Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Утилизационный сбор, при покупке автомобиля

3 октября 2012 317 просмотров

Назначение сбора

Утилизационный сбор, при покупке автомобиля.

Закон №128-ФЗ дополнил Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» новой статьей 24.1 «Утилизационный сбор». Она введена в действие с 1 сентября 2012 года.

В связи с введением утилизационного сбора Правительством РФ принято постановление от 30 августа 2012 г. №870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» (далее – постановление №870), которым утверждены правила уплаты данного сбора.

Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности. Он предназначен для покрытия расходов бюджета на уничтожение старых автомобилей.

На территории РФ должна быть создана сеть специализированных организаций, которые обязаны бесплатно принять и утилизировать любой автомобиль у любого обратившегося лица (физического или юридического), а затем компенсировать свои расходы за счет средств федерального бюджета. На эти цели и будут направляться средства утилизационного сбора.

Порядок уплаты сбора

Утилизационный сбор, при покупке автомобиля. Порядок уплаты утилизационного сбора подробно изложен в нескольких правилах, утвержденных постановлением №870.

Плательщики сбора

Основными плательщиками утилизационного сбора выступают импортеры и российские производители автомобилей. И если торговая фирма покупает машину за пределами России (в том числе в Белоруссии или Казахстане) и ввозит ее для эксплуатации на территории РФ, то нужно быть готовым к уплате утилизационного сбора.

Но и приобретая автомобиль на территории нашей страны, торговой компании следует проявить бдительность и убедиться, что у нее, как у покупателя, не возникнет обязанности по уплате утилизационного сбора. Дело в том, что плательщиками утилизационного сбора также являются лица, приобретающие автомобили на территории Российской Федерации у продавцов, которые:

  • были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе авто на территорию РФ;
  • в нарушение закона не уплатили сбор.

Разберемся по порядку.

Утилизационный сбор привязан к конкретному автомобилю (легковому, грузовому или автобусу), на который выдается паспорт транспортного средства (ПТС), и уплачивается один раз. Если по какой-либо причине он не уплачен, то покупатель автомобиля не сможет зарегистрировать его в ГИБДД до тех пор, пока бюджет не пополнится суммой сбора.

Размер сбора

Сумму сбора компания или физическое лицо, обязанное его уплатить, рассчитывают самостоятельно. Для этого необходимо заполнить Расчет утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, форма которого приведена в приложении №1 к Правилам взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора, утвержденным постановлением №870.

Отметим, что размер утилизационного сбора может составить весьма существенную сумму. Сбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, значения которого содержатся в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном постановлением №870. Величины ставок приведены в сносках 4 и 5 к указанному Перечню. Установлено всего две базовые ставки:

  • 20 000 руб. – для легковых автомобилей;
  • 150 000 руб. – для грузовых автомобилей и автобусов.

А вот коэффициенты варьируются от 0,5 (новые грузовые авто с полной массой не более 2,5 т) до 35,01 (легковые машины старше трех лет с объемом двигателя более 3500 куб. см).

Например, за новый грузовик полной массой до 8 т сбор составит 165 000 руб. (150 000 руб. х 1,1), а за такой же автомобиль старше трех лет – 684 000 руб. (150 000 руб. х 4,56). За новый легковой автомобиль с объемом двигателя не более 2000 куб. см придется отдать 26 800 руб. (20 000 руб. х 1,34), за такой же старый (старше трех лет) – 165 200 руб. (20 000 руб. х 8,26).

Описание категорий транспортных средств содержится в ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».

Только для легковых машин, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предусмотрены понижающие коэффициенты от базовой ставки 20 000 руб.:

  • 0,1 – для новых авто (сумма сбора составит 2000 руб. (20 000 руб. х 0,1));
  • 0,15 – для авто старше трех лет (сумма сбора составит 3000 руб. (20 000 руб. х 0,15)).

В такой ситуации можно прогнозировать всплеск рекомендаций по оптимизации расходов торговой организации на приобретение автомобилей. Например, изначально авто приобретает физлицо для личного пользования, ввозит его в нашу страну и уплачивает маленький утилизационный сбор, а затем на территории РФ перепродает автомобиль своей организации, у которой уже не возникает обязанности по уплате утилизационного сбора.

Импорт автомобилей

Если автомобиль был ввезен на территорию России, то сбор в общем случае должен заплатить в федеральный бюджет импортер при декларировании (при ввозе).

Подтверждение уплаты сбора

Следит за внесением утилизационного сбора при ввозе автомобилей таможенная служба, и она же обязана поставить в ПТС отметку об уплате сбора. Если такая отметка есть, то все последующие владельцы авто освобождены от уплаты утилизационного сбора. Если же отметка в ПТС отсутствует, то обязанность уплатить утилизационный сбор перекладывается на покупателя.

Для подтверждения, что отметка в ПТС является обоснованной, МВД России ведет реестр автомобилей с уплаченным сбором (сведения о внесении утилизационного сбора направляются таможенными органами в МВД России в порядке межведомственного информационного обмена).

Так вот, если в ПТС отметка об уплате сбора есть, а в соответствующем реестре приобретаемое транспортное средство не числится, то с большой степенью вероятности у покупателя возникнут проблемы с регистрацией в ГИБДД.

Исключение составляют машины, ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 года. Их можно покупать без опасения, что придется уплатить утилизационный сбор при регистрации в ГИБДД.

Льготы при импорте

Законом №128-ФЗ предусмотрены категории автомобилей, за которые при ввозе на территорию РФ утилизационный сбор не взимается. Для последующего покупателя важно подразделять их еще на две части: освобожденные от сбора навсегда и освобожденные на время. При покупке авто из первой подкатегории, несмотря на то что утилизационный сбор уплачен не был, у покупателя обязанности по его уплате также не возникает. Если же приобретается машина из второй подкатегории, то покупатель должен внести в федеральный бюджет сумму сбора (иначе ее не поставят на учет в ГИБДД).

Постановлением №870 не предусмотрена обязанность Федеральной таможенной службы проставлять в ПТС отметку о льготном статусе ввозимого транспортного средства и об отсутствии обязанности по уплате сбора при ввозе на территорию Российской Федерации. Это важно, так как последующий владелец этой машины должен иметь возможность однозначно определить, будет ли он плательщиком утилизационного сбора.

Итак, можно безбоязненно покупать без дополнительных затрат на уплату утилизационного сбора следующие авто, ранее ввезенные в нашу страну:

  • легковые и грузовые автомобили и автобусы, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров (коммерческие перевозки пассажиров и грузов), имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния,
  • автомобили, которые ввозятся через государственную границу РФ с территорий государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. То есть произведенные или выпущенные для внутреннего потребления на территории Таможенного союза (п. 37 ст. 4, ст. 210 Таможенного кодекса ТС), если они ранее были ввезены в Белоруссию или Казахстан и их изготовитель включен в перечень производителей Таможенного союза, который ведет Минпромторг России (перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Белоруссии или Казахстана, которые не уплачивают утилизационный сбор).

Обращаем внимание, что если эти условия не выполняются, то при ввозе в РФ автомашин с территории стран Таможенного союза утилизационный сбор взимается.

Так как в рамках Таможенного союза декларирование ввозимых товаров, в том числе и транспортного средства, не осуществляется, то импортер для уплаты сбора должен самостоятельно обращаться в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место его регистрации или место жительства.

А в подкатегорию продавцов, законно освобожденных от уплаты сбора при ввозе, но при приобретении у которых покупатель обязан уплатить сбор, попали такие льготники утилизационного сбора:

  • физические лица, которые ввезли личное авто как добровольные переселенцы – участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, как вынужденные переселенцы или как беженцы;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения и аналогичные международные организации, а также их сотрудники, включая членов семей;
  • юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, в отношении транспорта для перевозки грузов и автобусов, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.

Покупка российских автомобилей

Особо выделим еще один вид льготных машин. Это автомобили, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств (назовем его обязательством производителя по утилизации).

Вместо перечисления утилизационного сбора производители обязуются нести расходы на утилизацию выпущенных ими автомобилей без компенсации этих затрат из федерального бюджета. Поэтому ни такие производители, ни последующие владельцы (покупатели) таких машин не уплачивают утилизационный сбор.

В подтверждение принятия обязательства по утилизации своих авто организацией-изготовителем в ПТС проставляется соответствующая отметка.

Однако этой информации в ПТС для покупателей может быть недостаточно для исключения возможных рисков, связанных с обязанностью уплатить утилизационный сбор при регистрации приобретаемого автомобиля в ГИБДД.

Учитывая, что момент утилизации новых авто может наступить нескоро, производители, взявшие на себя обязательства по утилизации, заносятся в специальный реестр.

Минпромторг России ведет Реестр организаций – изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств.

С 1 сентября 2012 года подразделения ГИБДД отказывают в проведении действий по регистрации автомобиля в случае, если отметка о принятии обязательства по утилизации проставлена организацией-производителем, не включенной в реестр на дату выдачи ПТС. Такая норма установлена пунктом 4 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». Вероятно, для покупателя это означает, что машина будет зарегистрирована только после уплаты им утилизационного сбора.

Автомобиль приобретен у нарушителей закона

Утилизационный сбор, при покупке автомобиля. Удивительно, что в Законе №128-ФЗ сразу предусмотрена вероятность возникновения группы лиц, которые в нарушение установленного порядка не уплатили утилизационный сбор. И что еще более удивительно, обязанность по уплате сбора в этом случае возлагается не на нарушителей, продающих автомобили, а на их добросовестных контрагентов-покупателей.

Покупатели оказываются в ситуации, когда им следует собрать полную информацию как об автомобиле, так и о его продавце.

Например, как известно, утилизационный сбор взимается таможенными органами. Но при ввозе товаров с территории Таможенного союза таможенный контроль отменен, и импортер вполне может уклониться от уплаты сбора на те машины, которые не подпадают под освобождение. Импортер может считать, что его автомобиль подпадает под льготу по утилизационному сбору, а инспектор ГИБДД – что нет. В данном случае покупатель белорусского или казахстанского авто будет вынужден самостоятельно оплатить сбор, так как эксплуатировать приобретенный транспорт без госномеров нельзя, а в последующем ему придется выяснять, действительно ли на это авто не следовало уплачивать сбор при ввозе на территорию РФ.

К счастью, постановлением №870 предусмотрена возможность возврата плательщику неверно уплаченного сбора. Порядок возврата содержится в Правилах взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора. Для возврата сбора подается заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, форма которого приведена в приложении №2 к вышеназванным Правилам.

По мнению автора, целесообразно выяснить все подобные вопросы еще до совершения сделки купли-продажи. Возможно, в этом случае имеет смысл поторговаться с продавцом, ведь размер утилизационного сбора, который вам придется заплатить, чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, нередко составляет значительную сумму. Или наоборот, можно будет вздохнуть с облегчением, если вы приобретаете авто, за которое утилизационный сбор вообще не взимается.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка