчеты с поставщиками, страховая компания»;
62-2 «Авансы полученные».

В бухгалтерском учете турфирмы будут сделаны следующие записи.

После заключения договора:

Дебет 50 Кредит 62-2
– 30 000 руб. – получена предоплата от клиента;

Дебет 76 субсчет «НДС с авансов»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 4576,27 руб. – начислен НДС с суммы предоплаты;

Дебет 60-1 Кредит 51
– 14 000 руб. – перечислены денежные средства за авиабилеты;

Дебет 60-2 Кредит 51
– 10 000 руб. – перечислены денежные средства за проживание;

Дебет 60-3 Кредит 51
– 1000 руб. – перечислены денежные средства страховой компании;

Дебет 20 Кредит 60
– 21 339 руб. (14 000 – 2135,59 + 10 000 – 1525,42 + 1000) – отражены произведенные затраты по формированию тура;

Дебет 19 Кредит 60
– 3661,01 руб. (2135,59 + 1525,42) – учтен «входной» НДС по расходам, связанным с формированием тура;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 3661 руб. – принят к вычету из бюджета НДС, уплаченный гостинице и авиакомпании.

После извещения о расторжении договора:

Дебет 51 Кредит 60-1
– 12 000 руб. – возвращены денежные средства за авиабилеты;

Дебет 51 Кредит 60-2
– 9000 руб. – возвращены денежные средства за бронирование проживания;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
– 3661,01 руб.– восстановлен НДС, уплаченный гостинице и авиакомпании;

Дебет 19 Кредит 60-1
– 1830,51 руб. (12 000 руб. х 18% : 118%)– восстановлен НДС в части стоимости авиабилета, компенсированного авиакомпанией;

Дебет 19 Кредит 60-2
– 1372,88 руб. (9000 руб. х 18% : 118%)– восстановлен НДС в части стоимости проживания, компенсированного гостиницей;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 19
– 457,61 руб. (3661 – 1830,51 – 1372,88) – списан НДС, не компенсированный после расторжения договора;

Дебет 20 Кредит 60
– 17 796,61 руб. (12 000 + 9000 – 1830,51 – 1372,88)– восстановлены затраты туроператора в части стоимости, компенсированной гостиницей и авиакомпанией;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 20
– 3542,39 руб. (21 339 – 17 796,61) – списаны расходы турфирмы;

Дебет 62-2 Кредит 50
– 26 000 руб. – произведен возврат денег клиенту за вычетом расходов туроператора;

Дебет 62-2
Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– 4000 руб. (30 000 – 26 000) – погашены убытки турфирмы за счет клиента;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 76 субсчет «НДС с авансов»
– 4576,27 руб. – восстановлен НДС, начисленный ранее с аванса.

Правда, если речь идет об отказе от поездки в массовый тур, туроператору нелегко документально подтвердить расходы, связанные с аннулированным туром. Поскольку в этом случае места в отеле резервируются не под конкретного туриста, а по квоте; места отказавшегося туриста в чартерном рейсе, как правило, продаются другим путешественникам, консульские сборы не персонифицируются; страховка не оформляется; трансфер реализуется тому туристу, который отправился чартерным рейсом вместо отказника. В итоге расходы турфирмы нулевые.

Помните об арбитражной практике

В арбитражной практике существуют примеры, когда исполнителя услуг (туроператора или турагента) обязывают полностью вернуть денежные средства, полученные от клиента ввиду отсутствия доказательств понесенных расходов по исполнению договора (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 января, 6 февраля 2007 г. № 09АП-19045/2006-ГК).

Надо сказать, что ответственность, установленная в договоре, должна отвечать требованию статьи 32 Закона № 2300-1, то есть фактически понесенные затраты не могут определяться в зависимости от даты аннулирования заявки в процентном отношении к стоимости нереализованного турпродукта. Так, может быть закреплено положение о штрафных санкциях, предусмотренных, например, сторонами посреднического договора и налагаемых на агента ввиду его отказа от подтвержденного турпродукта.

Турфирма в свою очередь также вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, если полностью возместит заказчику (клиенту) его убытки.

Расторжение договора, если турфирма нарушила обязательства

Следуя положениям статьи 29 Закона № 2300-1, за туристом остается право в случае нарушения условий договора со стороны фирмы расторгнуть с ней договор и при этом ничего не компенсировать последней.

В этом случае затраты турфирмы по аннулированным турам следует включать:
– в налоговом учете – в состав внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, правда, при этом расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода);
– в бухгалтерском учете – в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Клиент обратился в турфирму (туроператор) с просьбой организовать ему поездку в г. Минеральные Воды. Турфирма из-за халатности менеджера несвоевременно забронировала авиабилет, по этой причине начало тура пришлось отложить на более позднюю дату.

Однако клиент расторг договор с туроператором и потребовал вернуть ему деньги, внесенные в качестве аванса, что фирма и сделала.

Претензии к туру

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Так, турист может расторгнуть договор с турфирмой, если обнаружатся существенные недоработки в организации заказанного тура (как до начала поездки, так и до ее окончания). В этой ситуации стоимость тура возвращается целиком без удержания понесенных расходов (ст. 29 Закона № 2300-1). Также турист может потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему недостатками оказанной услуги.

Как турфирме минимизировать убытки при аннуляции тура

Аннулирование тура, убытки. В арбитражной практике существуют примеры, когда туроператоры (турагенты) судятся с пансионатами, отелями, гостиницами, не пожелавшими вернуть предоплату за услуги, от которых турфирма отказалась, в том числе и по причине отказа туриста от поездки (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля, 16 апреля 2007 г. № 09АП-3779/2007-ГК).

Суды при этом занимают следующую позицию: если клиенты турфирмы фактически не воспользовались забронированными (и оплаченными) услугами, контрагенты турфирмы должны вернуть деньги за них.

Однако если штраф турфирмы за отказ от услуг установлен в виде определенного процента (например, в процентах от стоимости забронированных услуг), его уплаты избежать скорее всего не удастся. Поэтому турфирме нужно более грамотно формулировать условия договора с контрагентами.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 15:00 Тарифная оплата труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка