Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Валютные операции, контроль налоговиками

1 марта 2012 73 просмотра

Нормативные акты по проверке

Валютные операции, контроль налоговиками. Контроль за проведением валютных операций, осуществляемых турфирмами, возложен на органы и агентов валютного контроля.

К последним, в силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), относятся в том числе и налоговые органы.

И вот 4 октября 2011 года Минфин России своим приказом № 123н (зарегистрирован Минюстом России 19 января 2012 года) утвердил Административный регламент, закрепляющий, как ФНС России, а также ее территориальные органы будут проводить проверки. Отметим, что пока этот документ официально не опубликован (а фактически он вступает в силу через 10 дней после официального опубликования).

Основания для проведения проверки

Валютные операции, контроль налоговиками. Основанием для начала проверки является получение налоговиками документов и информации о проводимых турфирмой сделках, подпадающих под валютный контроль.

Формулировка пункта 18 Административного регламента позволяет сделать вывод о том, что проверка может быть начата как по фактам, выявленным при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, так и независимо от них.

Данный вид проверок является специальным самостоятельным видом проверок и необязательно может сопутствовать или сопровождать проводимую в отношении туристической фирмы налоговую проверку.

Виды проверок

Валютные операции, контроль налоговиками. Проверки могут быть плановыми или внеплановыми.

Это установлено в пункте 38 Административного регламента.

Плановые проверки

Турфирму могут включить в план проверок на основании проведенной налоговым органом подготовительной работы.

Указанные действия включают в себя изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации о деятельности турфирмы, связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

Проверка может быть проведена также по конкретной жалобе.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки могут проводиться только в связи с проверкой устранения ранее выявленных нарушений, а также в случае получения жалоб на действия (бездействие) сотрудников налоговой инспекции.

Отметим, что иные основания для проведения внеплановых проверок пунктом 39 Административного регламента не предусмотрены.

Сроки проверки

Предельные и минимальные сроки проведения проверок Административным регламентом не определены.

Однако при определении фактических сроков налоговые органы в обязательном порядке должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.

Так прописано в пункте 13 Административного регламента.

Напомним, что в соответствии со статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения нарушения.

Также следует учитывать то, что в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ турфирмы обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов по валютным сделкам в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не менее срока исполнения договора.

Документы при проведении проверки

Интересной особенностью данного вида проверок является то, что поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа.

Причем Административным регламентом не установлена обязанность налогового органа ознакомить проверяемое лицо с этим документом (п. 22).

Гарантии, прописанные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который устанавливает обязанность ознакомить проверяемое лицо с решением о том, что в отношении него будет начата проверка, в силу оговорки по пункту 3.1 статьи 1 указанного Закона не распространяются на данный вид проверок.

Однако это тем не менее не ограничивает право налоговых органов и их должностных лиц запрашивать и получать документы и информацию, связанные с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 5, 8 Административного регламента).

Туристическая фирма обязана выдать запрашиваемую информацию в сроки, установленные в запросе.

При этом установленный срок не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса (п. 27 Административного регламента, п. 6 Правил предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98).

А что считается днем подачи запроса агентом валютного контроля? 

Это:

  • для запроса, направленного резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправлением, – дата вручения почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении;
  • для запроса, врученного резиденту или нерезиденту лично либо его представителю, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, – дата, указанная резидентом или нерезидентом (его представителем) в отметке о принятии запроса.

Результаты проверки туристической компании

Валютные операции, контроль налоговиками. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанных с ними обстоятельств, имеющих значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства.

При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.

Это прописано в пункте 29 Административного регламента.

Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

По каждому отраженному в акте проверки административному правонарушению возбуждается дело об административном правонарушении и составляется соответствующий протокол. При наличии признаков преступления информация об этом и подтверждающие документы передаются в правоохранительные и (или) иные госорганы.

Турфирма, в отношении которой проводится проверка, имеет право знакомиться с актами проверок, в которых фиксируются ее результаты, обжаловать действия сотрудников инспекции (в досудебном и судебном порядке), а также имеет право на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, а также их должностных лиц.

Обжалование результатов проверки

Турфирма имеет право на обжалование действий (бездействия) должностного лица ФНС России, управления, инспекции, а также принимаемых ими решений при проведении проверок в досудебном (внесудебном) порядке.

Срок подачи внесудебной жалобы не определен, а вот срок ответа на жалобу составляет 30 дней с даты ее регистрации. Хотя в исключительных случаях, уведомив о продлении срока проверяемый объект, срок ответа на жалобу может быть продлен еще на 30 дней.

Обращаем внимание: обязательное досудебное обжалование Административным регламентом в отличие от Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Срок судебного обжалования – три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Подача жалобы в вышестоящий орган не исключает права плательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

При подаче жалобы решение налогового органа, принятого по результатам контрольных мероприятий, не приостанавливается.

В то время как при судебном обжаловании может быть направлено ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения.

Важно запомнить

Административный регламент, утвержденный Минфином России, определяет порядок проведения налоговиками проверок валютных операций организаций. При этом проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка