Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проведение налоговых проверок

20 февраля 2012 23 просмотра

Камеральная проверка

Проведение налоговых проверок. Камеральная проверка (п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ) осуществляется по местонахождению инспекции на основании данных налоговых деклараций (расчетов) и документов – как представленных организацией, так и имеющихся у налоговиков.

Иными словами, в рамках камеральной проверки контролируется достоверность представленной торговой фирмой налоговой отчетности (деклараций, расчетов), ее соответствия требованиям по оформлению и подаче отчетных данных, в частности путем автоматизированного контроля и сверки контрольных соотношений данных отчетов с данными документов, имеющихся в распоряжении налогового органа.

Например, камеральная проверка может быть вызвана тем, что сведения декларации по налогу на добавленную стоимость не соответствуют показателям декларации по налогу на прибыль или наоборот.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения. Срок на это – три месяца со дня сдачи организацией налоговой декларации (расчета).

Если при этом выявлены какие-то ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней пояснения или внести в установленный срок исправления.

В случае когда в результате рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при отсутствии пояснений) фискалы установили факт совершения правонарушения, они обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ.

Казалось бы, на основании положений статьи 88 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что в рамках камеральной проверки налоговая инспекция не вправе выполнять какие-либо действия на территории компании и не уполномочена осматривать складские, торговые и прочие помещения. Для этого контролирующие органы имеют в своем распоряжении такое средство налогового контроля, как выездная проверка.

Но в главе 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса РФ есть статья 91 «Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки». Из ее текста, не уточняющего, о каком виде проверки идет речь, ясно, что такой доступ должен быть обеспечен для осмотра «используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения». Нередко налоговые органы пользуются этим и требуют доступа на территории и в помещения при камеральной проверке. Однако, как следует из письма Минфина России от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411, такой осмотр возможен лишь в рамках выездной проверки.

Выездная проверка

Проведение налоговых проверок. Выездная налоговая проверка (п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ) проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции.

Если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, то тогда она может проводиться по местонахождению налогового органа.

Кого могут проверить

Федеральная налоговая служба приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ разработала и утвердила критерии отбора налогоплательщиков для выездных проверок.

Для анализа и принятия решения о выездной проверке используются:

  • суммы исчисленных и уплаченных налогов;
  • показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской);
  • факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

И если налогоплательщик попадает в зону риска, то есть соответствует критериям оценки риска, его включают в план выездных проверок. А критерии оценки риска следующие.

  1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
  2. В бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражаются убытки.
  3. В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основании заключения договоров с контрагентами – перекупщиками или посредниками (цепочка контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением местонахождения (миграция между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по сведениям бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Что проверяют

Проведение налоговых проверок. Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (одного или нескольких).

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Причем налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также не вправе проводить в отношении одной компании более двух выездных проверок в течение календарного года.

При этом в статье 89 Налогового кодекса РФ прямо указано, что «должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения».

Срок проверки

Проведение налоговых проверок. В общем случае выездная проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Правда, этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести. Основания и порядок его продления установлены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. Такими основаниями могут, например, быть:

  • проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
  • получение в ходе выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у торговой фирмы нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;
  • наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проходит проверка;
  • проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
  • непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

При этом в ходе проведения проверки может быть сделан перерыв. Допускается ее приостановление для целей:

  • истребования документов (не более чем один раз по каждому проверяемому лицу);
  • получения информации от иностранных государственных органов;
  • проведения экспертиз;
  • перевода документов на русский язык.

Общий срок приостановления проведения проверки не должен превышать шести месяцев.

Повторная проверка

Выездная проверка может быть назначена повторно.

При этом она проводится:

  • вышестоящим налоговым органом – для контроля деятельности налогового органа, выполнявшего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя – в случае сдачи организацией уточненной налоговой декларации, где указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этого мероприятия проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Результаты проверки

По окончании выездной проверки составляется справка. А итоги проверки оформляются актом (его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@), который подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она была назначена.

Акт в течение пяти дней после подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под роспись или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по нему должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Этот срок составляет 15 дней для представления возражений на выводы, изложенные в акте проверки для отдельного лица, и 30 дней для консолидированной группы налогоплательщиков. Он может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

Проверка сделок между взаимозависимыми лицами

Проведение налоговых проверок. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России по ее местонахождению, то есть без выезда на территорию компании.

Основаниями для проведения проверки соответствия цен являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком согласно требованию статьи 105.16 Налогового кодекса РФ;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки установил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

В рамках проверки контролируется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.

По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать шести месяцев (п. 4 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ).

Для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России вправе использовать следующие методы (п. 1 ст. 105.7 Налогового кодекса РФ):

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

Отметим, что два последних метода являются новыми. Первые три были предусмотрены и статьей 40 Налогового кодекса РФ.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен от рыночных, которое повлекло занижение налогов, составляется акт проверки (п. 9 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщик вправе представить в ФНС России возражения на данный документ в течение 20 дней с момента его получения (п. 13 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ).

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также вынесение решения производится в общем порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить

По мнению финансистов, налоговики могут осматривать складские и торговые помещения фирмы лишь в рамках выездной, а не камеральной проверки.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка