Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Договор об оказании туристских услуг

1 февраля 2010 63 просмотра

Нормативное регулирование

Договор об оказании туристских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг и подчиняется общим правилам и условиям, установленным Гражданским кодексом РФ. Дополнительные требования к договору установлены законом о туризме, в частности статья 10 определяет перечень существенных условий договора.

Помимо прочего права туриста защищает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

«Неправильные» условия договора

Рассмотрим, какие условия турфирма не может включать в договор. А если и сделает это, то они все равно будут считаться недействительными. Более того, за такие условия договоров турфирму даже могут оштрафовать.

Санкции за отказ туриста от поездки

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ заказчик по договору оказания услуг вправе в любой момент отказаться от исполнения этого договора. При этом ему нужно оплатить исполнителю лишь фактически понесенные им расходы по договору к моменту его расторжения. Такие же правила содержит статья 32 закона о защите прав потребителей.

Поэтому турфирма не может устанавливать в договоре штраф для клиента в случае его отказа от забронированного тура. Ведь штраф не является расходом турфирмы по исполнению договора (постановление ФАС Поволжского округа № А12-16376/2009).

Надо сказать, что на практике такое нарушение встречается часто. А ведь за подобное условие договора турфирму могут по части 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 августа 2009 г. № А26-7244/2009).

Штраф составит: для должностных лиц – от 1000 до 2000 руб., для турфирмы – от 10 000 до 20 000 руб.

Изменение условий путешествия

Условия об отеле проживания и сроках поездки относятся к существенным условиям договора об оказании туристских услуг (ст. 10 закона о туризме) и не могут быть изменены турфирмой в одностороннем порядке. Если же турфирма в договоре оставляет за собой право изменить отель и сроки поездки в одностороннем порядке, такие условия противоречат статьям 310 и 452 Гражданского кодекса РФ (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 мая 2008 г. № А26-7630/2007, от 6 марта 2006 г. № А26-8932/2005-22).

Программа пребывания, маршрут и условия путешествия также являются существенными условиями договора об оказании туристских услуг. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору влечет ответственность стороны, допустившей нарушение (ст. 401 Гражданского кодекса РФ). А если турфирма снимает с себя такую ответственность (а ведь именно она несет ответственность за оказание всех услуг, входящих в тур), то это нарушает права туриста в силу требований пункта 1 статьи 16 закона о защите прав потребителей.

А вот ответственность за задержку рейса, утрату, недостачу или повреждение багажа турфирма не несет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. № А33-6061/07-Ф02-4388/07).

Претензии туристов

Нельзя включать в договор об оказании туристских услуг условия о том, что если турист недоволен какими-то услугами (к примеру, номером в отеле), то он должен оформить претензию на месте. Мало того – заверить ее подписями официальных лиц (представителя фирмы, менеджера отеля и т. д.). Иначе по условиям договора клиент не сможет предъявить турфирме претензию.

Однако такие условия договора возлагают на туриста обязанности, не предусмотренные статьей 7 закона о туризме, а также нарушают положения статьи 10 этого закона, предусматривающей порядок предъявления туристом претензии (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 мая 2008 г. № А26-7630/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. № А33-9929/07-Ф02-9607/07).

Претензионный порядок урегулирования споров

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом (или иным заказчиком) туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Туроператоры имеют право увеличить сроки, в которые турист может предъявить им претензию, и соответственно уменьшить срок ее рассмотрения (письмо Роспотребнадзора от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32).

Обратите внимание: сроки предъявления претензий турагентам закон о туризме вообще не предусматривает.

Если же турфирма включает в договор подобные условия, ее могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка