Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Особенности проведения камеральной проверки

27 сентября 2010 8 просмотров

Соблюдайте порядок сдачи декларации

Особенности проведения камеральной проверки отражены в законах. Согласно общему правилу, проверка проводится в течение трех месяцев со дня сдачи фирмой налоговой декларации (расчета).

Заметьте: со 2 сентября 2010 года санкции за непредставление декларации, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса РФ, изменились (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Они теперь не зависят от количества дней просрочки. В любом случае штраф составит 5 процентов неуплаченной суммы налога за каждый пропущенный месяц (полный или неполный), но не более 30 процентов данной суммы и не менее 1000 руб. Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 119.1. Она предусматривает ответственность за нарушение установленного способа представления декларации. Так, если компания, которая обязана сдавать отчетность в электронном виде, подаст ее на бумаге, штраф составит 200 руб.

Дополнительные документы к отчету

При камеральной проверке декларации (расчета) налоговые инспекторы не вправе требовать какие-либо дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключения.

Когда инспекторы могут потребовать бумаги

Общие случаи, когда инспекторы могут затребовать дополнительные документы, перечислены в статье 88 Налогового кодекса РФ. В частности:
– если торговая фирма использует налоговые льготы, то придется представить документы, подтверждающие право на эти льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ);
– если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога, то необходимо подать бумаги, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ);
– если компания подала декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то следует представить документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В принципе во всех иных случаях требовать дополнительные бумаги в рамках камеральной проверки контролеры не могут. Однако на практике они часто пренебрегают этим правилом. Так, например, при проверке декларации по НДС инспекторы на местах просят представить «входящие» счета-фактуры и книгу покупок даже в том случае, если в декларации налог заявлен к уплате, а не к возмещению из бюджета.

Минфин России в письме от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209 (доведено до сведения инспекций письмом ФНС России от 17 января 2008 г. № ШС-6-03/24@) указал, что это неверный подход. Финансисты подчеркнули, что инспекторы вправе требовать дополнительные документы только в случаях, установленных статьей 88 Налогового кодекса РФ. О недопустимости запрашивать дополнительные бумаги в ситуациях, прямо не предусмотренных этой статьей, говорится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08.

Обратите внимание: пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) теперь четко определены способы, которыми должностное лицо фирмы может представить необходимые бумаги. А именно: принести их в инспекцию лично или передать через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае если документы составлены на бумажном носителе, их представляют в виде копий, которые заверены самой компанией. Требовать нотариального удостоверения копий инспекторы не вправе (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ). При необходимости контролеры могут ознакомиться и с подлинниками (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Форма истребования документов

Требование инспекторов о представлении документов обязательно должно быть письменным (а не устным). Здесь должен быть приведен четкий перечень конкретных бумаг, которые нужны инспекции для проверки. Пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ теперь устанавливает, каким образом инспекторы могут передать требование фирме. Так, документ может быть вручен руководителю (законному или уполномоченному представителю) фирмы лично под расписку или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

Получив требование, компания обязана представить необходимые документы в течение 10 рабочих дней.

Если представлена декларация по НДС

Если речь идет о камеральной проверке декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной, например, продуктовым магазином, то здесь есть нюансы. Дело в том, что ассортимент такого магазина, как правило, состоит из товаров, облагаемых:
– по пониженной ставке НДС (10%) в соответствии с пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ;
– по общеустановленной ставке (18%).

Кроме того, торговые организации (например, аптеки) могут продавать товары, реализация которых освобождена от налога на добавленную стоимость по пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (например, очки, линзы и оправы для очков).

В связи с этим возникает вопрос: считаются ли пониженная ставка и освобождение от налога льготами с точки зрения Налогового кодекса РФ?

Обратимся к определению налоговой льготы, данному в статье 56 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Из анализа данного определения можно сделать такие выводы.

С одной стороны, в рассматриваемом случае освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и возможность применения пониженной ставки льготами не признаются. Ведь данными привилегиями может воспользоваться любая организация, которая реализует соответствующие товары (конечно, при наличии необходимых документов). То есть нельзя сказать, что в данном случае преимущества предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков.

Но с другой стороны, названные преимущества дают возможность не уплачивать налог (или уплачивать его в меньшем размере). Следовательно, считаются льготами. Именно такой позиции придерживаются инспекторы и финансисты в своих частных разъяснениях. Подтверждает этот подход и пункт 2 определения Конституционного суда РФ от 19 января 2005 г. № 41-О, где пониженная ставка налога (0%) названа льготой.

Таким образом, при камеральной проверке декларации по налогу на добавленную стоимость контролеры могут потребовать у торговой фирмы документы, подтверждающие право на применение пониженной ставки и (или) освобождение от налога. В частности, проверяющие могут запросить бумаги, подтверждающие ведение операций, облагаемых НДС и освобожденных от налога.

Если фирма осуществляет операции как облагаемые, так и не облагаемые налогом, она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Пояснения по выявленным ошибкам

Помимо перечисленных случаев, есть еще ситуация, когда дополнительные бумаги могут понадобиться. А именно: если в ходе камеральной проверки налоговики выявят ошибки в декларации или несоответствия (противоречия) в представленных сведениях. Тогда они имеют право потребовать у фирмы дать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ). При этом налоговым законодательством прямо не предусмотрено, что контролеры могут запрашивать какие-либо дополнительные документы.

В пункте 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ говорится, что в качестве пояснений фирма вправе использовать выписки из регистров бухгалтерского (налогового) учета и иные документы, подтверждающие достоверность сведений, внесенных в декларацию.

Таким образом, представление дополнительных бумаг в данной ситуации – это право, а не обязанность организации.

Однако в рассматриваемом случае подача дополнительных документов в интересах самой компании, поскольку устные пояснения вряд ли убедят налоговиков.

Окончание камеральной проверки

Особенности проведения камеральной проверки влияют на ее результат. Итак, камеральная проверка заканчивается по истечении трех месяцев с момента подачи налоговой декларации. Если нарушений не выявлено, то никаких документов по ее результатам налоговики не оформляют. В остальных случаях дело обстоит сложнее.

Если в ходе камеральной проверки была обнаружена недоимка по налогу (но при этом отсутствуют признаки нарушения налогового законодательства), то инспекторы составляют документ о выявлении недоимки. Его форма утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Об этом напомнили и финансисты в своем письме от 6 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-172.

Если ревизия выявила налогового законодательства, контролеры составят акт налоговой проверки (ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Размеры санкций по статье 120 Налогового кодекса РФ повышены. При занижении налоговой базы штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (вместо прежних 10% от суммы налога, но не менее 15 000 руб.).

Этот документ оформляют в течение 10 рабочих дней с момента окончания контрольного мероприятия. Срок, в рамках которого акт камеральной проверки должен быть вручен компании, составляет пять рабочих дней с даты его оформления. Основание – пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: за налоговиками теперь законодательно закреплена обязанность представлять вместе с актом проверки документы, подтверждающие факты выявленных нарушений (новый п. 3.1 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Правда, к акту инспекторы должны будут прилагать только те бумаги, которые получены ими самостоятельно. Документы, поступившие от проверяемой компании, к акту не прилагаются.

Следует отметить, что в статье 101 Налогового кодекса РФ теперь урегулирована процедура оповещения фирмы о принятых по результатам проверок решениях (о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении). Решения вручают представителям фирм лично либо пересылают по почте заказным письмом (они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления).

Важно запомнить

Выявив в ходе камеральной проверки нарушения норм налогового законодательства, инспекторы составят акт, к которому они обязаны приложить подтверждающие документы. Размеры санкций за недоплату налогов повышены.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 09:00 Отгул за сверхурочную работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка