Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проверка полноты учета выручки в турфирмах

1 мая 2012 28 просмотров

Действие регламента

Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее – Регламент). Проверка полноты учета выручки в турфирмах. Он вступил в силу с 19 февраля 2012 года. На проверку полноты учета выручки не распространяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Они могут проводиться без ограничения.

С чего начинается проверка

Проверка полноты учета выручки в турфирмах. В первую очередь при осуществлении проверки специалисты налоговой инспекции обязаны предъявить представителю турфирмы поручение на проведение проверки, а также свои служебные удостоверения.

Основанием для предъявления поручения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении проверки. Поручение должно быть подписано руководителем инспекции.

Если директор организации или предприниматель отсутствуют и не могут ознакомиться с поручением на проведение проверки и подписать его, то инспекторы должны сделать об этом отметку в поручении и начать проверку без него.

Права лиц при осуществлении госконтроля

Проверка полноты учета выручки в турфирмах. При проверке у инспекторов есть право:

  • получить доступ к фискальной памяти и контрольным лентам ККТ или к системе, формирующей БСО;
  • проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • получить от вас любые документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности, а также с учетом денежных средств;
  • требовать объяснения и сведения по предмету проверки;
  • привлекать сторонних специалистов для проведения экспертизы;
  • привлекать к административной ответственности.

В свою очередь турфирмы (в лице уполномоченных лиц) имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от специалистов инспекции информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Регламентом;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов инспекции;
  • обжаловать действия (бездействие) специалистов инспекции в досудебном (внесудебном) порядке или в суде.

При этом проверяемые объекты обязаны:

  • обеспечивать специалистам инспекций беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, или автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
  • представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);
  • давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • представлять в инспекции запрашиваемую ими информацию.

Документы, запрашиваемые налоговиками в рамках проверки

В соответствии с пунктом 29 Регламента в рамках проверки контролерами запрашиваются, в частности, следующие документы:

1) журнал кассира-операциониста;

2) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

3) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

4) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

5) контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

6) приходные и расходные кассовые ордера;

7) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

8) авансовые отчеты;

9) кассовая книга;

10) справка-отчет кассира-операциониста;

11) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

12) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

13) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

14) акт приемки бланков строгой отчетности;

15) книга учета бланков строгой отчетности;

16) акт о списании бланков строгой отчетности;

17) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;

18) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенку»;

19) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих «упрощенку» на основе патента;

20) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег (лимит остатка наличных денег в кассе устанавливает руководитель турфирмы).

Процедура проверки

В ходе проверки инспекторы:

  • изучают документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;
  • изучают документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;
  • сопоставляют данные кассовых документов с суммой наличных, находящихся в ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира-операциониста.
  • сопоставляют данные различных кассовых документов между собой (например, записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов);
  • проверяют правильность оформления кассовых документов.

При этом перед началом проверки кассир предоставляет расписку об отсутствии (или наличии) в денежном ящике контрольно-кассовой техники личных денег.

Расписка оформляется в акте о проверке.

А также о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.

В случае установления расхождений между суммами выручки наличных денежных средств и учетными данными выясняются причины, вызвавшие расхождения. С ответственных сотрудников берутся подробные объяснения.

Сумма выручки денежных средств, отраженная в учете турфирмы, сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

На основании указанных процедур делаются выводы о полноте учета турфирмой выручки наличных денежных средств, а также о применении (неприменении) контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличия излишков).

Оформление результатов проверки

Проверка полноты учета выручки в турфирмах. По результатам проверки сотрудники инспекции составляют акт проверки (в двух экземплярах), который подписывается инспекторами и проверяемым объектом.

В акте указываются:

1) дата его составления;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, ИНН, КПП;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) специалистов инспекции, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

4) дата и номер поручения на исполнение государственной функции;

5) перечень документов, полученных инспекцией в ходе проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) даты начала и окончания проверки;

8) адрес местонахождения или места жительства проверяемого объекта;

9) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об их отсутствии. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По всем нарушениям, отраженным в акте проверки, инспекторы принимают от вас письменные объяснения (замечания, возражения) и должны сделать об этом запись в акте.

Если директор (предприниматель) отсутствует или уклоняется от подписания акта, этот факт отражается в акте проверки, и он направляется по почте заказным письмом по местонахождению или месту жительства проверяемого объекта. Если инспекторы нашли нарушения, то акт послужит основанием для составления протокола и наложения штрафа в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 15.1).

В соответствии с указанной статьей предусмотрены штрафы:

  • за неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных;
  • несоблюдение порядка хранения свободных (сверхлимитных) наличных;
  • накопление в кассе наличных сверх лимита;
  • расчеты наличными с организациями или предпринимателями на сумму больше 100 000 руб. по одному договору.

Для организаций штраф составляет от 40 000 до 50 000 руб., для должностных лиц и предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Обжалование результатов проверки

Проверяемые объекты имеют право на обжалование действий (бездействия) должностного лица налогового органа, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке (п. 67 Регламента).

Проверяемые объекты могут направить по почте письменное обращение или в форме электронного документа на официальный сайт ФНС России, управления по Интернету.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов проверяемый объект прилагает к обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Обращение (жалоба), поступившее в ФНС России, управление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней с даты регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением о продлении срока проверяемого объекта.

Важно запомнить

Касаемо порядка проведения проверок полноты учета денежной выручки организациями и индивидуальными предпринимателями, Минфин России утвердил специальный регламент. В нем приведен перечень документов, которые могут запросить налоговые инспекторы для проверки, установлен срок такой проверки, определен порядок оформления ее результатов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка