Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с проверяющими

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Учет затрат на перевозку товара

23 января 2012 108 просмотров

Создано самостоятельное подразделение

Организации с разветвленной филиальной сетью для перевозки товаров, как правило, создают самостоятельное структурное автотранспортное подразделение (по аналогии с автотранспортным предприятием).

Как отразить затраты на перевозку груза в бухгалтерском учете

В зависимости от размера парка собственного автомобильного транспорта и характера перевозок (только внутри организации или услуги оказываются еще и другим компаниям) торговая организация может:

  • открыть самостоятельное подразделение, занимающееся перевозками, и все затраты по нему собирать на счете 23 «Вспомогательные производства»;
  • не создавать отдельное подразделение, если парк небольшой, и вести учет по автомобилям, их обслуживанию и ремонту на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (субсчет «Автотранспорт»).

При любом варианте основными затратами на собственный транспорт являются:

  • горюче-смазочные материалы;
  • амортизация автомобилей;
  • расходы на техническое обслуживание и ремонт;
  • заработная плата водителей (возможно бухгалтера, выделенного для ведения учета транспортного подразделения), взносы в фонды и взносы «на травматизм».

Если транспорт (пусть даже и большой парк) используется исключительно для нужд организации (не оказывает услуги на сторону), то, по мнению автора, имеет смысл не задействовать счет 23 вообще, а открыть отдельный субсчет к счету 26. Но в любом случае транспортные расходы надо учитывать обособленно. Это позволит не только анализировать размер таких затрат (в целях управленческого учета), но и сблизить бухгалтерский учет с налоговым.

Соответствующие варианты учета следует прописать в бухгалтерской учетной политике.

Далее, уже по правилам, установленным в учетной политике для целей бухгалтерского учета, эти косвенные транспортные расходы распределяются по видам производимой продукции либо списываются напрямую в уменьшение выручки от продаж отчетного периода

Признаем расходы в налоговом учете

Транспортные услуги структурного транспортного подразделения компании по перевозкам грузов внутри организации (перемещение складского оборудования, товаров, а также других видов грузов с базисного (центрального) склада в торговые точки и иные подразделения) относятся к материальным расходам производственного характера. Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Их признают в качестве расходов текущего периода.

Какие документы нужно оформить при перевозке

Любая запись в бухучете делается на основании первичного документа (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В налоговом учете любой расход должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

В части документального оформления транспортных расходов внутри организации никаких особых указаний ни Налоговый кодекс РФ, ни нормативные акты по бухучету не содержат.

Значит, руководствуемся общим правилом: это должны быть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

На практике это означает, что нужно использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм.

Если таковые отсутствуют, то формы можно разработать самостоятельно с использованием обязательных реквизитов, которые указаны в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Итак, для подтверждения расходов на ГСМ в наличии должен быть путевой лист.

Причем организации, использующие автотранспорт исключительно для собственных, а не коммерческих нужд, могут воспользоваться:

В отношении расходов на амортизацию необходимо иметь инвентарную карточку учета основных средств ОС-6, ведомость начисления амортизации. Что касается расходов на ремонт и техобслуживание, то здесь также потребуется инвентарная карточка учета основных средств ОС-6.

В том случае, если ремонтом занимается сторонняя организация, должен быть акт выполненных работ. Если ремонт проводится собственными силами, то нужно будет оформить и требование-накладную М-11 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а), а также расчетно-платежную ведомость Т-49 или расчетную ведомость Т-51 (формы данных ведомостей утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Как правило, при перевозках оформляется товарно-транспортная накладная формы № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78) или транспортная накладная (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

По мнению автора, при использовании собственного транспорта для нужд организации нет необходимости заполнять такие документы вообще. Поскольку нет никаких отношений с третьей стороной – перевозчиком.

Отметим, что чиновники Минфина России по этому поводу высказывались аналогично: «...в случае если договор перевозки не заключался, обязанности подтверждать затраты на перевозку груза и факт его транспортировки как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т у налогоплательщика не возникает».

Такой вывод следует из письма Минфина России от 24 октября 2011 г. № 03-03-06/1/687.

Так что, по сути, при перевозках внутри компании собственными силами достаточно путевого листа.

Однако не лишним будет в дополнение к путевому листу составить накладную на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары по форме № ТОРГ-13 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132).

Хотя эта унифицированная форма разработана для учета торговых операций, но может быть использована и для оформления перемещения товаров транспортным подразделением компании.

Ведь уже одно ее название – накладная на внутреннее перемещение – прямо свидетельствует, что она предназначена для учета движения ценностей внутри организации, между структурными подразделениями и материально ответственными лицами.

Так что ее наличие не позволит запутаться, что и куда ушло внутри самой организации, а кроме того, она значительно проще товарно-транспортной накладной.

К слову, судебная практика подтверждает, что наличие товарно-транспортной накладной вовсе не является обязательным требованием для признания транспортных расходов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 февраля 2007 г. № А05-16664/05-33, ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г. № А12-11207/07-С65), при условии что они подтверждаются иными документами. Такими, например, как заявка на перевозку грузов с указанием грузоотправителей товара, маршрута следования, места доставки товара, вида товара, веса груза, доверенность, выданная на имя водителя.

Используются услуги сторонней компании

Если организация решила, что содержать (создавать) собственное транспортное подразделение затратно, то для перевозок грузов внутри компании можно воспользоваться услугами сторонней организации.

Расходы в данном случае отражаются по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а возможно будут задействованы и счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Все зависит от специфики деятельности организации и правил учета транспортных расходов, утвержденных учетной политикой компании.

С налоговым же учетом ситуация следующая.

Подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ позволяет относить к материальным расходам производственного характера транспортные услуги сторонних организаций (включая транспортные услуги индивидуальных предпринимателей).

А вот порядок признания таких расходов является элементом учетной политики.

Датой признания расходов может быть:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последнее число отчетного (налогового) периода.

Это установлено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Что касается документооборота, отметим, что в этом случае необходимо будет оформить транспортную накладную. Поскольку заключен договор перевозки груза (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

А вот требуется ли в данной ситуации составлять накладную по форме № 1-Т (товарно-транспортную накладную)?

Летом прошлого года финансисты и налоговики выпустили ряд разъяснений (письма Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/501, № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/499, № 03-03-06/1/498, № 03-03-06/1/497, № 03-03-06/1/492, УФНС по г. Москве от 29 августа 2011 г. № 16-15/083462@).

Из них следовало, что «в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

То есть выводы, сделанные чиновниками, можно было трактовать так, что достаточно лишь одного документа. И это, в общем-то, вполне разумно.

Дело в том, что товарно-транспортная накладная была обязательным документом во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР (сейчас он не действует). А применяющийся в настоящее время Устав автомобильного транспорта предусматривает использование именно транспортной накладной (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).

Поэтому логичным представляется заполнять что-то одно: либо транспортную накладную, либо товарно-транспортную накладную, которую пока еще никто не отменял.

Но в письме от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/744 Минфин России указал, что необходимо одновременное наличие этих двух документов: товарно-транспортная накладная – для обоснования расходов на перевозку груза, а транспортная накладная – для установления порядка организации перевозки груза.

Так что во избежание споров с проверяющими помимо актов оказанных услуг лучше составлять оба этих документа.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка