Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Поправки в валютном законодательстве

1 июля 2012 19 просмотров

 Изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» внесены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ.

Появились новые нормы

Поправки в валютном законодательстве. Итак, статья 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (далее – Закон о валютном регулировании) была дополнена частями 1.1 и 1.2, которые начали действовать с 5 июня 2012 года (ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ).

В новой части 1.1 закреплена обязанность резидентов, которые проводят внешнеторговые операции, представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по передаче нерезидентам товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности;
  • исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счет авансовых платежей, поступивших от резидентов.

Фактически такая обязанность существовала и ранее. Как известно, организации, работающие с иностранными партнерами, обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств. То есть сумм, причитающихся им в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Или же российские организации должны обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Указанные денежные средства должны поступать на счета российских организаций не позднее сроков, которые предусмотрены внешнеторговыми контрактами. В целях контроля соблюдения данных сроков информация о них предоставляется резидентами в уполномоченные банки.

Ранее такая информация указывалась резидентами в открываемых в уполномоченных банках паспортах сделок (по контрактам, общая сумма которых превышает в эквиваленте 50 000 долл. США). Теперь в паспорт сделки сведения о сроках поступления выручки не включаются. Порядок представления данных сведений должен установить ЦБ РФ (ч. 1.2 ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок...» в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России (на момент подписания номера в печать).

Это означает, с одной стороны, что в случае изменения соответствующих сроков переоформлять паспорт сделки по контракту не нужно, что упрощает процедуру валютного контроля. Это актуально, например, когда российская турфирма и ее иностранный контрагент приняли дополнение к договору, увеличив ранее оговоренные сроки оплаты. С другой стороны, ранее уполномоченные банки имели возможность контролировать сроки поступления денежных средств лишь по тем контрактам, по которым оформлялись паспорта сделок, то есть заключенных на сумму, превышающую в эквиваленте 50 000 долл. США. Теперь, судя по всему, контроль будет тотальным и не зависящим от суммы внешнеторговых контрактов.

Таким образом, турфирмы, получающие денежные средства от иностранных контрагентов, обязаны сообщать о предусмотренных любыми внешнеторговыми договорами сроках такого поступления в уполномоченные банки. А также следить за тем, чтобы денежные средства поступали на их счета без нарушения заявленных сроков. В противном случае они могут быть привлечены к административной ответственности (ч. 4, 5 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оформление паспорта сделки

Поправки в валютном законодательстве. В новой редакции статьи 20 Закона о валютном регулировании теперь указаны сведения, которые должны содержаться в паспортах сделок. К ним относятся:

  • номер и дата оформления паспорта сделки;
  • сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
  • общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
  • сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
  • сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки*.

* За нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации или паспортов сделок турфирму могут оштрафовать на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб. ().

Здесь отметим, что данная информация указывалась в паспорте сделки и ранее, но не на основании Закона о валютном регулировании, а в соответствии с Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.

Кроме того, статья 20 Закона о валютном регулировании дополнена новым пунктом 6, которым предусмотрено, что уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля не позднее трех рабочих дней с даты их оформления.

Таким образом, не исключено, что в случае проведения проверки соблюдения турфирмой валютного законодательства эти документы больше не будут запрашиваться у проверяемой организации, а будут поступать напрямую из банков. По мнению автора, это нововведение будет способствовать оперативному выявлению и реагированию на нарушения валютного законодательства, в связи с чем турфирмам следует усилить контроль за соблюдением предусмотренных законом требований.

Проверки соблюдения валютного законодательства

Поправки в валютном законодательстве. Новое правило предусмотрено и в отношении проведения проверок соблюдения валютного законодательства – им дополнен пункт 5 статьи 23 Закона о валютном регулировании.

Установлено, что одни и те же документы представляются органу валютного контроля или агенту валютного контроля (их территориальным подразделениям), непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Таким образом, проверяющие не вправе требовать повторного представления одних и тех же документов. Исключение составляет случай, если они были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Список нерезидентов основательно расширен

Поправки в валютном законодательстве. Туристическим фирмам, работающим с иностранными физлицами, также следует знать, что расширился круг лиц, признаваемых в целях валютного контроля нерезидентами.

О том, кто относится к резидентам в целях валютного законодательства, сказано в подпункте «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании. Согласно указной норме в новой редакции к ним относятся лица, которые в иностранном государстве не менее года:

  • постоянно проживают (в том числе имеют выданный уполномоченным госорганом данного иностранного государства вид на жительство);
  • временно пребывают на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года.

Если такие лица, например, покупают в турфирме тур, она обязана соблюдать при заключении с ними договоров и при расчетах все требования валютного контроля.

В то же время если речь идет о работниках, то получение такими гражданами статуса нерезидентов позволит российским турфирмам беспрепятственно выплачивать им деньги в валюте, в частности зарплату (ст. 6, п. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании).

Важно запомнить

Перечень сведений, которые должны содержать паспорта сделок, теперь определен Законом о валютном регулировании. В ходе валютного контроля проверяющие не вправе требовать от турфирм документы, которые уже были представлены ранее. Исключение – если представленные документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка